Заложники вечности

Недавний опрос, проведенный Антидиффамационной Лигой в 102 странах, показал, что негативное отношение к евреям и Израилю растет повсеместно. Нет ни одной страны, где в последние годы положение не стало бы хуже. 

Заложники вечности

Драматические перемены происходят в Европе, где 66% евреев считают, что антисемитизм оказывает постоянное влияние на их жизнь. 77% не пытаются обжаловать антисемитские акции, которые их лично затронули, обращение к властям бесполезно. 75% отмечают, что Интернет и “сошиал медиа” стали орудием антисемитов.

Несколько дней назад в Париже толпа мусульман атаковала синагогу во время субботней службы. У полиции не хватило сил сдержать погромщиков, спасли волонтеры Еврейской Лиги самозащиты. Hеонацисты в Германии требуют освободить страну от еврейского влияния и пересмотреть послевоенные законы против антисемитизма.

Недавно во время двухтысячной пропалестинской демонстрации во Франкфурте полиция предоставила участникам автомобиль с мегафоном, чтобы озвучить лозунги: “Израиль - детоубийца”, “Аллах велик”. Городская синагога была исписана оскорблениями и угрозами.

В Брюсселе алжирский террорист стрелял в посетителей еврейского музея, и бельгийский доктор отказал в помощи девяностолетней еврейской женщине, посоветовав ей лечиться в Газе. Ирландский парламент обсуждает высылку из страны израильских дипломатов. В Амстердаме палестинские флаги и лозунги видны повсеместно.

Но когда Лия Рабинович и Серафима Верховстадт вывесили на балконах своих квартир израильские флаги, в окна полетели камни и “коктейли Молотова”, женщины подверглись оскорблениям и нападениям, в письмах им угрожали: “Гитлер вернется”, “Смерть евреям”.

Полиция рекомендует евреям воздерживаться от подобных демонстраций. В Греции, где евреев совсем немного, хотя отношения с соседями-мусульманами напряжены в течение столетий, 69% респондентов высказали негативное отношение к евреям.

Европейские правительства понимают, что антисемитские, антиизраильские настроения и акции лишь часть глобальной проблемы, но мало что могут сделать. Сегодня на Ближнем Востоке, по словам бывшего начальника отдела контртерроризма М-16 Англии Р. Барретта, в составе джихадистов и Армии Исламского халифата сражаются тысячи мусульман с европейскими паспортами. Только в Сирии 12 тысяч иностранных бойцов, больше, чем было в Афганистане во время советской оккупации.

Премьер Дэвид Кэмерон сказал : “Это самая серьезная угроза британской безопасности... Эти люди могут вернуться в Англию и использовать свой опыт в нашей стране”. Глава правительственной службы антитерроризма К.Дикк: “Вернутся люди с военной подготовкой и оружием, и они попытаются совершать акты насилия и втянуть других в насилие.”

Газеты и журналы полны устрашающих статей: “Готовься к возврату Армии Ислама в Англию”, “Угроза, которую нельзя игнорировать”, “Британские джихадисты самые кровожадные”, “Запад заплатит за потерю воли к борьбе”. Но эти же авторы и издания отказываются видеть в борьбе Израиля за существование, в росте антисемитизма, свои собственные недалекие перспективы.

Либералы-миротворцы, которые надеются, что компромиссы, просвещение и дипломатия смягчат ситуацию, могут оценить результаты своих многолетних усилий: на Ближнем Востоке и в Северной Африке три четверти населения видят в евреях корень зла во всем мире.

Мусульманский мир расколот и погружен в гражданские войны, но единственное, что этот мир объединяет, - враждебность к евреям. В Турции, которую ранее приводили в пример прогресса и толерантности, премьер-министр Эрдоган заявляет, что Израиль “умышленно убивает палестинских матерей, чтобы они не могли рожать детей и преследует те же расовые цели, что и Гитлер”.

“Они (израильтяне) утонут в пролитой ими крови”, обещает глава государства - члена Европейского Союза и НАТО, лауреат премии Aмериканского еврейского Конгресса (2004 г.). В Марокко, где евреи чувствовали себя в безопасности под защитой короля даже в годы Второй мировой войны, из 300 000 евреев осталось менее 7 000. Атаки на евреев и их собственность часть повседневной жизни. Последний эпизод - раввин знаменитой синагоги в Касабланке публично избит у выхода из здания.

Конечно же, настроения в странах ислама связаны с израильско-палестинским конфликтом. Исследование АДЛ проведено до последних катастрофических событий, сегодня отношение стало еще более враждебным. Но как объяснить, что в демократической, экономически развитой, просвещенной, связанной общими интересами с США Южной Корее антисемитизм охватил 53% населения?! Сюрреализм ситуации подчеркивает факт, что никто в мире столь часто не посещает музеи и мемориалы Холокоста , как южнокорейцы.

На фоне беспрецедентного усиления антисемитизма во всем мире США остаются самой толерантной и дружественной Израилю страной. Согласно опросам, всего лишь 9% американцев испытывают негативные чувства к евреям.

Конечно же, формула “Я не антисемит, у меня есть друзья-евреи” может соседствовать с убежденностью, что у евреев слишком много денег и власти, что они контролируют прессу и культуру, что их лидеры и лобби служат интересам Израиля, а не Америки. Но с этим жить привычно.

Mногие мусульманские организации плодят атмосферу ненависти и провокаций. “Исламское общество Северной Америки” рассматривается Минюстом США в качестве ветви “Исламского братства”. Эта организация финансировала ХАМАС. Тем не менее, в прошлом году президент Обама прислал видеообращение к конференции “Исламского общества”, а в этом году бывший президент Картер дал согласие на личное участие.

Многие бизнесы и организации участвуют в бойкоте Израиля, который наносит ощутимый ущерб экономике, научным и культурным связям еврейского государства. Недалеко от моего дома в Бруклине расположился продуктовый кооператив “Парк-слоуп”. Коммерческим успехом он не знаменит, но получил свои пять минут славы, когда шумно заявил, что отказывается закупать израильскую продукцию.

В последнее время регулярны сообщения о “хэйт-крайм” против евреев. Вот из полицейской сводки одного дня. На Стэйтен-Aйланде группы молодежи оскорбляли и бросали яйца и бутылки в членов местной синагоги. Пропалестинские активисты в Лос-Анджелесе, более трех тысяч человек, избили участников значительно меньшей числом произраильской демонстрации.

В Борo-парке свастики и антисемитские граффити не сходят со стен иешив и синагог, полиция и суды постоянно разбираются с актами вандализма и насилия. Чтобы мало не показалось нападок со стороны, глава хасидов-сатмаров раввин Аарон Тетелбаум постоянно говорит, что Израиль представляет угрозу духовной жизни и безопасности евреев. Он заявил, что в смерти трех израильских подростков от рук террористов повинны родители, решившие жить в поселениях, “населенных xищными животными”.

Eврейские организации серьезно озабочены позицией мэйнстрим медиа и академических институтов. Даже “Нью-Йорк таймс” заняла в освещении нынешнего конфликта в Газе явно критическую по отношению к Израилю позицию. Беглый взгляд на заголовки и фотографии указывает, на чьей стороне симпатии редакции. Особенно заметна перемена отношений в академической среде.

Такие группы, как “Студенты за справедливость в Палестине” определяют атмосферу во многих колледжах и университетах. Палестинские представители встречают восторженный прием, но израильские ученые, преподаватели, студенты практически лишены возможности выступить в университетах. Митинги, демонстрации, лозунги против Израиля стали самой приметной частью общественной жизни в кампусах. Студенты-евреи получают типографски распечатанные “уведомления о выселении”.

Назвать афроамериканца негром, мусульманина пособником террористов, повлечет, как правило, весьма серьезные последствия. Но “кайк” (убийцы Христа) и “грязный еврей” остаются без внимания. Профессор Калифорнийского университета Т.Россман пишет : “Когда еврейские студенты вернутся на учебу осенью, они будут самой уязвимой группой в кампусах”. При этом еврейские филантропы остаются самой активной группой в поддержке высшего образования в США. И в aдминистрации и профессуре все еще много евреев. Но на развитие событий они уже мало влияют.

Знаменательным показателем смены настроений среди культурной элиты стала постановка в Метрополитан-опера оперы Дж. Адамса “Смерть Клингхоффера”. Либретто основано на захвате палестинцами в 1985 году корабля, на котором американский 70-летний еврей в инвалидной коляске отправился с женой в юбилейное путешествие. Террористы его убили и выбросили в море. Автор либретто Алиса Гудман конвертировалась из иудаизма и стала священником протестантской церкви. Опера полна арий и хоров с текстами о жирных евреях, поклоняющихся денежных идолам, умеющих мошенничать, эксплуатировать простых и невинных.

“Вся Америка это один большой еврей”. Мет наметил транслировать оперу в 2000 кинотеатрах в разных странах, но после протеста еврейских организаций пока отказался от глобального показа. Генеральный менеджер П. Гелб говорит, что цель оперы “Понять похитителей и их мотивы и увидеть человечность в террористах так же, как и в их жертвах”.

“Нью-Йорк таймс” и многие другие медиа расхвалили оперу, и Мет, переживающий серьезные финансовые трудности, наверняка поправит положение этой постановкой. Голоса родственников Клингхоффера, возмущенных надругательством над памятью погибшего, остались без внимания. Еще совсем недавно такая акция, достойная гебелльсовского репертуара, была бы немыслима в Нью-Йорке.

Можно спорить, идет ли мир назад, к средневековому мракобесию, или вперед, к постмодернизму и отказу от здравого смысла и цивилизации, но, как ни посмотри, никогда в истории “еврейский вопрос” не привлекал столько общественного внимания. И это при условии, что евреев в мире лишь малая доля процента, их политическое и финансовое влияние убывает, а ресурсы противников нарастают год от года.

В США и Европе 75% евреев-не ортодоксов (их более 90% от общего числа евреев) в смешанных браках. Большинство либералы и настроены на уступки, даже среди ортодоксов (хасиды-сатмары) есть противники Израиля, поддерживающие палестинцев, но еврейская проблема обостряется повсеместно. Интернет, новые медиа раздули эту проблему до вселенского масштаба.

Нелепо винить медиа и технологию, если массового зрителя и читателя более занимает безопасность палестинцев в мечети или школе, откуда обстреливается ракетами Израиль, чем жизнь сотен тысяч тех же арабов, гибнущих в междуусобицах.

Такие сенсации, как победное шествие дикого воинства Исламского халифата, гражданская война в Украине, возможность новой “холодной войны“, отступают на задний план перед сводкой новостей, связанной с Израилем. Осознать реальные истоки проблем, найти способы их решения, назвать вещи своими именами нынешние политики и интеллектуалы не могут, и тревога и вакуум в знании и понимании возрождают вековые предрассудки.

Проблема “избранного народа” и его отношений с миром не нашла решения ни в талмудических исканиях смысла и истины, ни в гуманитарных утопиях, ни в революционных движениях. Сегодня в будущее предпочитают не заглядывать. Антисемитизм не поддается рациональному осмыслению. Еврей для ненавистника не связан с реальностью, он в той же категории, где инопланетяне, колдуны, зомби, вампиры, занимающие поныне сознание вполне здравомыслящих людей.

“Кто такой еврей?”, задавался вопросом Лев Толстой. Он размышлял, что это за создание, которое ненавидят и преследуют, но которое не исчезает. Писатель видел в евреях символ, воплощение вечности. И если евреи уйдут или их вытеснят из коммерции, науки, политики, искусства и литературы, общественной активности, если даже исчезнут в ассмиляции и смешанных браках, они останутся в общественном сознании и эмоциональном отношении как вечно актуальный феномен потому, что, как говорил Толстой, они принесли миру монотеизм с его суровой моралью и тяжкой ответственностью, с чувством человеческого несовершенства и греховности, непостижимостью таинства мира и вечным страхом Божьим.

Мир полон зла и несправедливости, молитвы чаще безответны, но при любой жестокости и страданиях вера Авраама – вера евреев, христиан и мусульман повелевает умами и серцами больше, чем любая другая идеология. “Или сделай мир чтоб я его понимал моим разумом, или дай мне разум, способный понять твой мир”, просил праведник. Мольба осталась безответной, но вера не пошатнулась. В язычестве и безбожии жить было проще и понятнее, но пути обратного нет. Атеизм тоже не спасение - если все дело в религии - опиуме для народа, то неминуем вопрос о вине ее создателей и проводников – Иисус и все апостолы евреи, и Ислам признает всех библейских пророков.

Всемирная власть евреев это не банки и правительства под их контролем, это власть иудейского единобожия, определившего духовный облик и мировоззрение человечества.

Китай, Индия, развивающиеся страны при всех разногласиях идут не к язычеству, буддизму, конфуцианству, а все более и без мессионеров приобщаются к ценностям и нормам запaдной цивилизации с ее родовыми иудейскими корнями. Для антисемитов это вечное неразрешимое противоречие.

Есть ли основания для оптимизма для тех, кто не надеется на спасителя – Мошиаха? Рационального ответа нет, но есть вечность, из которой вычеркнуть евреев невозможно, и есть судьба всех и каждого, неотделимая oт иудейских законов бытия и морали, с которыми жить трудно, но без них невозможно. 

Новости региона

Все новости