МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
В Новом Свете

Почему померкли звезды политики

Парад заурядности

В очереди претендентов на Белый дом более 20 кандидатов, и это ещё не вечер. Но и при таком многообразии многие сограждане чувствуют, что выбирать пока не из кого.

Наш мэр в поход собрался

Казалось бы, после скандалов, которые в последние годы сопутствуют избирательным кампаниям, охотников выставить себя на суд и расправу должно быть немного. Но, с другой стороны, когда никто не в белых одеждах, есть соблазн попиариться, потешить тщеславие, написать мемуар о хождении во власть.

Вот и нью-йоркский мэр Билл Де Блазио решил попробовать. Обычно вокруг большого начальника есть клика карьеристов и подхалимов, готовая убедить своего работодателя в том, что он в одном ряду с Иисусом и Линкольном. Но помощники мэра и те, кто вел его городскую избирательную кампанию, ему не советовали, ясно, что затея пустая.

Его не остановило то, что 76% ньюйоркцев не хотят, чтобы он был кандидатом: проблем невпроворот, мэр, какой ни есть, не может отвлекаться от своих обязанностей. В  национальном опросе затею мэра поддерживают около 1%. Один из близких сотрудников сказал журналисту (анонимно): "Безумие". Брайен Лера, сам либерал, в еженедельных радиобеседах с мэром пытался призвать его к здравому смыслу, но безуспешно.

Ни идей, ни свершений ждать от Де Блазио не приходится, но он не сумасшедший и по-своему адекватен месту и времени. Путь в мэры столицы мира не для невротиков и праздномыслящих. Де Блазио мэр с 2014 г., он понимает настроения в Нью-Йорке, где надо маневрировать между интересами Уолл-стрита и девелоперов и горожанами, половина которых меньшинства, в школах более 70% - их дети. Хозяева банков и корпораций, короли недвижимости поддерживают его, потому что он умеет ублажить риторикой не только тех, кто чувствует себя жертвами дискриминации, но и интеллигенцию, почти поголовно либералов. У него жена афроамериканка, чёрные дети. Де Блазио связал руки полиции, вовсю за "Черная жизнь значима"; хотя 97% чёрных погибают от рук чёрных, он прекратил "останови и обыщи", за наркотики, неоплаченный проезд не арестовывает. Атаки на Трампа он сделал главным оружием завоевания сторонников.

Сегодня хватает амбициозных и горластых претендентов из меньшинств, но после Обамы, президентство которого накалило межрасовые отношения, у них шансов немного. Кроме того, немало цветных считают, что Обама ничего для них не сделал, Кеннеди и Клинтон были для них лучше. Де Блазио ни с какой стороны на них не похож, но меньшинства видят в нем своего адвоката.

Де Блазио особо приметен в роли защитника нелегалов. В Нью-Йорке десятки тысяч бездомных, миллионы нуждающихся в улучшении жилищных условий. Как расселить, адаптировать нелегалов в открытом городе? Мэр много говорит о доступном жилье, но это капля в море потребностей. Кроме того, субсидированное жилье отбивает охоту к напряженному труду: перешагнешь границу в заработке - лишишься льгот. При средней зарплате квартира в приличном районе недоступна, а невиданный рост рынка сверхдорогого жилья - прямой результат благосклонности к девелоперам, главным спонсорам Де Блазио.

Инфраструктура, транспорт деградируют. Нормы поведения, сосуществования в мультикультурном мегаполисе вообще не существуют.

Своим приоритетом Де Блазио сделал поношение Трампа, которого он называет проходимцем. Трамп, в свою очередь, говорит, что Де Блазио "худший мэр в истории Нью-Йорка". Недавно, отвечая мэру Лондона, мусульманину, который назвал его "угрозой миру", Трамп сказал, что "Садик Хан близнец Де Блазио, но покороче".

Даже в окружении Де Блазио мало относящихся к нему с личной симпатией. Он порой пытается вступать в беседы на улице, получается плохо. Я не пропускал возможности прийти на встречу с Кочем, Джулиани, Блумбергом, поговорить, если была возможность, но хотя я ходил в спортзал у Проспект-парка, куда мэр ездит из Манхэттена, подойти к нему никогда не было желания. Мэр полагается не на харизму, а на правильно выбранный момент. В Нью-Йорке его время, но у страны другой календарь.

На крыльях прогресса

Если Де Блазио скучен, не способен вызвать эмоционального отклика, то его однопартиец и коллега мэр Саут-Бенда Пит Буттиджич равнодушным не оставляет. Он Golden Boy, плакатный мальчик прогрессистов-либералов нового поколения, одержимых идеей обновить страну по рецептам социальной справедливости, мультикультуры, плюрализма. Ему 37 лет, он хорошо образован, умеет говорить правильные вещи, находить симпатии и поддержку. Вписывается в новую стратегию лидерства: долой белых мужчин-гетеросексуалов, пора для президента из цветных, женщин, геев. Пит замужем за школьным учителем - пусть дети с ранних лет привыкают к многообразию человеческой природы и отношений. (У геев оба супруга мужья, у лесбиянок жёны, у детей два папы или две мамы).

Говорят, Пит полиглот, знает 8 языков. Согласно легенде, ему попалась в руки книга норвежского автора и он за пару недель освоил новый язык. Но когда норвежские журналисты приехали поговорить с ним, пришлось общаться на английском. Он играет на фортепиано и гитаре, выступает с концертами. Человек ренессанса.

Пит - сын иммигранта из Мальты, он окончил Гарвардский и Оксфордский университеты. Был избран мэром в 29 лет, получил 74% голосов, переизбран с 78%. Прервав гражданскую службу, 8 месяцев был офицером разведки в Афганистане. Хоть и порушил библейские запреты на однополые отношения, называет себя убежденным христианином.

Свою программу он изложил в книге "Модель для будущего Америки": всеобщее медстрахование, одоление бедности, экология и климат, забота о меньшинствах и нелегалах, ограничение продажи оружия и, конечно, права геев.

Буттиджич взлетел и движется с метеорной скоростью. У его ближайших конкурентов багаж возраста и немало непривлекательных событий в биографии, есть шанс прийти к финальной борьбе. Его поддерживают молодые сверхбогачи и хорошо образованные люди, он любимец медиа. Но ему придётся найти что-то оригинальное не только в личности и образе бытия, но и в программе. Пока в ней привычные банальности.

Как дошли до жизни такой

Мы помним выборы с одним кандидатом "блока коммунистов и беспартийных". Оказалось, что и при множестве претендентов трудно выбрать заслуживающего доверие. Как могло такое случиться в стране с лучшими университетами в мире, огромным числом амбициозных политиков и эффективными институтами демократии?

К этому не пришли в одночасье. Либеральная идеология повергла статус отцов- основателей: им припомнили рабовладение, чернокожих незаконнорожденных детей. Стала актуальной тема геноцида индейцев, дошло до демонстраций, требующих свержения памятников Колумбу. Исторические исследования жизни лидеров обильно поставляли сведения об их ошибках и прегрешениях. Президента Джонсона винили за кровавую бойню во Вьетнаме, Кеннеди - за проституток, поставляемых службой охраны, Никсона - за Уотергейт, Картера - за слабость и безволие, Клинтона - за Монику и ложь, Буша - за войну в Ираке и Афганистане, Обаму - за провальные попытки распространения демократии и мультикультуры, Трампа за всё, что плохо в стране и в мире. "Нью-Йорк таймс" назвала его "самым морально дегенеративным президентом в американской истории", Хиллари Клинтон сравнивает его с Гитлером и Муссолини. Демократы в Конгрессе собирают команду психиатров, чтобы доказать недееспособность президента и довести дело до импичмента.

И вот национальная икона номер один Мартин Лютер Кинг представлен на двух полосах "Таймс" сексуальным хищником с чередой любовниц и оргий; когда его приятели-священники насиловали женщину, он стоял рядом и смеялся. Есть от чего обалдеть.

Дело не только в личностях. Идея - Америка проводник свободы и прав человека во всём мире - была вытеснена представлениями о глобальной экспансии и гегемонии США. Доверие государственным институтам, религиозным учреждениям на рекордно низком уровне. Не лучше отношение к финансовым учреждениям, корпорациям. Возмущение вызывает рост бюрократии. Каково прочитать: "С 1975 г. число администраторов в здравоохранении выросло на 3200%, на каждого врача 10 администраторов. («Таймс», 9 июня 2019 г.)

Безверие определяет общественную атмосферу. Имитация политической активности скорее вгоняет в депрессию, чем вселяет надежду. Социальные сети опустили каждого, кто на виду, ниже плинтуса и обернулись угрозой общественной стабильности и психологии. Золотое время для фанатиков и социопатов.

Американские евреи оказались перед сложной дилеммой. Большинство сохраняет приверженность Демпартии, но все более очевидно, что ее политика ведет к росту антисемитизма, ослаблению связей США и Израиля. Среди претендентов на Белый дом нет защитников интересов евреев. А Трамп при его поддержке евреев и Израиля для евреев-либералов - анафема. Новая демография и общественная атмосфера снижают значение голосов евреев-избирателей. Когда-нибудь придет понимание новых обстоятельств, но не к ближайшим выборам.

Не весело, но есть повод улыбнуться. Тинейджеры из Нью-Йорка Дэвид Окс и Генри Уильямс собрали достаточно поддержки, чтобы выдвинуть бывшего сенатора Майкла Гравела в число претендентов на президентство. Сенатору 90 лет. После размышлений он согласился. Если удастся одолеть конфликт поколений, может, и всё другое приложится. Шутка.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах