МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
В Новом Свете

Маленькие люди в большой политике

Нам вождей недоставало. (Из Высоцкого)

Доверие к политикам на рекордно низком уровне. Только 3% американцев доверяют властям "почти всегда", 15% - "в большинстве случаев". В 1958 году доверяли три четверти. Самое большое снижение произошло при Обаме и Трампе.

Много званых, мало избранных

Когда смотришь на длинную скамейку претендентов на власть, независимо от партийных платформ и риторики, есть что-то всех объединяющее: ординарность, неспособность стать национальными лидерами, моральными авторитетами. Может быть, такие и не нужны демократии, отвергающей авторитарное правление? Может быть, сбылись ленинские мечтания о времени, когда "любая кухарка может управлять государством"? Но прав Бродский во все времена: "С куриными мозгами хватишь горя".

Казалось бы, в стране высокой социальной мобильности, без сословных привилегий, где создана эффективная система подготовки и продвижения элиты, должно быть из кого выбирать. Спонсоры играют огромную роль в политике, но никто не будет тратить деньги на проигрышного кандидата. И в Америке достаточно людей, которым не нужно просить взаймы, состояние и правнуки не растратят.

Есть и сегодня экстравагантные, не общего ряда политики. Трамп не перестаёт изумлять, Берни Сандерс пришел ниоткуда, но вдруг все заметили, Джон Маккейн впечатлял нестандартным поведением. Негусто. Большинство говорят и обещают банальности, ждать от них откровений и свершений не приходится. Вот, скажем, характеристика Пола Райана, многие видят в нем пригодную кандидатуру: "Как личность, неплохой парень, но слаб. Его политика не улучшит жизнь обычного американца. Недостаток воображения и воли не позволяют ему добиться успеха". (Нью-Йорк таймс мэгэзин).

Когда Кори Букер был мэром Ньюарка и рвался в большую политику, я часто слушал его на еврейских мероприятиях. Он цитировал Тору, веселил еврейскими анекдотами, вставлял слова на идиш. Евреи поучаствовали в его продвижении. Сегодня он звезда в политике, поддерживает бойкот Израиля. Но, скорее всего, демократы понимают, что второго Обаму им не осилить.

Нельзя не сказать особо о Элизабет Уоррен. На неё нет компромата, никому не служит, импонирует молодежи, ей не нужны большие деньги и она может быть по-настоящему опасной для Уолл-стрита и корпораций, которые Обама спасал за деньги налогоплательщиков. Хиллари не дала бы в обиду доноров Clinton Foundation и тех, кто платил ей и ее мужу несусветные гонорары. Уоррен этого бы не допустила. Демократы в лимузинах заодно с республиканцами остановят ее при любых обстоятельствах.

Одна из причин убогости политического театра - неминуемая скандальная процедура продвижение кандидатов. Придётся выпрашивать деньги, заведомо врать и, даже оказавшись победителем, выставить себя на обнажение и поругание. "Сrooked Hillary" прилипло навсегда. Но и о Трампе в широком обиходе - расист, нацист, распутник, бизнес его криминальный, победой обязан Кремлю, к тому же умственно неполноценный, как утверждают в книге 40 психиатров. В полемике в "Нью-Йорк Таймс" он представлен и как "глубоко сломленный человек", и в то же время: "Нет ничего сломленного в нашем президенте, это личность, сознательно разрушающая других и их идеалы". Такая перспектива у многих отобьет охоту.

Поиск героя

Кэти Корик, телезвезда с десятимиллионной зарплатой, умна и собой хороша, поиск спасителя начала с декларации: "Нам нужны герои". В герои она назначила Майкла Блумберга, мультимиллиардера, одного из крупнейших в мире филантропов, бывшего 12 лет мэром Нью-Йорка, ныне борца за спасение мира от глобального потепления.

Кэти не одинока в своих предпочтениях. Блумберг давно на виду, и репутация его безупречна, насколько это возможно для сверхбогача и политика. Хотя он ближе демократам и жертвует десятки миллионов на их кандидатов, его никто не упрекнет в либеральном ослеплении и социалистических иллюзиях. С его 25 миллиардами ему не нужны поддержка партийных политбюро и доноров, медиа благосклонны к нему, он хорошо знает ходы и выходы на сцене и за кулисами, достойный человек со здоровой психикой.

В бытность мэром Блумберг сумел сохранить унаследованный от Джулиани правопорядок и в то же время не испортить отношения с майнорити. Он много сделал и для высокой культуры, и для бездомных. Город стал безопаснее, чище, снизилось расовое напряжение. Достижения Блумберга особенно заметны при де Блазио: город дичает на глазах, катастрофе с транспортом конца не видно, a у мэра только заботы - побольше нелегалов, не дать работать полиции, обличение Трампа.

Медиаимперия Bloomberg сосредоточила отличных специалистов в экономике, технологии, коммуникациях; это, пожалуй, самая объективная аналитическая служба в нынешнем медиапространстве. Мощное подспорье!

В недавнем интервью Блумберг говорил: "Я верю в будущее. Я верю, что большинство людей разумны... Я любил работу в Сити-Холле. Я думаю, мы можем повторить это на 1600 Пенсильвания авеню". Если так, почему бы не заявить о намерении? Флаг в руки!

Блумбергу 76 лет, серьезный фактор. Ну и будучи моложе, он много раз говорил: "Нет, шансы не очень высокие". Даже кокетничал: "Куда мне, маленькому еврею". Он сказал Корик: "Если я буду претендовать на президента, то это будет ассоциация квартала, где я живу." Пожалуй, он не играет, не ждет, когда придут с поклоном и скажут "Правь нами", в Америке такое не бывает. "Зачем мне это надо" - не его философия, он доказал это, подавшись в нью-йоркские градоначальники. Другое дело, Блумберг понимает, что придется иметь дело с другой страной, непредсказуемой и неуправляемой экономикой, глобальным экономическим и политическим вызовом Китая. Всё больше стран, не желающих признать гегемонии сверхдержавы, войны, в которых нельзя победить, но и уйти невозможно, кризис Евросоюза, закат западной цивилизации, демографические перемены и усиление национализма, расползание ядерного и кибернетического оружия, угроза климатического апокалипсиса. Мир стоит перед потрясениями, которые не одолеть силами Госдепа и Пентагона.

Нельзя обойти вниманием "еврейский фактор". Блумберг живёт в партнерстве с нееврейкой, у дочерей не было бат-мицвы, он не проявляет активности в еврейских делах. Он член Темпл Эммануэл, синагоги, у которой от иудаизма одно название, но и там его мало кто видел. Будучи мэром, он поддержал строительство мечети на граунд-зиро. Но смыть родовое пятно ему не под силу. Наивно ожидать, что добрыми делами можно изменить отношение антисемитов. И даже тех, кого устраивает еврейский босс, врач, юрист, финансист, профессор, комик и продюсер, у кого "много друзей евреев", но президент - другое дело.

Обама независимо от его намерений резко усилил расовый антагонизм в стране. С президентом-евреем будет хуже. Убеждение, что сионистская закулиса правит миром, никакие доводы и факты не изменят. Европа в хаосе от иноземного нашествия, но евреям, хоть и лояльным гражданам в десятом поколении, нужно думать о новом месте жительства.

Америка более терпима, здесь можно рассчитывать на защиту закона и властей, но в сетях, университетах, как и в гетто даунтаунов, победила демонизация Израиля и евреев. Надежда на просвещение, уроки Холокоста не оправдались. Есть реальная угроза, еврей-миллиардер, которого поддержат Уолл-стрит и медиа, еще более обострит ситуацию. Вопреки представлениям Блумберга, в мире доминируют не разум и добрая воля, а иррациональные силы и верования. Еврей во главе сверхдержавы будет в ответе за все беды человечества. Опять вспоминается Галич: "Ой, не шейте вы, евреи, ливреи".

Буду рад, если ошибусь. Не сомневаюсь что большинство благоразумных людей проголосуют, если будет возможность, за Блумберга, независимого кандидата. Я в выборах никогда не участвовал, воздержусь и в этот раз.

К Айн Рэнд за спасением

Алиса Розенбаум, в Америке Айн Рэнд, умерла в 1982 году, но дело ее живет и побеждает. По тиражам, цитированию, влиянию на сильных мира сего ей нет равных. Рэнд любимый автор сверхбогачей в Китае, Индии, России. В опросах в Америке ее признавали по влиянию на мировоззрение элиты второй после Библии. Рэнд назвала свое учение объективизмом - в основе разум, логическое мышление. Но хотя она было убежденным атеистом, отношение к ней и ее книгам скорее религия, чем философия.

Алиса родилась в Петербурге, пережила революцию, большевиков и стала яростным антикоммунистом, социализм - тьма, чума, тирания. Она отвергает либерализм, любое перераспределение и ограничение прав собственности, даже благотворительность. Победитель получает всё. Она бы Блумберга не одобрила за его мягкосердечие к малым мира сего, за подачки, которые плодят иждивенцев; помоги себе сам, пусть проигравший плачет.

Капитализм, индивидуализм, ответственность, свободный рынок, минимум государства - императивы нормального функционирования общества. Творческая элита в науке, технологии, предпринимательстве подобно античному Атланту держит на своих плечах весь мир. Есть лидеры, прокладывающие дорогу в будущее, и варвары, препятствующие прогрессу и несущие миру хаос и разрушения. Конфликт Израиля и соседей, писала Рэнд, - это битва цивилизованных людей против дикарей.

Нынешний кризис демократических институтов усилил внимание к учению Рэнд. Не все в элите признаются, как Пол Райан, в симпатиях к ней, учение уж очень похоже на социальный дарвинизм – «пусть выживет сильнейший». Но если и признать, что 1% имеют больше влияния на выборы, чем 99%, порой приходится думать, большее ли это из зол. Могло бы быть и того хуже.

Черчилля часто цитируют: "У демократии много недостатков, но другие формы правления еще хуже". Но он же говорил: "Лучший аргумент против демократии - это пятиминутный разговор с обычным избирателем". В отличие от лорда Черчилля, я не езжу в лимузине и не живу во дворце. Пользуюсь ежедневно общественным транспортом и живу с обычными и того ниже соседями. У меня всё больше сомнений в способности широких масс, воспитанных на либерализме, хип-хопе и марихуане, сделать правильный выбор. Понимать свои пределы, достоинство, не порок. Беда в том, что 74% мужчин и 59% женщин считают, что они умнее среднего, и не сомневаются в своих оценках и суждениях.

В демократических Древних Афинах всё было на виду. Сегодня эксперты не разберутся, будет взлет или падение виртуального рынка, что принесет мир без границ, куда и когда идти воевать, а когда устраниться и обустраивать свой дом.

Титаны, милые сердцу Айн Рэнд, видят мир с позиций своего интереса, но всё-таки хаос и бунты им не нужны. Лучше уж Давос и Уолл-стрит, чем большинство на митинге в таун-холле или погромной демонстрации.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах