Ведь бокс не драка - это спорт

Так это обычно и бывает - первые недели после такого турнира, как Олимпийские игры, проходят довольно тихо и спокойно.

Публика, «наевшись» трансляций из Сочи, довольно сдержанно реагирует на происходящие спортивные события.
Так это обычно и бывает - первые недели после такого турнира, как Олимпийские игры, проходят довольно тихо и спокойно.
 

Для поднятия интереса необходим скандал или крупная рекламная акция. Как и предполагалось, первыми в драку кинулись боксеры.

Бокс - один из немногих видов спорта, который выступает на Олимпиадах далеко не сильнейшим составом. До сих пор, в отличие, например, от хоккеистов и баскетболистов, на Игры не пускают профессиональных боксеров. И поэтому для «настоящих», как они себя называют, фанатов бокса титул победителя Олимпиады значит не так много.

 «Посмотрим, что ты покажешь в серьезной драке», - говорят они в адрес чемпиона Игр среди любителей, решившего перейти в профессионалы. Примеров, когда у боксера, который блистал в любителях, ничего не получалось в профи, более чем предостаточно. Конечно, были и такие, у которых получалось с блеском продолжить в профи свою любительскую карьеру. Например, Оскар Ла Хойя. А на минувшей неделе фамилии сразу двух олимпийских чемпионов цитировались в боксерском мире чуть ли не круглосуточно - американца Мохаммеда Али и украинца Василия Ломаченко. Ровно 50 лет назад американец одержал первую победу за титул чемпиона мира, а украинец выходил на свой первый чемпионский бой.

Великий боксер и шут

Кассиус Клей, он же Мохаммед Али - самый знаменитый боксер за всю историю этого вида спорта. После победы на Олимпиаде-60 в Риме он тут же перешел в профи и начал штамповать победы одну за другой. Однако не только эти победы, кстати не всегда безоговорочные, привлекли к нему повышенное внимание.

 Он был молод, высок, красив и умен. Но, имея эти качества, Клей, тем не менее, хорошим парнем быть не захотел и стал не просто плохим, а очень плохим, наглым и крикливым психом, который оскорблял соперников, журналистов и всех, кто подворачивался ему под руку и под его язык, который не умолкал ни на минуту.

Благодаря своим победам и языку, Клей стал поистине национальной антизвездой. Миллионы поклонников бокса каждый раз включали телевизор в надежде, что этому наглецу на этот раз кто-нибудь закроет его «вонючий рот». Кстати, тогда, в начале 60-х, это было вполне официальное прозвище Кассиуса Клея. Наконец, как всем казалось, такой человек нашелся. Им стал тогдашний чемпион мира Чарльз «Санни» Листон, человек, который как на ринге, так и за его пределами внушал всем натуральный ужас. Причем как своим внешним видом, так и своим взглядом. Человек, дважды отсидевший в тюрьме за грабеж бензоколонки и избиение полицейского(!), не мог не вызывать ужаса у благонравной Америки. И эта самая Америка в радости потирала ладошки, мечтая, как этот «уголовник» размажет по рингу это юное «трепло».

В преддверии боя Клей, казалось, просто сошел с ума. Он орал на всех углах, что победит Листона, а потом зафрахтовал автобус и украсил его надписью “Liston Must Go In Eight” («Листон упадет в восьмом раунде»); в 3 часа ночи приехал к дому Санни, устроив настоящий кошачий концерт, разбудив не только его, но и всех в округе. И так продолжалось чуть ли не каждый день. Наконец, в одну из ночей чемпион выскочил из своего дома, чтобы разобраться с наглецом, но их тут же разняли.

На взвешивании Кассиус пошел еще дальше - он не давал Санни встать на весы, бегал по комнате и кричал как зарезанный. После слов: «Предсказываю, что сегодня на ринге кто-то умрет от пули», в комнату для взвешивания были вызваны полицейские и обычные, не спортивные врачи. Боксерская комиссия штата Флорида (бой состоялся в Майами-Бич) тут же оштрафовала Кассиуса на 2500 долларов.

