Поцелуй Победы

Прилюдным поцелуем можно удивить только в Китае или Северной Корее. И то не уверен. А так - подумаешь, невидаль! Одни только французы на дню сто раз целуются. Позитивная эмоция, проявление симпатии, ничего особенного. И вместе с тем есть несколько поцелуев, известных на весь мир, с особой символикой. Предательства, нежности, фальши и народного ликования. 

Поцелуй Победы

Библейский поцелуй Иуды. «Вечная весна» Родена. Лобызание Брежнева и Хонеккера. Поцелуй Победы на Таймс-сквер. Оставим три первых, остановимся подробнее на последнем. Тем более, есть информационный повод. В возрасте 86 лет в Техасе скончался Гленн Макдаффи - персонаж знаменитого снимка. Моряк, целующий девушку-медсестру на площади Манхэттена, в день победы над Японией 14 августа 1945 года. Тогда было официально объявлено о капитуляции Японии, хотя акт о капитуляции был подписан позже - 2 сентября 1945 года.

У этой фотографии история, достойная детективного романа. Главные герои - молодой моряк, медсестра и фотограф. Основа интриги - кто эта целующаяся пара? С автором снимка все ясно, никаких секретов - репортер журнала «Лайф» Альфред Айзенштадт. С персонажами намного сложнее. Фотограф делал репортаж на Таймс-сквер среди многотысячной толпы, когда ситуация менялась ежесекундно. Не было ни времени, ни возможности спрашивать имена сфотографированных. Впрочем, на тот момент это было не столь важно. Главное - передать атмосферу праздника победы, народного ликования. С чем Айзенштадт прекрасно справился. В праздничный выпуск «Лайф» попали несколько снимков Альфреда с целующейся парой на обложке.

Фотограф поймал профессиональную жар-птицу за хвост, снимок стал, как говорят в Америке, «iconic» - частью имиджа нации. Многие годы общественность не волновало, кто эти целующиеся молодые люди. Были вялые попытки нескольких человек заявить о себе, но, поскольку на фото у моряка видна лишь небольшая часть лица, у медсестры вообще закрыто, их не приняли всерьез. Лишь в 1979 году «Лайф» объявил поиск возможных участников легендарного фото. Спустя год в журнале были опубликованы 11 претендентов на личность моряка и три - на медсестру. Была даже образована специальная комиссия по отбору кандидатов. В нее вошли историки, фотографы, художники, эксперты и сам автор снимка. В результате трудных дискуссий комиссия пришла к не совсем уверенному решению. Моряком считать Джорджа Мендосу, медсестрой - Грету Фридман.

Но этим дело не закончилось. Среди сыновей и дочерей американского «лейтенанта Шмидта» начались распри, вплоть до судебных. Грета Фридман пробыла на престоле недолго. Ее сместила Эдит Шейн, надолго и бесповоротно. Кроме законного мужа, у немолодой Эдит будет еще три «ухажера»-моряка. Со всеми она в разные годы встречалась на ветеранских мероприятиях в Нью-Йорке. Первым был Джордж Мендоса, после того, как остался без Греты Фридман. Вторым - отставной нью-йоркский детектив Карл Маскарелло. И, наконец, за два года до смерти Эдит - техасец Гленн Макдаффи.

Кто из них «настоящий», у мисс Шейн не было стопроцентной уверенности. Но больше всего склонялась к кандидатуре Карла Маскарелло. Во время «показательных» поцелуев на Таймс-сквер ветеран полиции целовался столь же страстно и долго, как тот парень в 1945 году. Впрочем, и сама Эдит не была бесспорной «королевой Таймс-сквер». Однажды фотограф встречался с Эдит, отобедал с ней в ресторане и даже подарил ей снимок с автографом. Но, как он написал в одной из своих документальных книг, у него не было уверенности, что это именно та женщина. Впрочем, автор не мог сказать и обратное. Все было мимолетно, и сколько воды утекло...

В 1945 году Эдит Шейн работала в госпитале близ Таймс-сквер и пошла туда, когда услышала по радио речь Трумэна о победе над Японией. Вокруг все пели, танцевали, целовались. Как вдруг ее обнял какой-то высокий моряк и поцеловал. Поцелуй был, что надо! Эдит знала в этом толк, ей было уже 27 лет. После поцелуя парень исчез в толпе. Они даже не перемолвились ни словом и не заметили, как их фотографировали. Спустя несколько лет, Эдит вышла замуж, уехала в Лос-Анджелес, работала в детском саду и начальной школе. После ее смерти в 2010 году остались трое детей, шесть внуков и восемь правнуков.

Последний моряк со снимка - Гленн Макдаффи - добился признания лишь спустя 60 лет. Ему в этом помог криминальный художник из Хьюстона (есть и такая должность) Луис Гибсон, самый авторитетный в своей профессии специалист в стране. Почти год Гибсон изучал снимки молодого Гленна и сравнивал с «оригиналом» на фото Айзенштадта. Вывод Гибсона подтвердили независимые эксперты. С ним согласилась редакция «Лайф». В 80 лет бывший почтальон познал вкус славы. Он стал «свадебным генералом» на различных шоу во всех концах страны и прилично зарабатывал на «кэш». За каждый автограф и поцелуй Гленн брал по 10 долларов. Макдаффи умер несколько дней назад от рака легких в доме для престарелых. Все участники этой истории прожили долгую жизнь. Макдаффи - 86 лет, Шейн - 91 год, Айзенштадт почти дотянул до векового рубежа.

Из всей этой троицы он, безусловно, самый интересный персонаж. Родился в 1897 году в Пруссии в богатой еврейской семье. Вскоре семья переехала в Берлин. Участник Первой мировой войны. Там получил тяжелое ранение. После войны Альфред сменил несколько профессий, лишь в тридцать лет стал профессиональным фотографом в газете Die Welt. И за короткое время добился блестящих успехов. Он снимает сильных мира сего - Геббельса, Гитлера, Муссолини. Одновременно сотрудничает с американской фотослужбой Pacific and Atlantic Photos.

В 1935 году эмигрирует в США, где сразу же находит работу в журнале «Лайф». С «Лайфом» будет до конца связана вся жизнь Айзенштадта. На его страницах будут опубликованы 2500 снимков репортера, 90 - украсят обложки. Он станет родоначальником современной американской фотографии. Айзенштадт специализировался на светских сюжетах. Среди его персонажей - Уинстон Черчилль, Джон Кеннеди, Мэрилин Монро, Марлен Дитрих, Софи Лорен, Альберт Эйнштейн, Бернард Шоу. Вместе с тем не чурался других тем. Снимал войну в Японии и Корее, повседневные сюжеты из жизни простых американцев.

Айзенштадт женился поздно, почти в пятьдесят, и не оставил после себя наследников. Зато оставил огромное фотонаследие, золотой фонд американской фотожурналистики. В том числе и легендарную фотографию «Поцелуй Победы». 

Новости региона

Все новости