МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
В Новом Свете

Что Джо Байден думает о КНР?

«Эволюция» взглядов президента-электа

Новый президент – новая политика? Или новый президент – старая политика? Китаю в текущих новостях принадлежит не последняя строчка.

Фото: Михаил Ковалев.

Бывший менеджер Apple судит компанию за то, что она уволила его за решение купить компьютерную программу, изготовленную фирмой, чей руководитель является критиком правительства в Пекине; республиканцы в нижней палате Конгресса требуют лишить места в Комитете по разведке демократа Эрика Столвелла, состоящего в интимной связи с китаянкой, которая, по всей видимости, работает на разведку любимого отечества; другого демократа, Джона Оссофа, претендующего на мандат сенатора от Джорджии, GOP поймала на сокрытии доходов, полученных от источников в Китае, не говоря уже о деловом сотрудничестве с предприятием, частично принадлежащим китайскому государственному телекоммуникационному гиганту China Unicom.

Исключительно важным сюжетом последней президентской гонки могли стать — но не стали благодаря замалчиванию мейнстримовскими СМИ — сомнительные контакты с государственными структурами в КНР сына Джо Байдена Хантера; тем не менее в общественное пространство просочились сведения, что ФБР расследует Хантера на предмет неуплаты большой суммы налогов с дохода, полученного от китайских партнеров.

Самым интересным, однако, являются взгляды или предполагаемая эволюция взглядов на Китай самого Джо Байдена, чему еще до выборов, в конце сентября, посвятила большой материал «Нью-Йорк таймс». В вводной части статьи, в частности, сказано: «Будучи сенатором, Байден надеялся на политическое преобразование Китая, которое должно было произойти благодаря торгово-экономическому партнерству страны с США. 20 лет спустя, в качестве кандидата в президенты, он осуждает Китай как диктатуру». Преамбула апологетическая, как и сама статья, что неудивительно, ибо в свете нынешнего дурного имиджа Китая в Америке обличать его не станет только политик крайне ленивый. Мало того, если осуждает, то как честный человек не подумает наживаться на связях с Китаем, правильно? Реальность иная: Байден, убежденный конформист, по аналогии с Рабиновичем из старого советского анекдота, никогда не колебался в проведении линии Демпартии в отношении Поднебесной, он колебался вместе с линией. По мере интеграции Китая в мировую экономическую систему политический режим внутри страны, вопреки прогнозам, становился более автократичным, а не более либеральным. Самое время еще разок колебнуться. Создав попутно совершенно ложное впечатление, будто ужесточение курса в отношении Китая началось не с Трампа, а с администрации Обамы - Байдена. И что якобы жесткий трамповский подход есть вообще пустышка и мираж.

Байден в качестве председателя Международного комитета Сената в начале нулевых активно содействовал вступлению Китая во Всемирную торговую организацию, несмотря на то, что на тот момент не оставалось никаких сомнений в злостных практиках Пекина, не совместимых с нормами свободной торговли: манипулирование валютным курсом; нетарифные барьеры в торговле; дотирование госпредприятий; упреждающие глобальные скупки редких полезных ископаемых; кража интеллектуальной собственности иностранцев, принуждение их к созданию совместных предприятий с китайскими партнерами.

В Демократической партии присутствовали две тенденции, оправдывавшие системные уступки Китаю, и Байден как неплохой политик четко их осознавал, противостоять им не хотел и не мог. Одну тенденцию отражал идеологически левый, глубинно враждебный Западу лагерь, который считал военно-политическое и культурно-экономическое восхождение западной цивилизации начиная с конца XV века историческим казусом, отжившим свой век. В представлении левых идеологов, настало время восстановить историческую справедливость, посодействовав продвижению в мировые лидеры не западных государств, таких как КНР и Персия; Обама, в частности, был почти что гласным выразителем подобной точки зрения.

Другую тенденцию олицетворяли стратеги, принявшие принципиальное решение перенести акцент в политике Демпартии с защиты интересов людей физического труда (пролетариат — уходящая натура) и среднего менеджмента с их неискоренимым патриотизмом и прочими буржуазными предрассудками на молодежь и стремительно расширяющийся класс технократов и предпринимателей, мыслящий в глобалистских, а не национально-государственных категориях. На практике это означало значительную деиндустриализацию Америки, если понимать под индустрией не высокотехнологичный сектор, а, скажем, сборочный сегмент автопрома, сталелитейные заводы и особенно легкую промышленность, которые отдавались на откуп Китаю, готовому на введение у себя частной собственности взамен на доступ к китайскому рынку производителей передовых технологий и услуг. Сейчас с Китаем связаны планы на экспансию корпорации Диснея и Национальной баскетбольной ассоциации, Майкла Блумберга и Голливуда, «Майкрософт» и «Эппл». Представителей нового класса принято величать «людьми Давоса», имея в виду эксклюзивный швейцарский курорт, где они собираются на свой ежегодный Всемирный экономический форум.

Обе эти тенденции, идеологическая антизападная и коммерческая, в полной мере сохраняются в Демпартии, так что, особо не рискуя, можно предсказать, что Байден отринет трамповскую конфронтацию с Пекином и попытается нормализовать двусторонние отношения, в частности, снимет введенные предшественником пошлины на китайский экспорт. Сценарий с возвращением стратегических производств, фармакологических, например, из Китая в Америку был более вероятен при Трампе, чем при преемнике. Эти соображения намного важнее коррупционных сделок семейства Байденов с китайцами, которые только цементируют объективные мегатренды. И которые политкорректный истеблишмент легко простит своему ставленнику. Недавняя фраза крупного китайского чиновника от науки Ди Дуншэна «Наши старые друзья возвращаются к управлению Америкой» была произнесена совсем не случайно. Остальное в смысле стенаний демократов по поводу угнетения тибетцев и уйгуров или угроз вооруженного вторжения на Тайвань, исходящих из Пекина, только лирика, малоубедительный пиар и отмазка. Искусство которой замечательно освоила «Нью-Йорк таймс».

«Седовласая леди», как называют газету, не торопилась сообщать о начавшихся во вторник десятидневных крупномасштабных учениях ВМФ КНР в Южно-Китайском море, в которых участвует спущенный недавно на воду второй китайский авианосец. Зато она открыто цитирует слова Байдена о том, что «Соединенные Штаты приветствуют превращение Китая в великую державу, ибо великие державы придерживаются международно признанных норм в областях нераспространения (ядерного оружия. — Прим. ред.), прав человека и торговли». Набор благоглупостей и бездоказательный перенос опыта Запада последних века-полутора на всю мировую историю. Что побудило героя сюжета и его окружение перейти от этих слов к осуждению Си Цзиньпина как «головореза», «седовласая леди» не раскрывает. И поскольку не раскрывает, то допустимо предположить, что никакой трансформации в Байдене на самом деле не произошло и что все эти утверждения об эволюции взглядов есть не более чем удобное идеологическое прикрытие, предоставленное газетой своему кандидату в президенты. Чей соперник беспрестанно напоминал публике, откуда пришел вирус, убивший сотни тысяч американцев и обрушивший их экономику.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах