Есть ли над Америкой антиракетный купол?

Блеф и реальность американской ПРО

«Звездные войны» Рейгана прочно засели в мозгах американцев. 

Блеф и реальность американской ПРО

Многие и сегодня продолжают считать, что Америка надежно защищена от ядерной атаки неким «куполом» наподобие того, который перехватывает ракеты ХАМАС в небе Израиля.

Сразу скажу - рейгановский проект СОИ был и остается блефом. Разрекламированный 30 лет назад, он предусматривал развертывание боевых космических станций с поражающими лазерными установками, способных уничтожать вражеские баллистические ракеты в космическом пространстве; суперсенсоров для наводки лазеров и ракет-перехватчиков.

Том З. Коллина, директор Ассоциации по контролю над вооружениями в Вашингтоне, оценивает СОИ с высоты прошедших лет: «Это большая афера президента Рейгана. Она была невероятно амбициозна, и большинство предлагавшихся им проектов оказалось невозможно реализовать».

Директор российского Института политического и военного анализа Александр Шаравин считает, что «СОИ создать было невозможно, и хотя она не стала основным фактором распада СССР, но внесла заметную роль в перенапряжение военно-промышленного комплекса и всей экономики страны».

СОИ (Стратегическая оборонная инициатива) таким образом была скорее блефом, на который тем не менее купилось руководство СССР, отреагировавшее колоссальными затратами на попытку ей противостоять. Но, кроме блефа , что же представляет собой противоракетная оборона США?

До начала 90-х годов она основывалась на положениях договора ПРО 1972 года, по которому каждая сторона обязалась иметь не более одной противоракетной системы. СССР избрал прикрытие столицы, США - район Гранд-Форкс в Северной Дакоте, где сосредоточены наземные межконтинентальные носители. Но если американцы свою систему ПРО так и не развернули, то 17 февраля 1995 года ПРО Москвы заступила на боевое дежурство.

Московские «кольца» ПРО

Вот что сказал о системе А-135 ее создатель, генеральный конструктор А. Басистов в интервью корреспонденту «Известий»: «Система «А-135» соответствует договору по ПРО, заключенному между СССР и США в 1972 году, и гарантированно защищает столицу от баллистических ракет и их ядерных боевых блоков...

И хотя А-135 решает ограниченные боевые задачи, но она - единственная в мире действующая система ПРО, накопившая огромный опыт использования не в эксперименте, а в реальных условиях дежурства!..»

Система состоит из двух эшелонов, способных перехватывать межконтинентальные баллистические ракеты как в атмосфере, так и в заатмосферном пространстве. Первый эшелон - 32 противоракеты дальнего действия 51Т6 (по классификации НАТО «Gorgon») конструкции П.Д. Грушина поражают цели в космосе на расстоянии до 350 км. Позиционные районы: Наро-Фоминск и Сергиев Посад. Во втором эшелоне - пять позиционных районов 68 противоракет 53Т6 (Gazеlle) конструкции Л.В. Люльева. Они способны перехватывать цель на высотах от 5 до 30 км на удалении до 100 км. Все противоракеты оснащены ядерными боезарядами мощностью до 1 мегатонны и находятся в пределах 150 км от центра Москвы в подземных шахтах. Шахты противоракет не замаскированы (маскировка запрещена Договором), но защищены от прямого попадания и от террористов достаточно надежно.

Первый эшелон ПРО США

В 1975 году США заморозили систему «Сейфгард», предназначенную для прикрытия позиционного района наземных МБР и до 2005 года вообще не располагали стратегической ПРО. Но вскоре был завершен ее первый этап. Он предусматривал развертывание 16 наземных противоракет типа «Джибиай» (GBI) в двух позиционных районах: Форт-Грили (штат Аляска) - 10 космических перехватчиков GВI и еще 6 на авиабазе Ванденберг ( шт. Калифорния ).

Во втором этапе (2006 - 2007 г.г.) отработано взаимодействие противоракет GBI и выведенных на орбиту спутников обнаружения и сопровождения ядерных боеголовок противника. Началось боевое патрулирование комплекса раннего локационного обнаружения, устанавливаемого на специальных самолетах и подвижных морских платформах.

Вместе с тем, проектные задания выполняются с большим запозданием и до постановки в строй системы многослойной обороны территории страны, которая должна обеспечивать перехват любых атакующих ракет на всех участках их полета, потребуется куда больше времени, чем планировалось. Ибо задачи третьего этапа (2008 - 2013г.г.), в котором намечалось завершить создание боевой эшелонированной системы НПРО, не выполнены. Численность наземных противоракет не изменилась, количество самолетных систем обнаружения и сопровождения вражеских боеголовок осталось прежним. Не изменилась и группировка средств раннего обнаружения ракетных пусков. Она состоит из трех сверхмощных радаров на западном направлении: в Файлигендейлс (северная Англия), в Туле (Гренландия) и в Варде (Норвегия).

Великобритания и Дания (хозяйка Гренландии) согласились на модернизацию своих РЛС раннего оповещения и их интеграцию в систему ПРО США . Модернизация английского радара была завершена в 2007 году, модернизация гренландского закончилась в 2009. Норвежская РЛС являлась противоракетной изначально.

Кроме того, у Пентагона есть доказавшая свою эффективность морская мобильная радарная система, SBX, размещенная на платформе в 50 тыс. тонн и «видящая» на 5500 км. Она предназначена для обнаружения и слежения за космическими объектами, в том числе высокоскоростными и малогабаритными, а также выработки данных целеуказания. Огромная конструкция высотой с 20-этажный дом способна самостоятельно передвигаться в океанских водах со скоростью до 7 узлов (13 км) и может быть передислоцирована в любую точку океанской поверхности. Одна из таких систем сейчас дежурит у Алеутских островов, одна направлена в Индийский океан. В 2013 году введены в строй еще три. Пентагон не исключает возможности размещения одной из них в Северном море, что обеспечит абсолютный контроль космического пространства над Европой.

Второй эшелон ПРО

Но если развертывание первого эшелона ПРО далеко от завершения, то второй эшелон введен в строй своевременно. Вторым эшелоном является морская компонента - система «Иджис»: три крейсера типа «Тикондерога» и 15 эсминцев, оснащенных противоракетами SM-3 ( «Стандарт-3» блок 1А). Каждый корабль несет 40 - 50 этих противоракет. Таким образом, во втором эшелоне американской НПРО задействовано от 700 до 900 противоракет морского базирования.

Их особенностью является наличие перехватчика, оснащенного двигателем и собственной системой управления. Этот перехватчик выводится ракетой в наиболее выгодную позицию по отношению к цели, захватывает ее бортовым сенсором и выпускает маневрирующую ударную боеголовку, которая и уничтожает цель. Система прошла все наземные и полетные испытания, показав вполне удовлетворительные результаты.

В ближайшие годы планируется сбалансировать неравномерность противоракетных потенциалов «атлантической» и «тихоокеанской» морских корабельных группировок ПРО США, что будет способствовать усилению американской наземной противоракетной группировки в Европе. Одновременно планируется повысить удельный вес морской системы ПРО среди противоракетных систем. К 2015 году количество ракет-перехватчиков на кораблях системы «Иджис» (436) составит свыше 48% от общего числа в 905 ракет-перехватчиков, которые должны появиться на вооружении США к этому сроку

Противоракеты передового базирования на боевых кораблях являются важным элементом эшелонированной ПРО Америки. Они должны гарантированно уничтожать МБР противника на старте, его носители средней дальности, а также крылатые ракеты.

Между тем, предлагаемая планом дислокация почти половины этих противоракет нацелена только на блокирование возможных атак Ирана носителями типа «Шехаб» разных модификаций. Следовательно, основная группировка кораблей, оснащенных противоракетами «Стандарт-3», будет развернута в позиционных районах, блокирующих старты не иранских носителей.

Третий эшелон ПРО

В него входит мобильный комплекс THAAD, предназначенный для передового прикрытия военных баз и стратегических объектов от входящих в атмосферу боеголовок баллистических ракет малого и среднего радиуса действия. Возможности комплекса не позволяют ему поражать цели в космическом пространстве. В комплексе используется кинетический перехватчик, позволяющий сбить боевой блок баллистической ракеты на дальности до 200 км при высоте до 150 км.

В 2008 году первая батарея из 24 ракет THAAD была развёрнута на Гавайских островах для защиты архипелага от возможного удара северокорейских баллистических ракет среднего радиуса действия. В настоящее время в состав почти всех полков ПВО США входит по одной батарее ракет THAAD.

Вторым компонентом этого эшелона ПРО является зенитно-ракетный комплекс «Patriot» РАС-3, который считается основным средством тактической противоракетной обороны от баллистических ракет малого радиуса действия. С 2000 года в состав комплекса вошла новая малогабаритная противоракета ERINT.

В настоящее время все комплексы «Patriot» PAC-3 комплектуются как зенитными ракетами MIM-104 (для поражения аэродинамических целей), так и противоракетами ERINT (для поражения баллистических ракет малого радиуса действия). Это позволило оснастить ЗРК «Patriot» РАС-3 все боевые части сухопутных войск и объекты прикрытия

Спутниковая группировка

Спутниковая группировка американской ПРО предназначена для отслеживания стартов МБР. Она состоит из восьми космических аппаратов типа "Имеюс-2" (DSP) и шести SBIRS-High, патрулирующих над Тихим, Атлантическим, Индийским океанами и европейской зоной. Технические характеристики спутников позволяют иметь глобальную зону обзора по долготе и широте.

Время поступления информации - не более 2-х минут после обнаружения старта баллистической ракеты. Численно американская космическая группировка в три раза превосходит российскую. Однако российская система ИС (истребители спутников) нацелена на нее на случай глобального конфликта. И вполне возможен вывод из строя большинства спутников, особенно, если Россия ударит первой.

Ошибки президента?

Решение президента Барака Обамы отменить развертывание третьего позиционного района американской ПРО в Польше и суперрадара в Чехии породили у многих аналитиков вопрос - как отразится это на противоракетной обороне территории Соединенных Штатов? Для компетентных экспертов совершенно очевидно, что американцы решили сделать ставку на ракеты SM-3 корабельного базирования, хотя нынешняя ее модификация перехватывать российские МБР действительно не способна.

Но уже в прошлом году прошли летные испытания новой модификации перехватчиков - Block IB, которые, безусловно, будут представлять серьезную угрозу для российских МБР, направляющихся к Восточному побережью США. Следовательно, несмотря на тактический «фасад», SM-3 является частью стратегической системы ПРО, нацеленной на кроссатлантическое направление российских МБР и новый проект, кроме защиты континентальной территории США от ракетного удара со стороны Ирана и других потенциальных агрессоров из стран 3-го мира, способен также блокировать часть ударного потенциала России.

Но это произойдет лишь после развертывания противоракет Block IB в позиционных районах, судя по оценкам специалистов - не ранее 2016 года. Пока же российская ПРО насчитывает в боеготовом состоянии 100 противоракет. У Америки - только 16.

В заключение упомяну, что выдающегося успеха добился концерн Northrop Grumman в сотрудничестве с израильской компанией IAI, создавший систему Skyguard, работающую на химическом лазере. По информации Агентства по противоракетной обороне США, испытания Skyguard были проведены 10 августа 2009 года и завершились успехом. Однако по инициативе президента Обамы, хотя разработка не отменена, но ее элементы и средства распределены по ряду других космических программ.

И рухнула мечта президента Рейгана. Возникают, естественно, вопросы. Могут ли американцы рассчитывать на эффективную защиту своей ПРО? Учитывая, что если даже первый удар нанесет Америка, в ответном будет не менее трети ядерного потенциала России - до 500 боеголовок. Американская ПРО сегодня перехватить способна не более 100.

Итак, кто надежней защищен - американцы или русские? Ответ прост: любой удар, упреждающий или ответный, означает безусловную гибель атакуемого государства, то есть всех участников конфликта. 

Новости региона

Все новости