Дяденька! Дайте 10 копеек на футбол

События в Бразилии ставят перед ФИФА проблему поиска стран, которые бы согласились тратить миллиарды на проведение Чемпионата мира.

В Бразилии не опровергают тезис о том, что футбол как вид спорта родился на Британских островах. Просто к этому постулату латиноамериканцы добавляют: “А первыми футболистами были все-таки бразильцы”.
События в Бразилии ставят перед ФИФА проблему поиска стран, которые бы согласились тратить миллиарды на проведение Чемпионата мира.

В Бразилии не опровергают тезис о том, что футбол как вид спорта родился на Британских островах. Просто к этому постулату латиноамериканцы добавляют: “А первыми футболистами были все-таки бразильцы”.

Победы бразильского футбола и целая кагорта звезд, играющих по всему миру, авторитет государства и его стремительный экономический взлет привели к логическому результату - Чемпионат мира 2014 года был отдан стране, которая пять раз выигрывала званием чемпионов, и где футбол - не просто национальная игра и религия, а нечто даже большее. И казалось, что проводимый за год до чемпионата Кубок Конфедераций будет воспринят в Бразилии как очередной праздник - наподобие знаменитого карнавала.

Однако неожиданно с проведением турнира возникли проблемы, которые, к счастью для самой Бразилии и удовольствию миллионов любителей футбола, удалось избежать. Однако выступления бразильцев против проведения в стране Чемпионата мира обнажили серьёзную проблему, с которой предстоит столкнуться в ближайшее время руководителям крупнейших спортивных организаций мира, и прежде всего Международной федерации футбола (ФИФА).

Если говорить честно, сомнения по поводу проведения мирового первенства 2014 года у любителей футбола практически отсутствуют, так как Бразилия худо-бедно, но этот турнир проведёт. Несмотря на значительное отставание в сроках строительства многочисленных объектов спортивной и транспортной инфраструктуры, страна наверняка успеет подготовиться к главному футбольному событию четырёхлетия. А численность и профессиональная подготовка многочисленных сотрудников правоохранительных структур также будут достаточны, чтобы оградить гостей Чемпионата от новой волны демонстраций.

Проблема заключается не в одном конкретном чемпионате, а в изменении отношения людей к проведению в их стране масштабных спортивных мероприятий. Так что теперь при определении стран-организаторов следующих чемпионатов и Олимпийских игр ФИФА, УЕФА, МОК и другим влиятельным спортивным органам придётся считаться с изменениями в общественном сознании. Первый пример - Швейцария, жители которой на проведённом референдуме отвергли идею подачи заявки на проведение Олимпийских игр 2022 года.

Нынешний экономический климат в принципе неблагоприятен для крупных затрат, особенно если дело касается таких сомнительных с точки зрения окупаемости инвестиций, как строительство стадионов для Чемпионата мира по футболу. Чиновники ФИФА могут сколько угодно разглагольствовать об открытии новых рынков и так называемом наследии - стадионах и инфраструктуре, которые остаются в распоряжении страны-организатора.

Но если отбросить эмоции и детали, суть всех тендеров сводится к определению страны, которая потратит десятки миллиардов для того, чтобы ФИФА заработала для себя от одного до полутора миллиардов долларов. Каким образом организаторы вернут потраченное, чиновников Международной федерации не заботит.

Не надо также забывать, что доходы от телетрансляций, спонсоров и билетов оседают на счетах в Цюрихе, а единственным источником дохода страны-организатора являются приехавшие болельщики. Сомнительный бизнес - особенно для развитых туристических центров, которые могут лишиться части потенциальных посетителей Лувра или Колизея, зато приобретут головную боль в лице футбольных болельщиков.

Нет, конечно, футбольные фанаты - живые люди, и поглощая тонны продукции местных пищевых комбинатов и запивая все это тоннами горячительных или охладительных напитков, явно добавят в бюджет города сотни, а может и миллионы местной валюты. Вот только сколько сил и денег после окончания соревнований потом потребуется для уборки города могут с грустью рассказать жители Киева, Варшавы и еще шести городов, принимавших Чемпионат Европы по футболу-2014.

За годы правления Жоао Авеланжа и Зеппа Блаттера ФИФА стала мощнейшей коммерческой структурой, но здесь важно понимать, что 95 процентов её прибыли приносит один единственный турнир - Чемпионат мира. Поэтому все усилия организации направлены на извлечение максимальной выгоды из каждого футбольного мундиаля.

Руководителям ФИФА нельзя отказать в том, что их усилиями брэнд мирового первенства вклинился в число самых привлекательных мероприятий индустрии развлечений всей планеты. С этой целью было увеличено число команд, регламентированы все действия участников, спонсоров, прессы, болельщиковѕ

И в итоге, на выходе был получен продукт, продажа которого позволяет ФИФА выплачивать немалые барыши федерациям, выдавать гранты, обеспечивать хорошее довольствие своим сотрудникам, а также откладывать на чёрный день. Сокращение доходов от Чемпионата мира будет если не катастрофой, то весьма серьёзным ударом по деятельности ФИФА. Бразильские протесты в прошлом, не дай Бог, в будущем могут значительно осложнить выбор следующего донора, который потратит несколько десятков миллиардов долларов для того, чтобы цюрихские чиновники сняли все сливки и распределили их среди членов футбольной семьи.

Видя, как горят кварталы бразильских городов, очень многие городские головы во всем мире задаются вопросом: а зачем нам это надо. И в результате на поверхность всплыл самый главный вопрос ближайших лет: кто отважится на подачу заявки на проведение ЧМ-2026?

После поражений в битве за право принять Чемпионаты мира 2018 или 2022 годов английская пресса при поддержке Федерации футбола Англии буквально “сорвалась с цепи” и, никого не стесняясь, начала поливать грязью как ФИФА, так и всех явных и мнимых конкурентов.

К счастью для всех, и прежде всего для самих англичан, этот период закончился довольно быстро, и успокоившись, и утерев слезы, британцы начали считать возможные варианты получения не только Чемпионата мира 2026 года, но и возможность отобрать при помощи ФИФА Чемпионат мира 2018 года, который пройдет в Катаре.

То, что эта страна, расположенная в Западной Азии, хорошо подготовится к чемпионату, ни у кого не вызывает особых сомнений. Уж слишком велики финансовые возможности хозяев, которые они, конечно же, используют в подготовке Чемпионата. Но хорошо подготовить - это не значит хорошо провести. А вот с проведением уже сейчас возникли проблемы.

И главная из них - погода. Летом в Катаре стоит ужасающая жара, и неслучайно в ФИФА всерьез заговорили о переносе Чемпионата мира... на зиму. Ясно, что все европейские футбольные федерации будут категорически против, и теперь всем будет интересно, как ФИФА будет выкручиваться из этой ситуации.

Естественно, тут же подсуетились англичане, и самый знаменитый в мире футбольный журнал “World Soccer magazine” провел целое исследование на тему: кто может заменить Катар и кому можно доверить проведение Чемпионата мира 2026 года. Из списка претендентов англичане сразу убрали все южноамериканские страны: причем не потому, что у Британии не самые хорошие отношения с государствами этого континента, а потому, что Чемпионат мира 2014 года проводится в Бразилии. А два первенства подряд на одном континенте ФИФА перестала проводить еще в пятидесятые годы прошлого столетия.

Учитывая, с какой скоростью американские бизнесмены скупают английские футбольные клубы, и как не по дням а по часам растет популярность футбола, который соккер, в Америке, Штаты могли бы побороться за мундиаль-2018. Но не самое удачное состояние экономики, а также явное противодействие монстров американского спорта - федераций бейсбола и американского футбола - привело к тому, что звездно-полосатые не будут бороться за право проведения чемпионата.

Список возможных претендентов невелик: Китай, Австралия либо тщеславные владельцы нефтяных и газовых скважин - Саудовская Аравия, Азербайджан, Казахстанѕ Но выбор из этих вариантов сопряжён с финансовыми и репутационными рисками. А в ФИФА сидят явно не глупые люди, не желающие второй раз вляпаться в ту же ситуацию. Остается Европа.

Еле-еле сводящим концы с концами Италии, Испании и прочим европейским гигантам даже думать нечего о таких крупных проектах. Германия проводила чемпионат в 2006 году, и вряд ли захочет повторения. И наконец, остается Франция, которая, кстати, будет проводить Чемпионат Европы в 2016 году.

Английские журналисты с опаской пишут о возможностях французов принять мировое первенство. Действительно - стадионы уже все будут готовы, аэропорты, гостиницы и прочая инфраструктура во Франции всегда были на приличном уровне. Так что страна вполне может принять Чемпионат мира 2018 года. Тем более, что целая когорта катарских бизнесменов финансирует ряд французских клубов. Единственная проблема - это весьма сложная ситуация с экономикой страны, из-за которой все финансовые вливания в подготовку к Чемпионату Европы снижены до минимума.

В этих условиях Франция вряд ли пойдет на получение права на Чемпионат-2018, и, как пишет “World Soccer magazine”, Британия остается чуть ли не единственной страной, готовой принять у себя Чемпионат мира. Что правда, то правда - англичане действительно могут провести Чемпионат, причем для подготовки им ничего особенно делать и не придется.

Существующая в стране мощнейшая футбольная структура практически не требует реорганизации, плюс опыт проведения Чемпионата Европы-96 и Олимпиады в Лондоне-2012, которая, кстати, принесла и продолжает приносить большую прибыль городу и стране. Так что решение теперь за ФИФА.

Парадокс, но факт: одним из явных противников проведения Чемпионата мира в Англии может оказаться... сама Англия и Европейский футбольный союз (УЕФА). Дело в том, что президент УЕФА Мишель Платини, несмотря на критику в свой адрес, выбрал совершенно другой путь дальнейшего развития европейских чемпионатов. Если раньше чемпионаты Европы проводила одна страна (в редких случаях две), то теперь Чемпионат Европы-2020 пройдет в 13 странах. Причем в условиях рецессии идею проведения Евро-2020 в 13 городах по всему континенту следует признать весьма здравой. Никаких дополнительных затрат на инфраструктуру, только операционные расходы, которые, по опыту различных турниров, не превысят полмиллиарда евро. Зато все матчи пройдут на вместительных аренах с неповторимым историческим бэкграундом, что лишь повысит ценность турнира.

Сложностей в логистике с учётом относительно небольших расстояний в Европе также не возникнет. Теоретически самый дальний перелёт из Москвы в Лиссабон займёт всего пять часов - примерно как из Порту-Алегри в Форталезу, между бразильскими городами, в которых пройдут матчи грядущего Чемпионата мира.

И англичане окажутся перед дилеммой: или получить матчи Чемпионата Европы-2020, причем учитывая все факторы, УЕФА может отдать именно Англии решающие поединки первенства континента; или побороться за перенос Чемпионата мира-2018 из Катара. В общем, как в той притче про журавля и синицу. Правда, англичане могут отказаться от борьбы за катарское первенство и сосредоточиться на Чемионате-2026.

Президент УЕФА Мишель Платини нашёл очень удачный бюджетный вариант проведения подконтрольного ему соревнования сборных, но применить ту же модель при проведении Чемпионата мира будет невозможно.

И поэтому бразильские протесты, недовольство жителей многих других стран, где прошли или ещё будут организованы крупные спортивные мероприятия, а также сокращение числа амбициозных инвесторов ставят перед ФИФА задачу поиска свежих идей. Возможно, оптимальный выход найдёт всё тот же Платини, который, как принято считать, рано или поздно постарается занять кресло президента ФИФА.

 

 

Новости региона

Все новости

Популярно в соцсетях