Фигуранты списка повинны в «репрессиях» внутри страны и распространении «терроризма» за рубежом, заявил министр финансов Стивен Мнучин. Наказаны, в частности, глава судебной системы Ибрагим Раиси и советник Хаменеи по внешней политике Али Акбар Велаяти, а также генштаб вооруженных сил Ирана, подчиняющийся Хаменеи.
Велаяти, занимавший пост министра иностранных дел в период с 1981-го по 1997 год, объявлен в розыск в Аргентине в связи с терактом в еврейском центре в 1994 г., ответственность за который возлагают на ливанскую группировку «Хизбалла», тесно связанную с Тегераном.
Санкции подразумевают заморозку всех активов указанных лиц в США и запрет американским гражданам вступать с ними в деловые контакты.
Репрессалии приурочены к 40-й годовщине захвата американского посольства в Иране; до исламской революции персидский шах был одним из главных союзников Вашингтона на Ближнем Востоке. Дипломатов удерживали в заложниках в течение 444 дней, что привело к разрыву отношений между обеими странами. «Сорок лет спустя революционеры-исламисты в Тегеране вновь и вновь демонстрируют, что уже первые шаги режима после прихода к власти были четким свидетельством его зловещей сущности», — заявил госсекретарь Майк Помпео. По его словам, «режим продолжает неправомерно задерживать американских граждан и поддерживать такие террористические группировки, как «Хизбалла», которые занимаются захватом заложников».
При этом Помпео подчеркнул, что Соединенные Штаты стремятся к дружбе с иранским народом и желают стране «поистине репрезентативного правительства». «В то время как решение исламистов лишить свободы американских дипломатов бросило 40-летнюю тень на наши отношения, Соединенные Штаты знают, что дольше всего страдать от рук режима приходится самому иранскому народу».
США также объявили награду в размере $20 млн за информацию о местонахождении Роберта Левинсона — бывшего агента ФБР и контрактора ЦРУ, который в 2007 г. пропал на иранском острове Киш при невыясненных обстоятельствах. Ни один американец не находился столь долго на положении заложника. По словам родственников, он вел частное расследование по делу о контрабанде табачных изделий.
Экономическая война Вашингтона против Тегерана на этом не кончается. Введен также санкционный пакет в отношении физических и юридических лиц в Иране, через которых оказывается тайная поддержка военизированному крылу ливанской «Хизбаллы», признанной в США террористической организацией. К американским санкциям присоединились шесть государств зоны Персидского залива. Какое-то время назад Индия под давлением США прекратила покупать иранскую нефть, переключившись на импорт из Мексики и Северной Америки. Ограничительные меры введены, кроме того, в отношении иранского строительного сектора, который, по убеждению Госдепартамента, прямо или косвенно контролируется Корпусом стражей исламской революции, тоже зачисленным в террористические организации. В связи с этим запрещено продавать Ирану необработанные и полуобработанные металлы, графит, уголь и ресурсы программного обеспечения, если их конечным пользователем является строительная отрасль.
Демарши Ирана в военной и внешнеполитической областях являются реакцией на экономические репрессалии и одновременно провоцируют Запад и арабский мир на новые санкции. В начале недели президент Хасан Роухани в прямом эфире государственного телевидения объявил об очередном шаге в направлении выхода Ирана из ядерного соглашения от 2015 г. Конкретно — о закачке газа в 1044 центрифуги на атомном объекте Фордо. На очереди, намекают иранцы, прекращение сотрудничества с МАГАТЭ, обогащение части урана до оружейного уровня, продолжение ввода в строй современных центрифуг, на порядок ускоряющих этот процесс. Накопленные запасы низкообогащенного урана сегодня уже превышают объемы, оговоренные соглашением.
При этом, подчеркнул Роухани, все предпринятые Ираном шаги по сокращению обязательств в рамках ядерной сделки носят обратимый характер, и Тегеран вернется к полномасштабному выполнению ее условий, когда так же поступят другие подписанты. Тегеран надеется, что европейцы изыщут пути, позволяющие ему продавать нефть в обход американских барьеров.
Иран признал существование ядерных мощностей в Фордо только 10 лет назад. Завод размещается в горной чаще, его опоясывает плотное кольцо зенитных установок. Анонс, сделанный Роухани, означает, что Фордо вновь превращается в производственный объект, а не сугубо исследовательский центр, коим он должен был быть по условиям соглашения. Несмотря на это, Госдепартамент оказал большую услугу России, позволив «Росатому», не опасаясь наказания, продолжать сотрудничать с иранцами в сфере перепрофилирования объекта на выпуск стабильных, не радиоактивных изотопов.