По этому громкому «армянскому делу» в октябре 2010 года в штатах Нью-Йорк, Калифорния, Огайо, Джорджия и Нью-Мексико были арестованы 52 человека, затем еще два десятка, и в итоге обвинения предъявили 73 подсудимым.
В пресс-релизе вашингтонского центра ФБР говорилось, что обвиняемые, в основном выходцы из Армении, пытались обокрасть программу Medicare больше чем на 163 млн долларов, а их действия были названы крупнейшей в истории США попыткой такого рода, совершенной одной организованной преступной группой.
Три года назад манхэттенский федеральный прокурор Приит Бхарара заметил, что этой армяно-американской преступной группе могла бы позавидовать «любая традиционная семья (итальянской) мафии». Джанис Федарсик, тогда возглавлявшая нью-йоркское отделение ФБР, сказала, что «дьявольская красота этой аферы с программой Medicare - с точки зрения преступников - в том, что она была полностью воображаемой. За липовыми счетами стояли не реальные клиники, а только украденные у врачей личные данные. Не было пациентов, которые соглашаются являться в клиники для ненужных процедур, а были только украденные личные данные пациентов. Привычная схема общения врач-больной была миражом. Но деньги, пока все это работало, были реальными».
Обвиняемых поделили на группы, одну из которых в составе 28 человек назвали «Организация Мирзояна-Терджаняна». 40-летний Давид Мирзоян жил в Глендейле в калифорнийском графстве Лос-Анджелес, а Терджанян в нью-йоркском Бруклине. В «группу Мирзояна-Терджаняна» вошли 25 армян из Калифорнии и Бруклина, а также бруклинцы Анна Зайчик и Михаил Добрушин. Вторая часть подсудимых, которую назвали «группа Терджаняна-Добрера» состояла из 18 человек, а ее вожаками сочли Роберта Терджаняна и Вячеслава Добрера из Пенсильвании.
Туда же вошли братья Арон и Вадим Червины из городка Норт-Брансвик в штате Нью-Йорк, бруклинцы Галина Вовк (супруга Терджаняна), Валентина Лахун, Люба Година, Юрий Зелинский и Натан Пейсахов, а также Милана Нихман из Стейтен-Айленда и Марта Роман из Меррика на Лонг-Айленде. Остальные участники этой группы неопределенной национальности живут в Бруклине, Пенсильвании, Флориде и Джорджии.
На 51 странице предъявленного им обвинения отмечалось, что группа работала «с помощью и под защитой "Vor", что по-русски значит "вор в законе", то есть член избранной группы высокопоставленных преступников из России и бывшего Советского Союза». Этим авторитетом был Армен Казарян по кличкам «Псо» и «Кероп», который действительно был «коронован» в 1991 году в Ростове-на-Дону, а в Лос-Анджелесе требовал относиться к нему как положено, решал споры и получал «воровскую долю».
Доля эта была невелика, но федеральная прокуратура не устояла перед его высоким уголовным званием, и дело назвали "США против Армена Казаряна и др." Казарян стал первым «вором в законе», осужденным в США после Вячеслава Иванькова, но, в отличие от покойного Япончика, в июне 2011 года Псо признал себя виновным и в феврале 2013 был приговорен к лишению свободы сроком на 37 месяцев.
В декабре 2011 года Терджанян признал себя виновным в мошенничестве с медицинскими страховками, кредитными картами и визами, а также в отмывании денег и вымогательстве. Признав вину, он покаянно сообщил, что получал у должников свои деньги, «косвенно угрожая применить насилие и другие преступные средства». Терджанян извинился перед «этим судом и властями Соединенных Штатов за такие действия». На долю Терджаняна и двух десятков его сообщников в обвинении пришлось 35 млн украденных у Medicare долларов.
Помимо лишения свободы судья Гардефе взял с Терджаняна 100 долларов судебных издержек и обязал выплатить 1,169.680 долларов и 55 центов. Когда, как и где он будет выплачивать эту немалую сумму, а также отбывать три года надзора, не ясно, поскольку после освобождения нелегала Терджаняна должны депортировать.
Его отца Рафика Терджаняна, который проходил по делу сына, уже отправили в Армению, а жену Галину Вовк приговорили к одному году и одному дню лишения свободы, которые она уже отсидела. Давид Мирзоян признал себя виновным 23 октября прошлого года и ждет приговора. Из 28 обвиняемых этой группы 20 уже приговорены, четверо ждут приговоров, двух еще не судили и с двух сняли обвинения.
Комментируя приговор Роберту Терджаняну, склонный к не свойственной федеральным прокурорам метафоричности, Бхарара назвал его группу «раком мошенничества в системе Medicare в период растущей нехватки бюджетных средств» и, как обычно, заявил, что его офис «продолжит работу, чтобы были наказаны все причастные к этой достойной порицания афере».
Когда в октябре 2012 года признал себя виновным Давид Мирзоян, прокурор Бхарара назвал его «криминальным паразитом, присосавшимся к системе здравоохранения нашей страны».
После ареста Роберта Терджаняна, он же «Робик», он же «Олег Камарин» и он же «Роберт Вовк», обвинили не только в мошенничестве, а в краже со взломом, в магазинной краже, в хранении оружия и в других преступлениях, включая обещание «выпустить кишки» другому бандиту. Эта угроза прозвучала 29 мая 2009 года в одном брайтонском ресторане.
В обвинение также вошел эпизод, когда «Робик» Терджанян с помощью бруклинца Михаила Добрушина помог группе музыкантов из Армении обманом получить въездные визы в США.
Для этого Добрушин, владелец компании Ambulette PRN, сообщил в иммиграционную службу, что его фирма не только перевозит больных, но занимается «организацией, рекламой и проведением... различных концертных программ», и в подтверждение представил письмо от нью-йоркской Гильдии музыкантов. Бруклинскую знакомую Терджаняна Анну Зайчик обвинили в том, что по его просьбе она открыла несколько банковских счетов, которыми пользовались аферисты из Калифорнии.
Как было установлено, 18-летний Роберт Терджанян прибыл в США в октябре 1992 года по туристической визе, а когда ее срок истек, остался в стране нелегально. Он работал на стройке, где получил травму, затем на бензозаправочной станции Mobil в городке Форт-Ли в Нью-Джерси. Связавшись с компанией молодых иммигрантов из бывшего СССР, Роберт пристрастился к наркотикам, занялся мелкими кражами и трижды был арестован. Его судили за кражи из магазинов и хранение инструментов для взлома.
В 1997 году Терджанян остепенился, женился на Галине Вовк и открыл контору по торговле армянскими продуктами. В конце августа 2001 года он пришел в ночной клуб в бруклинском районе Манхэттен-Бич со своими приятелями Ваганом Степаняном, Александром Аветисяном и Гочей Пурцеладзе. Позже Степанян и Аветисян пошли по «армянскому делу» вместе с Терджаняном и остальными, признали себя виновными и получили по два с половиной года лишения свободы. В клубе Пурцеладзе поругался с неким Артуром Шахумяном, который достал пистолет и Гочу Пурцеладзе убил наповал, а Степаняна и Аветисяна ранил. У Терджаняна тоже оказался пистолет, и он ранил Шахумяна, после чего отвез Степаняна в больницу, чем, по словам адвоката Скотта Талмана, спас тому жизнь.
Его арестовали, и по соглашению с прокуратурой он признал себя виновным в незаконном владении оружием, получил небольшой срок и вышел на свободу в 2003 году. Всего в Америке его судили семь раз.
В 2005 году Роберт Терджанян с родственниками открыл компанию Belka Foods, которая торговала армянскими продуктами оптом и в розницу. В 2008 году Терджанян продал «Белку» и по совету своего знакомого Павла Чухрая вложил 50 тыс. долларов в компанию по торговле медицинским оборудованием. Как заявил в суде адвокат Талман, 34-летний Чухрай, он же Дмитрий Спесивов и он же Игорь Белкин (откуда, возможно, и появилось название компании Belka Foods) оказался профессиональным мошенником. О Чухрае известно, что он признал себя виновным и в прошлом году был освобожден из тюрьмы.
Потеряв по его вине свои кровные 50 тыс. долларов, Терджанян попытался получить их с Чухрая угрозами, в чем он признал себя виновным, но тот оказался «под крышей» проживающего в районе Рего-парк в Квинсе уголовного авторитета Радиона Лисянского, которого адвокат Скотт Талман сгоряча записал в «воры в законе».
В январе 2001 года в Бруклинском федеральном суде Лисянского приговорили к 4 годам лишения свободы и 3 годам надзора за «сговор с целью подделки заводских номеров автомобилей», обязав выплатить 99 335 долларов и 64 цента по 200 долларов в месяц, то есть за 41 год. Известно также, что 20 лет назад, в декабре 1993 года Лисянского арестовали за кражу со взломом и хранение краденого, и он сидел в тюрьме штата Нью-Йорк недалеко от канадской границы. Сейчас 45-летний Радион снова сидит и ждет приговора за вымогательство, но не по федеральному обвинению. Где, когда и как он стал «вором в законе», в криминальных кругах русскоязычного Нью-Йорка неизвестно, но адвокату Скотту Талману виднее. Возможно, Талман читал Достоевского и считает, что русскому преступнику по имени Родион иного уголовного звания не положено.
По словам адвоката Терджаняна, в аферы с медицинскими страховками его клиент сунулся от безвыходного положения, чтобы прокормить семью, и на самом деле это не «армянский бандит», как называли его газеты, а «трагическая фигура с несколькими похвальными качествами». Бандитские эскапады и финансовые аферы своего клиента, в которых тот признал себя виновным полтора года назад, адвокат старался свести до минимума.
Скотт Талман просил судью Пола Гардефе приговорить Терджаняна к 63 месяцам лишения свободы, а прокурор требовал от 100 до 125 месяцев, и судья, с учетом семи судимостей Роберта, согласился на максимум.