Слова про пулю были сказаны не случайно. За несколько недель до боя стало известно о связях Клея с «Нацией ислама» - организацией американских черных парней, которая называла белых «дьяволами» и соответственно к ним относилась. Некоторое время проведение боя Клей - Листон даже было под вопросом. Компромиссом стал отъезд из Майами-Бич одного из самых заметных деятелей «Нации ислама» Малкольма Х, который вернулся только в день боя.

Буйному поведению Клея все журналисты и эксперты нашли простое объяснение - страх. В прогнозах на бой репортеры спорили, главным образом, о том, когда Кассиусу наступит конец - в первом, втором или третьем раунде. Те, кто считал себя особенно остроумными и оригинальными, говорили, что претендент лишится чувств еще в раздевалке.

 Одна из радиостанций между взвешиванием и боем успела сообщить, что Клей и вовсе уже улетел из Майами-Бич. Те, кто верил в Клея, могли заработать на нем неплохие деньги - ставка на его победу была 7 к 1. В итоге врачи померяли давление и заявили, что если Клей не успокоится, то бой отменят. Кассиус сумел успокоиться, и все на этом закончилось.

То, что Клей просто играет и делает это весьма умело, знали совсем немногие, и поэтому то, что он не упал уже в первом раунде, вызвало у публики настоящее удивление. А вот то, как он боксировал, вызывало настоящий восторг. И публика, пришедшая поболеть за чемпиона, уже после первого раунда переметнулась на противоположную сторону. Шум в зале был такой, что рефери Барни Феликс не услышал финального гонга, и раунд продлился на 20 секунд дольше положенного. Клей выигрывал поединок, однако бой мог быть прерван уже в начале пятого раунда, на который Клей просто не хотел выходить. «Снимай с меня перчатки! Я не пойду на ринг, я ничего не вижу», - орал он своему тренеру Анджело Данди. «Выходи на ринг и убегай от него», - ответил Данди, буквально вытолкнув боксера на ринг.

О том, что случилось с глазами Клея, достоверно так и не известно. По одной версии, вещество, которым обрабатывали рассечение Листона, попало в глаза Кассуису случайно во время одного из контактов. По другой, секунданты чемпиона специально намазали им перчатки. Расcказывая потом об этом раунде, Клей, по его словам, видел только тень Листона.

 Но тут его спасло его феноменальное чутье, и этого оказалось вполне достаточно, чтобы выстоять раунд. В любом случае, к началу шестого раунда секундантам Клея удалось промыть своему боксеру глаза и вернуть ему полноценное зрение. Для Листона это означало конец, и на седьмой раунд он просто не вышел. Мир получил нового чемпиона.

На следующий день после боя Кассиус Клей заявил, что он меняет имя на Кассиус Х, а через некоторое время лидер «Нации ислама» Элайджа Мохаммед дал ему имя Мохаммеда Али. Пройдет пара десятков лет, и человек, носящий это имя, превратится из боксера-хама, которому все желали поражения, в одного из настоящих героев Америки. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что перчатки, в которых Клей бился с Листоном, были проданы в конце той недели за 836,5 тысяч долларов.

Гарный хлопец Вася...

Бой, который проходил в Сан-Антонио между мексиканцем Орландо Салидо и украинцем Василием Ломаченко, не просто вызывал повышенный интерес. Этот бой мог стать знаковым в истории взаимоотношений любителей и профессионалов. Великолепный любитель, двукратный олимпийский чемпион Ломаченко в своем всего втором (!) профессиональном бою встречался с очень серьезным соперником, чемпионом мира среди профессионалов - обладателем титула WBO в категории до 57,2 кг Орландо Салидо, для которого это был 55-й (!) бой на профессиональном ринге.

В том, что Василий станет чемпионом мира среди профессионалов, мало кто сомневался. Но чтобы это произошло уже во втором бою?! Тот самый Кассиус Клей тоже был олимпийским чемпионом, но после первого профессионального боя он сказал, что ему еще многому надо учиться. А Оскар де ла Хойя?

 А вот Ломаченко уже после первого профессионального боя намекнул, что уже всему научился и покажет этому чемпиону, где раки зимуют. После этих слов в боксерском мире началась настоящая истерика, что вызвало еще больший интерес к поединку. Однако те, кто не подвержен истерике, старались рассуждать логически.

Три раунда в любительских перчатках и двенадцать в профессиональных - это совершенно разные вещи. Каждый, даже самый проходной, удар соперника в профи ощущается совершенно иначе. К этому надо просто привыкнуть. Двенадцать раундов спарринга в спортзале и двенадцатираундовый бой - это тоже абсолютно разные вещи. И это только начало.

Компания Top Rank, которая ведет дела украинца, - одна из самых лучших в мире. У нее отличные матчмейкеры. Они не дают своим подписанным боксерам таких боев, которых они не могли бы выиграть. Эти ребята делают чемпионов и суперзвезд уже не одно десятилетие. Они готовы сделать звезду и из Ломаченко. Конечно, все то, что происходит на его родине, не могло не потрясти Ломаченко, но это уже была работа его команды - держать голову боксера холодной и в полной информационной изоляции, и отсекать все лишнее. Но если ты кидаешь человека в бассейн с крокодилами, то как не объясняй ему, что это за зверь, но пока он тебя не укусит понимания никакого не наступит.

То, что команда Ломаченко столкнулась с настоящими «крокодилами» или «волкодавами», стало ясно еще на взвешивании. Мексиканец, знавший все ходы и выходы в профессиональном боксе, выдал один фокус - он не «сделал вес», то есть на взвешивании, которое проводилось накануне, не вписался в лимит весовой категории - 126 фунтов (57,2 кг).

 Перевес составил почти килограмм. По правилам у Салидо была пара часов, за которые он мог сбросить этот килограмм, иначе он терял свой титул WBO. Мексиканец, опытнейший профи, наверняка мог это сделать, но он также понимал, что такие резкие действия здорово ослабят его организм и дадут шансы его сопернику. И тогда он принял единственное верное в этом случае решение: победа в этом бою важнее титула, и - отказался менять свой вес. Теперь в случае своей победы Ломаченко получал титул WBO в категории до 57,2 кг, а если побеждал Салидо, титул становился вакантным, как оно и получилось.

Но Салидо, имеющий на своем счету 55 боев, был отпетым профессионалом. И поэтому, в отличие от настоящего любителя Ломаченко, он прекрасно умел работать с весом. В итоге на ринг он вышел, веся почти 67 кг (!). Ради справедливости надо сказать, что и Василий сумел немного добавить - он весил чуть более 62 кг. Но для данной весовой категории Салидо получил просто колоссальное преимущество. По сути, в ринге встретились боксеры из разных весовых категорий, причем один из них съел в профессиональном боксе не одну стаю собак, а второй практически не имел надлежащего опыта не то что боя, а просто работы в профессиональных перчатках.

 В итоге все это вылилось в то, что на протяжении большей части боя Ломаченко был непохож на самого себя. Тем более, что Салидо по полной программе использовал все, что он умел, а именно: темные стороны профессионального бокса - удары по бедрам, ниже пояса и головой. И тем не менее, даже в этих условиях Василий мог победить - он буквально взорвался в последних двух раундах, и лишь огромный опыт и последний гонг спас мексиканца от нокаута. А будь украинец поопытнее, то он бы «взорвался» пораньше, и мир бы имел нового чемпиона.

В итоге спор о том, могут ли любители быстро стать профессионалами, остался открытым. Принцип «step by step» (шаг за шагом) как в жизни, так и в спорте никто не отменял. Есть, конечно, прецеденты, когда спортсменам удается сразу перепрыгнуть с первой ступеньки через весь лестничный пролет, но, как показывает история, обычно потом они ничего не добиваются.

 Звание чемпиона надо выстрадать. Именно тогда оно по-настоящему становится чемпионским. А Василию и его команде надо хорошенько переосмыслить происшедшее и сделать правильные выводы. В общем, тише едешь - дальше будешь. Хотя некоторые любители словесности к этой пословице обычно добавляют - «от того места, куда едешь». 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру