МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
В Новом Свете

Демократы закончили теледебаты. Кто победил?

Начинаются праймериз

Шестые и последние перед праймериз теледебаты кандидатов Демократической партии в Лос-Анджелесе прошли в обстановке явного падения интереса публики к ним. Первые дебаты, состоявшиеся в июне этого года в Майами, посмотрело 18,1 миллиона зрителей.

Это внушительная цифра, хотя и уступающая, конечно, первым президентским дебатам 2016 года (тогда дискуссию Дональда Трампа и Хиллари Клинтон смотрело 24 миллиона человек – это абсолютный рекорд, побивший прежнее достижение Рональда Рейгана и Джимми Картера 1980 года). Аудитория июльских дебатов в Детройте была уже значительно меньше – 8,7 миллиона, и президент ехидно писал в «Твиттере»: «Им жутко нужен Трамп!». Рейтинг продолжал снижаться и в дальнейшем. Ноябрьские дебаты в Атланте собрали всего 6,6 миллиона зрителей.

Дональд Трамп, конечно, прав в том смысле, что его присутствие оживляет телевизионную картинку: он умеет придать скандальность даже самому заурядному событию. Может быть, избиратели смирились с мыслью о неизбежности переизбрания Трампа? Вряд ли. Если это так, тогда почему слушания по импичменту, продолжавшиеся две недели, смотрело в среднем 12 миллионов человек в день?

Председатель Национального комитета Демпартии Том Перес не считает нужным зниматься «оживляжем» картинки. «Мы говорим о разногласиях в политике, - рассуждает он. – Никто не обсуждает размер рук, не дает соперникам глупые клички. У нас разные подходы к проблемам и мы дискутируем о них убежденно, но уважительно по отношению друг к другу, предоставляя избирателю возможность принять окончательное решение».

Возможно, дело именно в этом. Избиратель уже отвык от содержательной дискуссии, его приучили к шоу. Избавится ли он от этой привычки, трудно сказать, но очевидно, что финалисту гонки демократов нужно готовиться к базарной склоке. С трудом представляешь себе, что хоть кто-то из кандидатов способен составить Трампу конкуренцию в этом жанре.

На этот раз на подиум вышли семь человек. Квалификацию не прошли сенатор Кори Букер, бывший министр жилищного строительства Хулиан Кастро и конгрессвумен Тулси Габбард, а сенатор Камала Харрис в начале декабря, взвесив свои шансы, приняла решение прекратить борьбу. Зато в ноябре вышли на дистанцию бывший мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг и бывший губернатор Массачусетса Девал Патрик. Но они дебаты решили пропустить, как и ранние праймериз, и сосредоточиться сразу на Супервторнике 3 марта, когда голосовать будут избиратели сразу 14 штатов плюс проживающие за границей. Рейтинг их пока невысок. Первую же встречу Патрика с избирателями пришлось отменить: на нее пришли всего два человека.

Из участников лос-анджелесских дебатов лидерами остаются бывший вице-президент Джо Байден, сенатор Берни Сандерс и сенатор Элизабет Уоррен – именно в таком порядке. Уоррен отстает от Байдена очень заметно, на 10-20 пунктов, а от нее на 6-8 пунктов – Пит Буттиджич. Но это данные опросов в целом по стране, а в Америке каждый штат избирает президента отдельно и так же отдельно каждый штат проводит праймериз. Если смотреть опросы по штатам, то получается, что в Айове, которая проведет свои кокусы первой, лидирует Буттиджич, за ним следует Сандерс и лишь третьим – Байден, причем отрыв в 9 пунктов Байден уже вряд ли сможет наверстать. В Нью-Гэмпшире гонку возглавляет Сандерс, на второй позиции Буттиджич, а ветераны Байден и Уоррен довольствуются, как и в Айове, 3-4 местами. Но уже в Южной Каролине Байден опережает всех с громадным преимуществом перед ближайшим соперником, Уоррен, в 19 пунктов. Аналогичная картина в Северной Каролине и Флориде. Тамошние избиратели, как видно, решили, что старый конь борозды не портит.

Впрочем, свой возраст помехой на выборах и в президентском кресле не считают ни Байден, ни Сандерс (77 и 78 лет соответственно). Байден в Лос-Анджелесе ссылался на свой солидный политический опыт, который приходит с возрастом, а Сандерс заявил, что дело не в возрастных, гендерных и этнических отличиях, а в том, кому принадлежит власть в стране, «которая все больше и больше превращается в олигархию, в которой миллионеры покупают политиков и выборы». «Глубокие изменения в обществе, - вещал сенатор от Вермонта, - происходят только под нажимом снизу, а не по указке сверху». И призвал всех принять участие в политической революции во главе с ним. Что касается Элизабет Уоррен, которой 70 лет, то она в ответ на замечание о том, что она может стать самым пожилым в истории США кандидатом, приведенным к президентской присяге, сказала, что станет «самой молодой женщиной, приведенной к такой присяге». Не поспоришь.

Развивая тему «купленных выборов», Берни Сандерс заявил, что он единственный на подиуме, кто не берет денег у миллиардеров. Байден, по его сведениям, получил взносы от 44 миллиардеров, Буттиджич – «пока только от 39». На это Буттиджич ответил, что он единственный на подиуме не миллионер. Однако в него, в свою очередь, бросила камень Элизабет Уоррен, сказавшая, что следующего президента США «не должны выбирать миллирдеры в винных пещерах». Сенатор напомнила, что мэр индианского города Саут-Бенд недавно устроил мероприятие по сбору средств на свою кампанию в долине Напа в винном погребе, оборудованном в пещере, под люстрой из кристаллов Сваровски, где подавалось вино по 900 долларов за бутылку. Эта реприза (без сомнения, домашняя заготовка) стала лучшей на шестых дебатах. Атака имела вполне ясную цель: поколебать позиции Буттиджича в «ранних» штатах, и цель эта была достигнута. Буттиджич не нашел ничего лучшего, как ответить, что в борьбе с Трампом не стоит пренебрегать ничьей поддержкой. Ему вообще приходилось то и дело отражать нападки со всех сторон. Наблюдатели дружно назвали его проигравшим дебаты.

А победителями все признают Джо Байдена (он провел свои лучшие дебаты и, хотя и не блистал остроумием, отличился спокойной уравновешенностью) и Эми Клобушар. Она дельно отвечала на вопросы и позиционировала себя как кандидат-центрист, способный получить голоса умеренных республиканцев и независимых избирателей.

Почти все участники дебатов высказались за продолжение процедуры импичмента. Иного мнения придерживается лишь Эндрю Янь. Он говорит, что с «одержимостью импичментом» пора кончать и начинать «работать по-настоящему и решать проблемы, из-за которых Трамп выиграл выборы».

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах