Танцы со звездами: будущими и сегодняшними

Четрырнадцать лет назад бывшие танцоры Большого театра Лариса и Геннадий Савельевы начинали этот балетный конкурс с нуля, на собственные средства, назвав его Youth America Grand Prix (YAGP). С тех пор не изменилось разве только название конкурса, хотя слово «Америка» в нем давно пора заменить на слово «мир». Конкурс стал международным, полуфиналы свои проводит на четырех континентах - в Японии, Мексике, Бразилии, Италии, Франции и 12 городах США, а в его отборочных просмотрах к финалам 2013 года участвовали около 5.000 детей и подростков. 

Танцы со звездами: будущими и сегодняшними

Разрослось и жюри, куда входят теперь руководители многих престижных балетных школ и профессиональных трупп мира. Дело в том, что лучшие финалисты получают стипендии для обучения в балетных школах, а старшие - возможность стажировки в балетной труппе. И сегодня уже все знают, что в финалах конкурса можно найти настоящие жемчужины, которые украсят любую школу и труппу.

Но стороннему зрителю растущий престиж и масштаб YAGP заметнее всего на его заключительных гала-вечерах «Будущие звезды встречаются со звездами сегодняшними». С годами эти гала обрели тот блеск и отточенность, которые ассоциируются с понятием «гала-концерт». Но не потеряли уникальной энергии, непосредственности и энтузиазма, которые излучает зал, прежде всего - его верхние ярусы, где сидят конкурсанты: такие восторженные крики и аплодисменты, с которыми встречается каждое удачное па или пируэт, не услышишь больше нигде.

Гала-концерт 2013, в большом зале театра Дэвида Кока в Линкольн-центре, проходил, как и раньше, с аншлагом. Вел его Марк Уолберг, популярный ведущий Antique Road Show (на телеканале PBS), сообщивший публике, что он всего лишь «Ballet Dad», но завершивший свою вступительную тираду несколькими классическими «па».

Однако как бы хорош он ни был (а он был и впрямь хорош: профессионален и обаятелен, хоть и с трудом произносил имена иностранных участников), его без труда «перекрыли» дети - участники первой части программы. Юная скрипачка Эли Чой (из Джульярда) поразила ослепительно-виртуозным исполнением фантазии Сарасате на темы из оперы Бизе «Кармен».

Ее выступление предполагалось как некий фон к видеопрезентации конкурса, но недвусмысленно подводило к мысли о том, что юные конкурсанты вполне готовы выступать на уровне взрослых.

Подтверждение последовало незамедлительно - в выступлениях 10-летней Лады Сартаковой из России, чья осанка свидетельствует о крепко усвоенной классической школе, а 32 фуэте и несколько других приемов «высшего пилотажа» - об уникальном таланте и трудоспособности, а также ее сверстника, невероятно элегантного, легкого, безупречно виртуозного, с великолепным чувством времени японца Д. Икараши (в вариации из «Дон Кихота»).

Такое раннее мастерство мне видеть еще не приходилось. Подумалось: что будет с ними дальше? Балет изнашивает тело, а большая нагрузка в ранние годы чревата травмами, которые могут остановить карьеру на самом взлете... Меня успокоила Ирина Дворовенко, звезда Американского балетного театра (АБТ), у которой вариации Лады вызвала слезы на глазах: «Видно, что тело ее уже готово к этим трудностям, основы уже освоены. Опасно, если этой базы нет».

А вот китаец Тайу Ре поразил другим - гуттаперчевой гибкостью в современной и необычной хореографии. Ученик Кубинской школы балета в американском городе Сарасота Франциско Серрано был удостоен чести танцевать в паре с профессионалом - солисткой Сан-Францисского балета Марией Кочетковой (в па-де-де из «Пламени Парижа») - и не подкачал. Партнер он пока неопытный, но солист - отличный (недаром он получил единственную в этом году стипендию школы Лондонского Королевского балета).

В этом году в концерте не было ансамблевых танцев, но первая часть вечера по традиции завершалась торжественным «Гранд дефиле», поставленным, как и в прошлые годы, Карлосом дос Сантосом на музыку Полонеза Чайковского из «Евгения Онегина».

В этом параде виртуозности и грации участвовали 250 финалистов - от малышей до почти взрослых - из 28 стран - и танцевали все с воодушевлением и как никогда точно и стройно.

Звезды сегодняшние работали в этот вечер преимущественно на другой территории: почти все номера второй части программы представляли собой новую хореографию - разную по стилю: джаз, хип-хоп, неоклассика в духе Баланчина, модернизм в духе Форсайта, просто классическая лексика, но на музыку современного минималиста Дэвида Ланга и с модернизированными костюмами, и так далее.

Марсело Гомез, ведущий солист АБТ, сначала показал себя как хореограф - в сольной композиции Tous les Jours, а потом - куда лучше - как танцовщик, в Сцене у балкона из балета Прокофьева «Ромео и Джульетта» в хореографии Макмиллана (его Джульеттой была холодноватая француженка Дороти Гилбер из балета Парижской оперы).

Классику представляли лишь Светлана Лунькина (Большой театр), трепетно исполнив монолог Никии из «Баядерки», и Миса Коранага, Алехандро Виреллес (Бостонский балет) и Херман Корнехо (АБТ), завершившие программу эффектным па-де-труа из «Корсара».

Был и восхитительный симбиоз, встреченный публикой с особым энтузиазмом: «Лебедь» Сен-Санса в исполнении завораживающей Нины Ананиашвили (она была к тому же и членом жюри) и... виртуоза хип-хопа Лила Бака. Оба - в белом, поразительно пластичные и музыкальные видения из разных миров, неожиданно сливающиеся на последних, тающих звуках музыки в один трогательный образ. Отдельная похвала - пианисту Василию Примакову и виолончелистке Нине Котовой. Еще несколько номеров шли в «живом» сопровождении: фортепиано (тот же Примаков в "Партите" Баха, или Джаз-квартет Джульярда, или фортепианный дуэт).

Это было лучше, чем не самого высокого качества, с металлическим «призвуком» фонограмма в других номерах. Но пока YAGP не обладает достаточно мощной финансовой базой, чтобы обеспечить гала еще и собственным оркестром. Впрочем, если конкурс будет и дальше развиваться с таким же успехом, все может случиться... 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру