МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
В Новом Свете

Сюрреализм на Венецианском биеннале

Самыми впечатляющими в этом году были итальянский и американский павильоны

Знаменитое Венецианское биеннале, 59-е по счету, называемое "Оскаром" современного искусства, было в этом году во многом сюрреалистичным.

Молодая Лос Анджелесская художница сюрреалист Кристина Квалдес. Работа представлена на главной выставке в Джардини.

Первое постковидное с перерывом в один год, оно было волнующим по многим причинам.

Куратор, женщина итальянского происхождения, живущая в Нью-Йорке Сесилия Алемани, согласно веяниям времени включила в основную выставку 90 процентов художников-женщин и назвала биеннале The Milk Of Dreams, позаимствовав название у писательницы и сюрреалистической художницы Леоноры Каррингтон. 

Известная австрийская художница, проживавшая в Нью Йорке в 80-е годы, Kiki Kogelnik. Тема сюрреализма доминировала в работах 200 знаменитых и не очень художников XX и XXI веков. Она же продолжилась и за пределами главной выставки - так, венецианский музей Пегги Гуггенхайм организовал, по моему мнению, совершенно гениальную выставку сюрреалистического искусства.

На пресс-конференции в день открытия сообщили: это первое биеннале с 1942 года, которое открылось в Европе в военное время. Сесилия Алемани смогла включить в выставку буквально за считанные недели работы известной украинской фольклорной художницы начала XX века Марии Примаченко.

Замечательный украинский коллекционер и магнат Виктор Пинчук, владелец венецианского палаццо, который прославился своими эпатажными выставками, во время биеннале сумел перестроиться и наравне с художниками мирового класса, такими как Дамиен Херст, Марина Абрамович и Олафур Эллиасон, включил современных украинских художников в выставку под названием «Это Украина».

Российский павильон. Закрыт в окружении итальянских секьюрити. Увы, российский павильон, как и положено в сюрреалистические времена, одиноко стоял закрытым в окружении итальянской секьюрити.

Один из самых старых и самых внушительных на биеннале, построенный в начале XX века знаменитым архитектором Алексеем Щусевым, он привлек внимание лишь одиноким антивоенным плакатом русского художника Вадима Захарова, который парадоксально представлял Россию на биеннале-2013.

Обидно, что русская речь почти не была слышна. Еще обиднее, так как российский павильон всегда вызывал повышенное внимание и ажиотаж высоким уровнем работ художников. Сесилия Алемани особо отметила, что павильон был закрыт не по инициативе организаторов биеннале, а по просьбе куратора выставки и двух художников, отказавшихся представлять Россию.

Вот уже много лет я не пропуcкаю ни одного арт-биеннале в моей любимой Венеции и всегда гордилась превосходным уровнем мастерства российских художников, поскольку Россия участвовала не только в главных арт-выставках, но и в так называемых Collateral events в знаменитых палаццо, разбросанных по всей Венеции. Помню прошлое предковидное биеннале 2019 года, когда Пушкинский музей представлял проект замечательного художника, режиссера и моего друга Дмитрия Крымова, который успешно соревновался с итальянским гением Тинторетто в одной из церквей XII века.

Закрыто было и другое внушительное палаццо, выходящее на Гранд Канал, владелец которого, российский миллиардер Леонид Михельсон, устраивал с 2017 года грандиозные остросовременные выставки в своем V-A-C Foundation, курируемые известными европейскими специалистами.

Скульптура Симон Ли. Афроамериканская художница-скульптор представляла американский павильон. Премия Золотого льва. Огромные двери из дерева и бронзы были плотно заперты в день открытия, и музейный имейл сообщил, что все действия будут «прекращены на неопределенное время».

Посему и обычных яхт олигархов с громкими вечеринками, куда зазывались известные и знаменитые, не было видно на сей раз в венецианской  бухте.

Помню, где-то кажется в году 2011-м огромная 400-футовая яхта Романа Абрамовича была пришвартована прямо у причала Джардини, где обычно проходит главная арт-выставка, чем вызвала бурную гневную реакцию местной арт-элиты.

Помимо главной выставки, обе площадки, Джардини и Арсенале, представляют национальные павильоны, в этом году - из 77 стран.

Самыми впечатляющими, на мой взгляд, в этом году были мощный итальянский павильон, продолживший главную тему биеннале-абсурд и трагедию постковидной жизни, и американский, представленный известным афроамериканским скульптором Симоной Ли.

Американский павильон заслуженно получил главный приз - "Золотого льва".

В этом году выставка, открывшаяся в конце апреля, по традиции продлится до 27 ноября.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах