Америка: страна или бизнес?

Статистика бедности в стране - повод посочувствовать “русским”

Многие годы Америка верила: “Что хорошо для “Дженерал Моторс” хорошо для страны”. Но сегодня очевидно - интересы большого бизнеса и интересы общества далеко не всегда совпадают. Противоречия между ними обостряют самые болезненные проблемы страны - расовые и этнические. Во многом это касается и нашей общины. 

Статистика бедности в стране - повод посочувствовать “русским”

Статистика бедности в стране - повод посочувствовать “русским”. В последнее десятилетие почти весь прирост личных доходов достался одному проценту американцев. В среднем компенсация высших руководителей двухсот крупнейших публичных компаний в прошлом году превысила 15 миллионов, на 16% больше, чем годом раньше.

У большинства же американцев с учетом инфляции доходы не выросли или даже упали. У нижних 25% только 20 центов из каждого доллара доходов приходится на заработок, остальное за счет социальных программ.

Другая четверть населения получает из этих программ две трети прироста доходов. По данным вашингтонского некоммерческого Института экономической политики, соотношение оплаты главного исполнительного директора (CEO) и среднего работника средней компании в 2012 г. составило 273:1.

Критики обогащения без берегов уже давно говорили об опасности растущего разрыва между уровнем жизни немногих и жизнью большинства. Но фраза из романа “Ремесло Когана” Джорджа Хиггинса (и недавнего фильма по этой книге “Killing Them Softly” с Брэдом Питтом в главной роли) “Америка это не страна.

Это бизнес” все-таки воспринималась как гипербола. Неравенство и социальную справедливость обсуждали в основном профессора и либеральные СМИ. Но сегодня обнищание миллионов американцев, неспособных обеспечить себя и свои семьи, стало общенациональной проблемой. Нетерпимость положения, когда почти половина населения получает разные формы госсубсидий и не платит налоги, признается и левыми, и правыми. И те, и другие считают, что власти ведут страну в неправильном направлении. Для одних это означает

всемерную поддержку банков за счет налогоплательщиков, для других - невиданный рост выплат из госбюджета на помощь неимущим.

Если оставить либеральную риторику о банкирах-кровопийцах и

консервативную о социальных паразитах, не умеющих и не желающих

работать, и посмотреть, куда идут правительственные затраты и кому

достается больше льгот, то прояснить картину нетрудно.

Правительство Обамы расходовало на поддержку банков и корпораций больше, чем республиканские предшественники, и эти затраты

несопоставимо выше, чем на социальные программы. Чтобы выжить каждый год по официальным данным 12 миллионов американцев платят за крaткосрочные займы до 700% годовых (это не опечатка).

“Никто не ожидает столько бесплатного, как сверхбогатые люди”, пишет Джоэл Стейн в статье в “Тайм”. Вот один из примеров: кондоминимум на 57 улице в Манхэттене возле Центрального парка. Средняя цена квартиры - 95 миллионов. Покупатели получают изначально 94% “такс брэйка”, беспрецедентные льготы предоставлены городом и строителям этого здания.

Убедить, что от благ, которые получают сверхбогачи, выигрывает

экономика страны, становится все труднее. И в любом случае,

государство оказывает социальную поддержку не столько от доброты

душевной, сколько из-за стремления снизить социальную напряженность,

избежать взрывоопасных конфликтов. А в многонациональной стране ухудшение экономической ситуации неминуемо сопровождается межрасовыми и межэтническими проблемами.

Движение “Захвати Уолл-стрит” начиналось с объединияющих лозунгов “Мы -99%. И сама идея идея атаки на привилегии одного процента была сформирована Нобелевским лауреатом Джозефом Стиглицем, крупнейшим экономистом Америки.

Но еврейское происхождение основоположника и высокая активность молодых евреев-инициаторов не воспрепятствовали антисемитским настроениям внутри движения. Абстрактные обвинения банкиров быстро сменились подсчетом евреев в списках “Форбс”, в руководстве банками и хедж-фондами. А манипуляции Бернарда Мэдоффа послужили антисемитской пропаганде не меньше, чем “Протоколы сионских мудрецов”.

Новая сенсация: «SAS Capital», один из крупнейших в мире хедж-фондов, руководимый миллиардером Стивеном Коэном, обвиняется в незаконных финансовых операциях. Пресса полна подробностей: пентхаус Коэна в Манхэттене за 115 миллионов, дом в Ист-Хэмптоне за 60, огромное имение в Гринвиче, Коннектикут, миллиардная коллекция произведений искусства с Пикассо за 155 миллионов, совладение нью-йоркским “Mets”...

Шейлок отдыхает... Филантропия и бесплатная работа мэра Блумберга и подобные примеры бескорыстия занимают общественное сознание несопоставимо меньше. Что немало евреев в Америке хотят и умеют делать деньги, что их много в одном проценте супербогачей, не новость; почему это так, никакие аргументы не убедят оппонента. Но и люди без предубеждений удивляются и не доверяют, когда узнают, что последние годы большинство в еврейской общине Америки быстро теряет свои доходы.

Те, о ком говорят больше всего - афроамериканцы и “латиносы”, все-таки понемногу улучшают свое положение. В то же время, согласно данным “Jewish Community Study”, в Нью-Йорке в 2002 г. было 103 тысячи бедных еврейских семей, в прошлом году их стало 130 тысяч. Число членов бедных семей выросло за эти годы со 120 тысяч до 361.Каждый четвертый еврей за чертой бедности, 45% еврейских детей живут в бедных семьях, около 300 тысяч евреев получают госпомощь. Если учесть реально бедствующих, но не получающих пособия, то в этой категории сегодня более половины евреев Нью-Йорка.

Согласно федеральным нормам черта бедности - меньше 33 тысяч на семью из четырех человек. Можно спорить, кого считать бедным, но если приходится выбирать - купить еду или лекарства, о благосостоянии говорить не приходится.

Среди хасидов с их многодетными семьями положение особенно трудное. Я писал в этой газете о самом бедном в стране городе Кирьяс-Джоэл (штат Нью-Йорк), населенном хасидами. В целом среди ортодоксов число бедняков выросло за десять лет на 93%. 50% бедных евреев живут в Бронксе и Бруклине, самые бедные районы Бенсонхерст, Шипсхэд-бэй, Брайтон Бич, Кони-Айленд - нам хорошо знакомы.

Подлинным шоком для многих оказались данные о положении иммигрантов из постсоветских стран. Обыденное представление сводится к тому, что “русские” весьма успешно адаптировались в новой стране. Это мнение активно поддерживают наши общинные политики и СМИ: “Русские врачи! Русские лойеры! Русские компьютерщики!”. Ну и, конечно, Брайтон с его ресторанами, дамами в норковых шубах... Согласно же статистике, 71% русскоговорящих семей, в составе которых есть пожилой человек (таких большинство), живут в бедности. Это случилось не вчера. Лет пятнадцать назад, когда я был президентом Русско-американского центра общественного мнения, объединившего социологов, экономистов и психологов, по данным наших исследований, получающих пособие было еще больше.

Как объяснить нерадостные данные статистики? Есть доля истины в утверждениях тех, кто говорит, что “рашенз” часто манипулируют, проще говоря, мошенничают с госпособиями, многие работают “на кэш” и не показывают доходы. Думается, что по этой части мы не хуже и не лучше других этнических групп. Во всяком случае, молодежь, как правило, получает профессиональное образование, всерьез относится к карьере и живет без госсубсидий.

Высокий удельный вес “русских” старших поколений, живущих на “паблик ассистанс”, как ни парадоксально, связан с их образовательным и культурным уровнем - наиболее высоким в истории массовой иммиграции в США. Иммигрант, не окончивший школы, быстро находит свое место в дешевом ресторане, прачечной, на подсобных работах, и при всех трудностях его новая жизнь лучше прежней.

Но вчерашнему специалисту с вузовским дипломом и опытом квалифицированной работы перестроиться с учетом новых реалий много сложнее психологически, а пройти новое обучение и право на привычную работу смогут немногие. Возраст, слабое знание языка и новых трудовых отношений - серьезное препятствие. А что касается видимого и много обсуждаемого благополучия “наших”, живущих на пособия, то во многом это объясняется привычной бережливостью.

Наша бабушка сама готовит, что и здоровее, и обходится дешевле, чем есть “аут”. Наши пожилые люди обычно не заказывают “чайниз” и пиццу с доставкой и чаевыми, хорошо подумают, прежде чем заплатить несколько долларов за чашку кофе, который дома обойдется в копейки. Сбережения при такой жизни позволяют иногда посидеть в ресторане, купить на распродаже заветную шубу и даже съездить за границу.

Статистика бедности в США учитывает не количество съеденной клубники и помидоров, не состояние гардероба, не достоинства жилья, а цифры легального дохода. При таком положении жизнь по “Восьмой программе” с фудстемпами действительно часто благополучней, чем у тех, кто работает за 30-40 тысяч долларов, не имея никаких льгот. Но это тема другого разговора.

А сегодня, когда получить субсидированное жилье задача сверхтрудная и цены на питание выросли, ухудшение условий жизни большинства иммигрантов, в особенности пожилых, очевидно и без статистики.

Положение было бы еще хуже, если бы не помощь филантропических организаций. В США евреи опережают в благотворительности

все другие этнические группы. В 2002 году 88% еврейских семей давали пожертвования. В прошлом году число благотворителей снизилось - 83%, но и это национальный рекорд. Среди тех, кто зарабатывает свыше 250 тысяч, дают пожертвованиe 97%. Это хорошая новость, о которой можно говорить с гордостью.

Но есть новости, которых приходится стыдиться. Среди “50 худших благотворительных организаций США” - составляется и такой список - есть немало существующих в основном на деньги евреев. Среди них “Худшие 50” собрали за последнюю декаду 1.3 миллиарда долларов и... потратили 1 миллиард на свои собственные организационные нужды.

“Благотворители” из этих фондов нередко паразитировали на стремлении людей помочь тем, кому всех труднее - раковым больным, детям, старикам. Часто “активисты” из таких организаций буквально вымогают сбережения у одиноких пожилых людей, в особенности страдающих Альцгеймером. Раввин Якоб Фейнгарден создал 19 фиктивных “чаритис” и присвоил со своими партнерами миллионы пожертвований.

Сенсация последних дней: прокуратура обвинила в получении взяток Вильяма Рапфогеля - исполнительного директора самой известной нашим иммигрантам в Нью-Йорке благотворительной организации Council of Jewish Poverty. Ее услугами ежегодно пользовались до ста тысяч человек, большая часть из них “рашенз”. Рапфогель признал вину и кается, его уволили, но репутации его организации нанесен огромный урон. Мне доводилось встречаться с Вильямом, его любимая тема - как он вырос в “проджекте”, работал с детских лет, и как он понимает бедность. Но понимания и большой зарплаты с бенефитами и бонусами было недостаточно, чтобы избежать соблазна.

Большинство руководителей “чаритиз”, конечно, не доходят до прямых злоупотреблений. Можно жить в ногу с одним процентом сверхбогатых и не преступая закона. Газета “Jewish Press” и израильский “Хаарец” опубликовали статьи о доходах Миши Гальперина, хорошо знакомого в нашей общине, сделавшего большую карьеру в благотворительности.

Его зарплата выше, чем у Президента страны, квартира в престижном доме в Манхэттене, учеба детей и очень многое другое “за счет фирмы”. Закон не нарушен, но осадок малоприятен.

В стране постоянно проводится кампания по сбору средств на благие дела. Каждый американец, богатый и бедный, регулярно получает письма с душераздирающими историями и просьбой о помощи. Миллионы людей откликаются на эти призывы. И есть, в особенности в наш электронный век, возможность участвовать в добром деле и не дать обмануть себя и тех, кому предназначена помощь. Перед тем, как отправить чек, стоит заглянуть в Интернет. Организации с высокой репутацией обычно не тратят на себя больше 20-25% собранных средств.

Последние годы ознаменовались не только грандиозными скандалами, но и небывалыми ранее возможностями контролировать руководителей всех уровней. Общим достоянием становится информация, которая ранее была обществу недоступна. Граждане теперь не столько надеются на порядочность политиков и чиновников, сколько на прессу и Интернет.

Элита утратила привилегию секретности, даже “1%”, сколько ни плати лоббистам и юристам, не гарантирован, что подчиненный или любовница не войдут в контакт с таблоидом, не сольют скандал в Интернет. Перестройки пока не наблюдается, но американская гласность работает как никогда ранее в истории страны. Хоть одна хорошая новость. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру