Чем виноваты спортсмены?

Заявление сенатора вызвало в памяти самые знаменитые олимпийские бойкоты Москвы-80 и Лос-Анджелеса-84

Менее 250 дней осталось до открытия XXII Зимних Олимпийских игр, которые пройдут в Сочи. Не секрет, что есть в мире немало людей, желающих - по разным причинам, чтобы эти Игры прошли плохо или, еще лучше, чтобы они вообще не состоялись. 

Заявление сенатора вызвало в памяти самые знаменитые олимпийские бойкоты Москвы-80 и Лос-Анджелеса-84

Пробный камешек на днях запустил сенатор Линдси Грэм. Он предложил объявить бойкот Игр-2014 в Сочи в том случае, если Россия откажется выдать США Эдварда Сноудена. “Я бы предложил бойкот Игр-2014. Я бы послал России самый прямой сигнал, который только возможен. Думаю, это изменит ситуацию, потому что то, что делает Россия - возмутительно. В конце концов, если Сноудену предоставят убежище, то это станет нарушением закона и плевком в лицо США”, - цитирует Грэма вашингтонская парламентская газета “The Hill”.

Заявление сенатора вызвало в памяти самые знаменитые олимпийские бойкоты Москвы-80 и Лос-Анджелеса-84. Но не только их.

Первые случаи «олимпийского протеста» имели место уже на IV Олимпиаде, которая проходила в Лондоне в 1908 году. Организаторы решили провести церемонию открытия в виде шествия команд под своими государственными флагами. Парад команд обернулся скандалом - сначала команда Российской империи отказалась выходить на открытие, а сборной Финляндии, которая входила в состав России, но выступала отдельной командой, запретила идти под финским национальным флагом. Финны предпочли идти на открытии вообще без флага, зато на соревнованиях собирались выходить под финскими знаменами. Россия устами своего представителя в МОК графа Григория Рибопьера заявила, что покинет Игры, если финны будут соревноваться под своими флагами. Англичанам пришлось применить все свое искусство дипломатии, чтобы уговорить обе стороны, и прежде всего россиян, не доводить дело до крайних мер.

Первый же случай сознательно организованного олимпийского бойкота государств, причем по инициативе МОК, произошёл в преддверии VII Олимпиады в Антверпене в 1920 году. В качестве наказания за развязывание Первой мировой войны из Олимпийского движения были исключены, и соответственно не приглашены на Игры, спортсмены Германии и ее союзники.

Кроме того, организаторы Игр демонстративно не пригласили и спортсменов из Советской России, предпочитая вплоть до середины 30-х годов считать российскими представителями в МОК представителей старой, еще царской гвардии, например, князя Леона Урусова. Правда, уже через четыре года на следующие Игры в Париж Россию пригласили, но она гордо отказалась - официально бойкот был обоснован так: “В знак протеста против отлучения от Олимпиады спортсменов Германии”.

Следующий скандал с бойкотом возник в преддверии Олимпиады в Берлине. МОК как бы извинился перед Германией, и в 1931 году Берлин был избран местом проведения XI Олимпийских игр. Это произошло за два года до прихода к власти в Германии партии Гитлера.

Но в 1933 году политическая ситуация в стране изменилась, и по инициативе Американского атлетического союза в МОК всерьёз начали обсуждать вопрос о переносе Олимпиады из Берлина в другую страну из-за того, что в Германии стала процветать пропаганда преимущества одной расы над другой.

Разговоры в МОК привели к тому, что с улиц немецких городов были убраны юдофобские и расистские лозунги и объявления. В Рейх для личного ознакомления с ходом подготовки к Играм в августе 1935 был приглашен незадолго до того ушедший в отставку Почетный президент МОК Пьер де Кубертен, которому за его заслуги в Олимпийском движении личным указанием Гитлера была выделена пенсия в 10 000 рейхсмарок. Француз был настолько очарован увиденным, что собирался завещать немецкому Олимпийскому комитету права на все свои 30 книг, а кроме того выступил с речью по немецкому радио, назвав Гитлера “одним из лучших творческих духов нашей эпохи”.

Но несмотря на поддержку Кубертена число противников Игр в Берлине росло. Летом 1936 года в Париже состоялась конференция в защиту олимпийских идей, участники которой обратились ко всем, кто разделяет идеи олимпизма, с призывом о бойкоте Олимпиады в Берлине. А затем в Нью-Йорке был создан Совет борьбы за перенесение Олимпиады из Берлина в испанскую Барселону.

Стало ясно, что судьбу Игр будут решать американцы, и тогда немецкий МОК пригласил в Берлин специальную проверочную комиссию, состоящую только из членов американского Олимпийского комитета. В итоге американцы не нашли в Берлине ничего, “что могло бы нанести ущерб Олимпийскому движению”, а глава комиссии, президент НОК США и будущий президент МОК Эвери Брендедж заявил, что бойкот - это “чуждая духу Америки идея, заговор в целях политизировать Олимпийские игры”, а “евреи, которые требуют перенести Олимпиаду в Барселону, должны понимать, что они не могут использовать Игры, как оружие в их борьбе против нацистов”. Судьбу игр в Берлине окончательно решило то, что буквально через пару дней после заявления американцев в Испании началась Гражданская война.

Следующий раз слово “бойкот” возникло в спортивном лексиконе в преддверии Олимпиады-56 в Мельбурне. Сначала из-за Суэцкого кризиса о бойкоте Игр заявил Египет, который поддержали Ирак, Ливан и Камбоджа. Затем из-за событий в Венгрии в знак протеста против действий СССР бойкотировать Олимпиаду решили сборные Голландии, Испании и Швейцарии. Это уже было посерьезней.

Особенно неприятным был бойкот швейцарцев - МОК выступал против присутствия рекламы и коммерциализации Игр, однако благосклонно принял предложения некоторых швейцарских часовых компаний об установке их оборудования на Олимпийских аренах. В итоге МОК пришлось сильно лавировать между швейцарскими часовщиками, которые все-таки привезли свою продукцию на Игры, и спортсменами, которые туда не поехали. Меньше чем за две недели до церемонии открытия Олимпиады новый скандал - об отказе поехать в Мельбурн заявила сборная Китая, протестуя таким образом против приглашения на соревнования команды непризнанного Тайваня. А на самой Олимпиаде главными протестующими были спортсмены Венгрии, которые сначала отказались выступать под флагом Венгерской народной республики, пройдя на церемонии открытия под государственным флагом Венгрии образца 1918 года. А по окончании Игр часть спортсменов-венгров предпочла и вовсе не возвращаться на родину.

Олимпиада 1964 года в Токио, которая стала первой Олимпиадой на азиатском континенте, не досчиталась национальных сборных трёх стран - Индонезии, КНДР и Южной Африки. Индонезийцы подставили сами себя - в 1962 году они не дали визы для участия в Азиатских играх спортсменам Израиля и Тайваня. Исполком МОК в феврале 1963 года принял заявление, в котором осудил “скандальное происшествие на Азиатских играх” и лишил полномочий Олимпийский комитет Индонезии. В ответ президент страны Сукарно объявил о том, что Индонезия покидает Международное олимпийское движение и организует альтернативные игры - Games For The New Emerging Forces (GANEFO). Эти Игры, прошедшие в Джакарте в ноябре 1963 года, собрали атлетов из 48 стран, в основном недавно освободившихся бывших колоний, избравших в основном просоциалистическую ориентацию.

Однако МОК позже постановил, что любой участник GANEFO автоматически становится “нежелательной персоной” на токийских Олимпийских играх. Предвидя нечто подобное, СССР и большинство других стран-участниц послали на GANEFO спортсменов второго эшелона и таким образом избежали проблем. В результате санкции коснулись ряда спортсменов азиатских стран, которые не могли себе позволить низкий уровень выступлений - в частности, “нежелательными гостями” оказались 11 индонезийцев и 6 северокорейцев.

Прилетев в Токио вместе с остальными членами своих сборных, эти спортсмены по решению МОК не были допущены в олимпийскую деревню. Индонезия приняла решение об организованном протестном неучастии всей своей сборной, сборная Северной Кореи решила поддержать Индонезию и также покинула Игры.

А вот сборную ЮАР на Олимпиаду не пустили из-за проводимой её властями политики апартеида. Членство ЮАР в МОК было восстановлено лишь в 1992 году. Тайвань по рекомендации МОК позже был включён в число стран-участниц Азиатских игр под названием «Китайский Тайбэй», а НОК Израиля был административно исключён из числа азиатских команд, и с тех пор сборная Израиля участвует в европейских состязаниях, где у этой страны нет проблем с признанием.

XIX Олимпийские игры, которые впервые проходили в Южной Америке, чуть было не оказались сорванными из-за студенческих волнений. За десять дней до открытия Игр-68 на улицах Мехико начались настоящие столкновения между полицией и демонстрантами. По разным данным погибли от 200 до нескольких тысяч человек, но никаких санкций не последовало: МОК заявил, что всё происшедшее - внутреннее дело Мексики.

На той Олимпиаде впервые в истории Игр был применён такой способ политического протеста, как намеренное нарушение положений Олимпийской хартии: темнокожие американские спринтеры Томми Смит и Джон Карлос, золотой и бронзовый призеры в беге на 200 метров, на церемонии награждения во время исполнения гимна США демонстративно опустили головы и подняли сжатые кулаки в чёрных перчатках.

На олимпийских куртках у них была пришита эмблема “Олимпийского проекта за права человека” (OPHR). До Олимпиады эта организация предлагала атлетам всех стран с темным цветом кожи бойкотировать Игры в знак протеста против убийства в апреле 1968 года Мартина Лютера Кинга. Однако спортсмены приняли решение участвовать в Играх и провести демонстрацию протеста на церемониях награждений после соревнований.

Мюнхенская Олимпиада 1972 года продолжила печальную эстафету олимпийских бойкотов: тогда на церемонию награждения демонстративно не вышла сборная США по баскетболу. Американцы, проигравшие финал по своей глупости, обвинили в проигрыше судей, которые якобы три раза по три секунды давали возможность советской команде забросить победный мяч.

Серебряные медали США ныне хранятся в главном офисе МОК в Лозанне, а игрок той сборной Кенни Дэвис и вовсе написал в завещании, чтобы никто из наследников никогда не соглашался на получение той его медали. Олимпиада-72 была омрачена террористическим актом против сборной Израиля. До сих пор ходят слухи о том, что сразу после Игр в недрах МОК возникло предложение никогда в ближайшие годы не проводить Игры в Германии. Правда это или нет, но за минувшие сорок лет ни зимних, ни летних игр в Германии так и не проводилось.

XXI Олимпийские игры 1976 года в Монреале оказались скандально знаменитыми не только благодаря долгу в $5 млрд (Канада закончила выплаты по нему лишь в 2006 году), но и из-за организованного по инициативе Республики Конго и Танзании бойкота со стороны двадцати шести африканских стран, которые таким образом выразили протест против турне регбийной сборной Новой Зеландии по Южной Африке. МОК попытался изобразить страуса, заявив, что регби - не олимпийский вид спорта, и поэтому сборная Новой Зеландии будет участвовать в Играх-76.

В ответ 26 стран, включая такие сильные сборные, как Марокко, Камерун и Египет огранизованно покинули Монреаль. МОК потом долго извинялся и даже более того компенсировал всем странам затраты на поездку.

Из числа участников Игр были исключены и обе китайские команды - представители Тайваня и Китая не смогли довориться с МОК и правительством Канады, какая же из этих двух стран будет носить название “Китайская республика”.

На 80-е годы пришёлся пик "холодной войны", что, к сожалению, отразилось на двух Играх подряд - в Москве и Лос-Анджелесе - обе Олимпиады столкнулись с самыми громкими и многочисленными бойкотами за всю историю Олимпийского движения. Об этих бойкотах написаны книги, сняты фильмы, и сотни спортсменов, так и не выступивших на этих Играх, с грустью и печалью вспоминают о несбывшихся мечтах.

Очень многие в мире спорта заговорили о том, что после заявления Грэма мир опять стоит на грани "спортивно-холодной войны". Ситуацию немного разрядили представители Олимпийского комитета США, которые выступили с заявлением по поводу предложения сенатора Грэма о бойкоте Сочи-2014.

“Если США получили урок на Олимпиаде-1980, то он в том, что бойкоты не работают. Бойкот лишил несколько сотен американских спортсменов возможности, которая бывает раз в жизни. Миллионы американцев не смогли испытать гордость за достижения наших спортсменов. Мы понимаем серьезность проблемы, но выступаем против того, чтобы расценивать бойкот Олимпиады-2014 в интересах государства”, - цитирует заявление НОК США Reuters.

Остается надеяться, что эти слова услышат все те, кто должен их услышать, и Олимпиада в Сочи пройдет по прописанному сценарию. 

Новости региона

Все новости