Люди и колеса «Формулы-1»

Кто из них дороже

 Современная “Формула-1” - это прежде всего бизнес. Для того чтобы держать команду на плаву, нужны сотни миллионов долларов. Где же брать такие суммы? Есть два варианта.

 

Кто из них дороже

Первый - набирать очки в Кубке конструкторов и получать деньги за удачные выступления пилотов “конюшни”. Но этого часто бывает мало, более того, гонщики команд среднего звена в основном нестабильны. И этот способ забатывания может в любой момент остановиться. И тут на помощь приходит второй путь - спонсоры. А они появляются вслед за пилотами, оплачивая их место в болиде и поддерживая «конюшни» на плаву. Так в “Формуле-1” и появляются пилоты, которых называют рент-драйверы.

С точки зрения самых яростных фанатов "Формулы-1", ситуация в чемпионате с каждым годом становится все хуже и хуже. Если ранее “платные гонщики” приходили в “Ф-1” ради продвижения себя, то в последние годы даже талантливый спортсмен не получит вожделенное место в Королевских гонках, если не будет иметь спонсоров за плечами.

Все началось в 70-е

Упрощенное понятие “рент-драйвер”, то есть гонщик, который сам оплачивает свое участие в гонках, в “Формуле-1” существует довольно давно. Первым человеком, купившим для себя место на старте, был испанец Алекс Солер-Ройг: в начале 70-х он оплатил себе несколько гонок. После этого рент-драйверство стало набирать обороты.

К примеру, в 1975-1976 годах за команду Фрэнка Уильямса выступали по 10 разных пилотов. Естественно, сменяли их не потому, что на горизонте появлялся более достойный вариант. Скорее, размер кошелька с каждым разом становился все шире. После этого случая пришлось ввести закон о максимальном количестве гонщиков в сезоне.

Новый всплеск активности произошел в начале 90-х, когда в “Формулу-1” пришли дети богатых бизнесменов. Однако с наступлением 2000-х ситуация вновь изменилась. Мировой финансовый подъем отразился и на “Формуле-1”, увеличив бюджет “конюшен” и прибавив множество надежных спонсоров, которые платили не гонщику, а целой команде. В результате число рент-драйверов стало снижаться. А потом ударил экономический кризис, и “платные гонщики” вновь оказались актуальными.

Платить или зарабатывать?

Сейчас термин “рент-драйвер” используется направо и налево, причем часто без резонных на то оснований. Многие называют рент-драйверами даже тех пилотов, которые приходят в команду, а вслед за ними появляется и новый спонсор. Например, в 2010 году пресса вовсю судачила о том, что чемпион мира Фернандо Алонсо - самый натуральный рент-драйвер, потому как с его приходом в команду “Феррари” одним из спонсоров стал испанский “Banco Santander”, заинтересованный в испанском гонщике.

Однако в такой ситуации упускается главное - Алонсо успешно выступал и до прихода в “Скудерию”, а “Banco Santander” был спонсором “Формулы-1” задолго до появления талантливого испанца в итальянской команде. Рент-драйвер - это спортсмен, которого приводят в команду определенные спонсоры, оплачивающие часть расходов и поддерживающие эту конюшню на плаву.

Главное же изменение ситуации заключается в том, что уровень мастерства рент-драйверов прошлых времен серьезно отличается от сегодняшних. Долгое время подобные пилоты имели довольно низкий уровень подготовки. Зачастую базового опыта в профессиональном автоспорте могло и не быть. Большой кошелек давал право сесть за руль болида и испытать себя сразу в высшем ранге соревнований. Сегодняшняя ситуация уже совершенно иная. Современный оплачиваемый пилот - это крепкий профессионал, который долгое время провел в гонках формульного типа и уже зарекомендовал себя.

Теперь рент-драйверы довольно быстро прогрессируют и уже с середины сезона могут показывать высокие результаты. Не редкость случай, когда платить за свое участие спортсмену приходится лишь в дебютном сезоне. Успешно проявив себя, в новом году уже сама конюшня обеспечивает пилота заработком. Со временем приходят и заинтересованные в сотрудничестве спонсоры. С уверенностью можно утверждать, что рент-драйверы, которые показывают сейчас совершенно заурядные результаты, еще 20 лет назад занимали бы позиции не ниже середины пелотона.

Естественно, возникает вопрос: кто эффективнее - талантливый гонщик, который будет набирать очки в чемпионате, или рент-драйвер, от которого пока не понятно, что ждать? Начнем с того, что раньше не было такой колоссальной разницы в бюджетах команд. И хотя в настоящее время действует “Договор об ограничении ресурсов”, согласно которому конюшни не могут тратить более 200 млн евро в год, такие монстры, как “Ред Булл” и “Феррари” соблюдать это соглашение отказались. Интересно, что президент “Формулы-1” Берни Экклстоун, который по сути должен поддерживать законы, которые принимает его чемпионат, на самом деле занимает совершенно другую позицию: “Гоночные коллективы всегда будут тратить столько денег, сколько у них есть. Принудительное ограничение расходов ничего не изменит: команды все равно найдут способ получить дополнительные деньги и потратить их”.

В результате командам среднего звена ничего не остается, кроме как выставлять на торги место за рулем боевой машины на сезон. Конюшни “Формулы-1” принимают решение о составе пилотов, основываясь на том, больше или меньше денег принесет рент-драйвер в сравнении с получаемыми призовыми деньгами.

И если в начале нулевых скромные коллективы пытались найти баланс в составе пилотов, отдавая одно место потенциальному лидеру, который мог завоевывать призовые места в гонках и приносить команде очки, а второе место получал гонщик, который пытался утвердиться в “Формуле-1”, поэтому сам платил за такую возможность, то сейчас все чаще команды отдают оба места рент-драйверам. Конечно, приходят спонсорские вложения, но уменьшаются выплаты призовых денег от выступления гонщиков.

В итоге, чтобы покрыть расходы на новый сезон, возникает необходимость искать нового “платного гонщика” на сезон. Вот такой замкнутый круг. Не стоит винить руководство или владельцев, ведь бюджеты у всех совершенно разные. Пока напрашивается лишь один логический вывод - в ближайшее время тенденции к увеличению талантливых пилотов без спонсоров за плечами не будет. Командам выгоднее брать “денежный мешок”, пускай и без задатков супергонщика.

Герои сегодняшних дней

Нынешние печальные реалии “Формулы-1” сегодня таковы, что только четыре команды: “Ред Булл”, “Феррари”, “Мерседес” и “Макларен” могут нанимать высококлассных пилотов. Остальные команды вынуждены или балансировать на грани, или приглашать пилотов, за спиной которых есть богатые друзья-спонсоры. Если в 2011 году вычислить рент-драйверов было просто, поскольку 18 из 28 гонщиков в сезоне получали зарплату (выступления остальных оплачивали их спонсоры), то в сезоне нынешнем зарплату перечисляют всем пилотам. Часть средств, вложенных спонсорами, теперь все же перенаправляется на оклад спортсмена.

Сезон-2013, как и предыдущие, отмечен рент-драйверами нескольких типов. Первый и самый распространенный - это пилоты, которых приводят в гаражный бокс конкретные спонсоры с целью продвижения брэнда. Часто в поиске спонсоров помогают и родственные связи. Например, британца Макса Чилтона в Королевские гонки привела корпорация AON, владелец которой не кто иной как Чилтон-старший.

Второй тип - это гонщики, которые приходят в “Формулу-1” благодаря господдержке, направленной на продвижения имиджа страны. Здесь не грех упомянуть венесуэльца Пастора Мальдонадо, в которого вкладывает его «родной» нефтегазовый концерн PDVSA. Такую поддержку спортсмен получил только при содействии “отца народа” Венесуэлы Уго Чавеса. Президент сделал проект “венесуэльский пилот в “Формуле-1” национальным и, согласно копии контракта PDVSA c «Уильямсом», годичное участие венесуэльца обходится почти в 50 миллионов долларов.

Стоит отметить, что Пастор является победителем серии GP2 2010 года, и чуть ли не автоматически должен был перейти в “Формулу-1”. Но этого не произошло. Не зря известный английский журналист Джо Сейвард сказал: “Есть звезды, которым платят много денег, и есть рент-драйверы, которые платят много денег”.

Конечно, эта градация весьма условна, ведь некоторых гонщиков довольно проблематично отнести к какой-то конкретной категории. Но, по сути, пробиться в промежуток между названными разрядами сейчас фактически невозможно.

Наконец, третий, и самый немногочисленный вид рент-драйверства - так называемые “параллельные или нагрузочные” пилоты. Выступления такого гонщика не оплачиваются спонсором напрямую, однако косвенная система финансовых поощрений (выраженная в скидках на моторы, например) подталкивает команды к заключению контракта с нужным спортсменом. Например, британец Пол ди Реста получил место в команде «Ф-1» “Форс-Индия”, а конюшня из Сильверстоуна приобрела “со скидкой” двигатели “Мерседес”.

Ау, спонсоры!

Сезон 2013 только достиг своей середины, а многие команды уже думают о сезоне следующем, в котором ситуация с рент-драйверством будет только усугубляться. Многие молодые талантливые пилоты потеряют свое место в команде, потому что появятся люди с кошельком побольше.

Еще чаще возникает ситуация, когда способному гонщику попросту не прорваться в “Формулу-1”, поскольку вакантные позиции занимают финансово выгодные персонажи. Получится ли как-то это изменить? В теории это возможно, но практика показывает, что шансы минимальны.

Рент-драйверство - историческое явление, которое идет в ногу с глобальными финансовыми изменениями в Королевских гонках. Иногда их больше, иногда - меньше. Но избавиться от них фактически невозможно. Урезать бюджеты топ-команд с целью уравнивания шансов, как уже упоминалось ранее, нет смысла, поскольку от этого только выиграют “теневые” спонсоры, которых в “Формуле-1” становится все больше и больше. Конюшням следует искать новые пути денежных вливаний: или продавать часть акций, либо подписывать долгосрочные сотрудничества, чтобы уменьшить количество быстро сменяющихся спонсоров. Для начала нужно хотя бы попытаться сократить суммы, которые нужны пилоту для попадания в “Формулу-1”, тогда и способных спортсменов станет больше.

Зритель любит, когда дебютант заставляет понервничать “старичков” своими результатами. Ведь борьба становится куда жестче. А пока новости с Чемпионата мира можно смело размещать не только в рубрике “Спорт”, но и в разделе “Бизнес”.

Не стоит думать, что рент-драйверство - это клеймо. Защитники рент-драйверства напоминают своим критикам, что даже такие великие чемпионы, как Михаэль Шумахер, Нельсон Пике или Ники Лауда, пришли в “Формулу-1” только благодаря спонсорской поддержке. А уже потом доказали всем свое умение и мастерство.

Противники “платных гонщиков” будут всегда. Кто-то и вовсе их считает опасными, как чемпион мира Себастьян Феттель, однажды назвавший таких пилотов “движущимися препятствиями”. Но руководители команд среднего звена вместе с Экклстоуном все же полагают, что без оплачиваемых спортсменов большинство конюшен просто пойдут ко дну.

- Мне не нравится словосочетание “рент-драйвер" и тем более "платный гонщик”, - заявил 82-летний президент «Формулы-1» Берни Экклстоун журналистам. - Просто у таких пилотов есть спонсоры с бездонными карманами, которые их поддерживают. Что в этом плохого?

Вопрос действительно риторический. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру