МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
В Новом Свете

Противостояние в Иране: Трамп - не Картер

Президент Трамп в канун Нового года обвинил Иран в организации нападения на американское посольство в Багдаде. Как сообщает Reuters, Госдепартамент и Белый дом пока не отвечают на вопрос, были ли эвакуированы посол и сотрудники посольства, хотя иракские власти утверждают, что эвакуация имела место как профилактическая мера в ответ на скопление у здания дипмиссии тысяч багдадцев, выражавших возмущение авиарейдами США в Ираке.

Налеты были совершены на базы радикальной проиранской группировки «Катаиб Хизбалла». В рейдах были уничтожены 25 боевиков. Авиаудары были ответом на обстрелы группировкой пунктов размещения сил коалиции. Во время последнего нападения погиб американец — контрактник Пентагона, четыре военнослужащих получили ранения.

Протестующие в Багдаде пытались взять штурмом комплекс посольских зданий и ворвались на его территорию. Будучи отогнанными силами безопасности, они разбили лагерь рядом со стенами посольства. Повторная попытка прорыва на территорию, предпринятая 1-го числа, была остановлена американскими военными, применившими слезоточивый газ. Вскоре после этого протестующие сняли осаду комплекса и разошлись.

Резкая реплика президента последовала вслед за заявлением Госдепартамента, что в Вашингтоне проявляли умеренность и терпение по поводу провокаций со стороны Ирана и проиранских группировок. Однако сейчас настало время предпринять шаги к сдерживанию иранской агрессии.

Тегеран использует боевиков как инструмент выдавливания Соединенных Штатов из Ирака. $150 млрд, которые аятоллы получили по итогам ядерной сделки с администрацией Обамы в 2015 г., позволяют им нанимать, обучать и снабжать сообщников во всем ближневосточном регионе.

Министр обороны Марк Эспер проанонсировал отправку в Кувейт 750 десантников. Через несколько дней к ним присоединятся еще четыре тысячи военных, сообщило издание Military Times. За последние полгода после обострения ситуации вокруг Ирана численность американского контингента в районе Персидского залива выросла на 14 тыс. человек.

В связи с обстановкой в Ираке госсекретарь Майк Помпео отложил турне по пяти странам в период с 3 по 7 января. Помпео должен был посетить Украину, Беларусь, Казахстан, Узбекистан и Кипр.

В Киеве у госсекретаря была запланирована встреча с президентом Зеленским и членами его аппарата. Госсекретарь стал бы самым высокопоставленным представителем американской администрации, посетившим Украину после июльского телефонного разговора Трампа и Зеленского, который спровоцировал расследование по импичменту главы американского государства.

Несмотря на напряженную ситуацию в регионе, а возможно как раз в силу сложившейся напряженности, Россия и Китай согласились провести с Ираном совместные масштабные военно-морские учения в Оманском заливе и в Индийском океане. В прессе также сейчас снова стала циркулировать информация, появившаяся исходно еще в июне в издании The Times of Israel, что Россия ставит электронные помехи американским военным самолетам, «работающим» на Ближнем Востоке, особенно в Сирии. Используемые летчиками системы глобального позиционирования либо вообще замирают, либо показывают неправильные данные. От российских помех страдает и гражданское авиасообщение в Израиле.

В конце минувшей недели Америка ответила на провокации Тегерана. Провокации кумулятивные. С помощью беспилотника был ликвидирован генерал иранского спецназа Касем Сулеймани, курировавший диверсионно-подрывные мероприятия режима за границей. Виновный в гибели сотен американцев. И планировавший новые злодеяния против американцев. Никого из представителей режима, отвечающих за внутреннюю безопасность, не тронули. Операция против генерал-майора была предпринята на территории Ирака, не Ирана. Пока ни Иран, ни проиранские группировки не нападали непосредственно на США, Америка от силовых акций воздерживалась. Вспомним хотя бы ракетный удар иранцев по саудовскому нефтеперерабатывающему заводу. В Вашингтоне надеются, что власти Ирана поймут и оценят нюансировку американской политики. Ради пущей убедительности, повторим, администрация Трампа увеличивает численность воинского контингента США в зоне Персидского залива. А сам президент объявил, что уже отобраны 52 объекта, в том числе в самом Иране, для потенциальных силовых ответов на возможные попытки режима отомстить за смерть Сулеймани. Иран теоретически может применить тактику Саддама Хусейна, который во время войны 1991 г. обстреливал ракетами Израиль в надежде спасти свою армию, оккупировавшую Кувейт, и натравить «Хизбаллу» на еврейское государство. Правда, на этом, похоже, параллели закончатся: если тогда Израиль не наносил по Ираку контрударов из-за опасения расколоть антисаддамовскую коалицию, то с ливанской «партией бога» израильтяне миндальничать не станут.

Акция против американского посольства в Багдаде не встретила должного отпора со стороны местных органов правопорядка. Поэтому она вполне могла служить репетицией реального штурма комплекса. Что, в свою очередь, не могло не вызвать в Белом доме неприятнейшие ассоциации с 1979 годом и захватом дипмиссии США в Тегеране. Та акция укрепила нарождавшуюся иранскую теократию и парализовала в год выборов администрацию Джимми Картера. Трамп — не Картер, и одна только мысль, что иранцы готовят ему схожую участь, была нестерпима для действующего главы государства.

Реализм и сдержанность трамповской администрации иранцы по ошибке приняли за картеровскую и обамовскую пассивность, если не пособничество. Посчитав, что импичмент сковал президента. История изобилует такого рода стратегическими просчетами, чреватыми тяжелыми последствиями. Влезать в бесперспективный затяжной конфликт с Ираном Трамп, впрочем, не станет. Особенно в канун перевыборов. С другой стороны, у Ирана нет шансов в коротких боевых стычках, где решающую роль будет играть огневая мощь противоборствующих сторон. Ее у американцев гораздо больше, чем у персов. То же верно в плане кибератак. Стоит также отметить, что ни нефть, ни настроения суннитской части уммы в нынешнем ближневосточном противостоянии, в отличие от многих прежних, не являются козырями мусульманского противника Америки.

Тем не менее американские нефтяники в массовом порядке покидают Ирак, следуя предупреждениям Госдепартамента. Биржевые котировки по следам известия о смерти Сулеймани потеряли почти 1% своего значения. Какие-то проирански настроенные лица в иракском истеблишменте поднимают вопрос о желательности свертывания американского военного присутствия в стране. Одновременно, однако, другая часть иракцев выражает открытое удовлетворение по поводу кончины брутального иранского генерала. Демократы, кто бы мог подумать, критикуют Трампа и намекают, что ликвидация Сулеймани была задумана им с целью отвлечь внимание от импичмента. Их сторонники быстренько организовали в ряде городов антивоенные митинги.

Иранцы и левые демократы используют примерно одну и ту же лексику в отношении Трампа, сравнивая его с ИГИЛ, Гитлером, Чингисханом. Самая мягкая инвектива, употребленная персами, была «террорист в костюме». Который вскоре осознает, что «иранский народ и культура непобедимы».

В Вашингтоне, Нью-Йорке, Бостоне, Лос-Анджелесе и других мегаполисах введены усиленные меры безопасности. Из «Большого яблока» за шпионаж были недавно выдворены несколько сотрудников иранской миссии при ООН.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах