МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
В Новом Свете

Высоких цен на нефть не будет. Но Америке это «по барабану»

Да что нам нефть!

Недавно Дональд Трамп предложил продать половину запасов «черного золота», хранящихся в Стратегическом нефтяном резерве (СНР) США. Когда информационные агентства распространили эту новость, цены мирового рынка на нефть слегка упали.

Потом нефтяные цены легонько поползли вверх, когда страны ОПЕК и Россия договорились о продлении на девять месяцев ранее согласованных ограничений в отношении объемов добываемой нефти. Но эти и любые другие ценовые колебания не меняют общего вектора на понижение – нефти в мире больше, чем нужно. И Америке это не сулит ничего плохого.

В связи с инициативой Трампа, касающейся сокращения вполовину запасов СНР, информагентство Reuters напоминает, что Трамп – далеко не первопроходец в этом деле. В 2015-м и 2016 годах, когда президентом был Барак Обама, Конгресс США неоднократно давал добро на продажу части нефти из стратегического резерва. Продолжение Трампом курса на сокращение нефтяных запасов отражает сложившуюся в последние годы ситуацию: добыча нефти в США растет, и одновременно с этим уменьшается зависимость от нефти вообще и от импортируемой нефти в частности.

Стратегический резерв станет анахронизмом

Стратегический нефтяной резерв США был создан решением Конгресса после того, как арабское нефтяное эмбарго вызвало острую нехватку нефти и нефтепродуктов в Америке. Бешеные цены на бензин и топливный мазут, нескончаемые очереди машин на бензоколонках, пагубное воздействие нефтяного дефицита на экономику страны – всё это побудило федеральные власти принять меры к тому, чтобы это больше никогда не повторилось. Созданный в 1975 году СНР содержит 688 млн баррелей нефти-сырца; эти запасы хранятся в подземных хранилищах на территории Техаса и Луизианы под усиленной охраной американской армии.

На сегодня подобная «подушка безопасности» представляется экспертам как минимум избыточной, а то и вообще ненужной. Соединенные Штаты стремительно идут к полному самообеспечению нефтью – оно может стать реальностью уже в ближайшие годы. Так называемая «сланцевая революция» (появление новых технологий, которые сделали рентабельной добычу тяжелой нефти) дала толчок резкому увеличению объемов нефтедобычи в Новом Свете. Только за последние пять лет добыча нефти в США выросла на 49% – в основном за счет сланцевых месторождений. Если в дополнение к этому реализуется еще одна задумка Белого дома – расконсервировать Арктический заповедник Аляски с его огромными запасами легкой нефти, – нефти в Америке станет «хоть залейся».

Согласно свежему докладу нефтегазовой аналитической фирмы Rystad Energy, США занимают первое место в мире по разведанным запасам нефти – 264 млрд баррелей (для сравнения: разведанные запасы России составляют 256 млрд баррелей, Саудовской Аравии – 212 млрд, Канады – 167 млрд). По объемам добычи нефти (9,5 млн баррелей в день) США лишь немного отстают от России (10,5 мбд) и Саудовской Аравии (10,3 мбд). Раскрутить добычу до более высоких объемов американским нефтяникам не составляет труда – просто пока нет такой целесообразности: цены на мировом рынке недостаточно высоки, чтобы стоило вернуть в эксплуатацию все законсервированные скважины на месторождениях сланцевой нефти или бурить новые скважины на Аляске.

В соответствии с требованиями Международного энергетического агентства, членом которого являются США, стратегический нефтяной резерв должен по объему запасов равняться 90 дням прошлогоднего импорта нефти и нефтепродуктов. В октябре 2016 года запасы в американском СНР составляли эквивалент 145-дневного импорта нефти. Иначе говоря, нефти у Америки – выше крыши, поэтому Конгресс, очевидно, вслед за Белым домом посчитает нужным еще раз выбросить на рынок часть стратегических запасов. Внесенный в Конгресс исполнительной властью законопроект предусматривает начало распродажи в 2018 финансовом году, который начнется 1 октября 2017 года. В первый год продажа нефти из СНР принесет в казну $500 млн, в последующие годы доход госбюджета от продажи нефтяных излишков будет расти.

Сокращай, не сокращай...

В конце мая этого года Организация стран – экспортеров нефти совместно с Россией и некоторыми другими не входящими в ОПЕК нефтедобывающими государствами договорились продлить на девять месяцев ранее согласованное сокращение добычи «черного золота». Ожидалось, что это повлечет за собой рост нефтяных цен, затянувшееся падение которых вызывало озабоченность у стран – производителей нефти. Но подъем цен по следам этой новости был небольшим и недолговечным – очень скоро цены снова пошли вниз. Трамповская идея о продаже половины стратегического запаса стала лишь дополнительной маленькой гирькой на чаше весов, опустившейся под тяжестью более серьезных обстоятельств.

Главный фактор – огромный переизбыток нефти на мировом рынке. Разведанные запасы нефти на Земле колоссальны – 2092 млрд баррелей, – и их оценка постоянно корректируется в большую сторону. Добывается нефти больше, чем нужно, а нужно ее все меньше – благодаря энергосберегающим технологиям и альтернативной энергетике, которая, как бы ее ни принижали Трамп и его соратники, набирает темп и давно уже вышла из маргинального состояния в мейнстрим. Если такой титан «нефтянки», как Саудовская Аравия, опережающими темпами развивает производство энергии за счет солнца, ветра и т.п., то понятно – всем пора готовиться к новой жизни, где углеводородное сырье отойдет на второй план. Дальновидные китайцы готовятся уже давно – они сделали такую мощную ставку на солнечные панели, ветряные двигатели, приливные электростанции и прочую альтернативную энергетику, что Америка осталась в этой области далеко позади. Маленькая Дания получает 40% (!) своего энергобаланса за счет ветра...

Есть еще один фактор, который гасит на корню энтузиазм биржевых трейдеров в отношении цен на нефть. Как указывает агентство Bloomberg, сокращение нефтедобывающими странами объемов добычи на 1,8 млн баррелей в день состоит из двух частей: доля стран ОПЕК – 1,2 мбд, а остальных (Россия, Казахстан, Мексика и другие, более мелкие страны) – 0,6 мбд. При этом аналитики нефтяной отрасли отмечают, что если страны ОПЕК выполняют (а Саудовская Аравия даже перевыполняет) свои обязательства по сокращению нефтедобычи, то не входящие в нефтяной картель страны, и в первую очередь Россия, выполняют свои квоты лишь наполовину. В апреле этого года, пишет Bloomberg, из 21 страны, подписавшей соглашение о сокращении нефтедобычи, лишь 10 стран выполнили свои квоты по сокращению. Еще важнее то, что из крупных нефтедобытчиков (тех стран, которые добывают более 1 мбд) лишь пять государств выполнили свои обязательства.

В числе этих дисциплинированных стран не было России. И это – одна из причин скептицизма аналитиков, которые не верят в реальное сокращение нефтедобычи. Россия уже дважды (в 2001-м и 2008 годах) «продинамила» аналогичные соглашения и, очевидно, повторяет на бис свой коронный номер: говорит одно, а делает другое.

Американской экономике все равно

Пострадает ли экономика США от того, что нефть дешевеет? Едва ли. Ей мог бы повредить, напротив, подскок цен до давно забытого диапазона – от 100 до 150 долларов за баррель, но его не будет ни при каких обстоятельствах – кроме, упаси Боже, разве что какой-то тотальной катастрофы. А снижение цен на нефть даже до таких цифр, как 25–30 долларов за баррель, неспособно убить американскую «нефтянку» – у многих сланцевых нефтедобытчиков окупаемость начинается уже в районе $25 за баррель. Зато для экономики снижение транспортных расходов благодаря дешевой нефти – однозначное благо. И для розничного потребителя, покупающего бензин для своей машины и мазут для отопления дома, – тоже. А на нем, потребителе, не будем забывать, держатся две трети с гаком валового продукта.

Перестройка экономики в сторону ухода от ископаемого топлива (нефть, газ, уголь) будет, конечно, продолжаться вопреки желанию нефтегазовых компаний и связанных с ними вашингтонских политиков. Америка – децентрализованная страна, в которой очень многие важные решения принимаются не в Вашингтоне, а в столицах штатов. И, к примеру, самый большой по населению и экономическому потенциалу штат США – Калифорния – проводит совсем другую политику в энергетической и экологической сферах, чем администрация Трампа и республиканское большинство в Конгрессе. И сделать калифорнийцев единомышленниками Дональда Трампа и Рекса Тиллерсона – главного нефтяника, ставшего госсекретарем, – не удастся никому. Так же, как не удастся навязать их мышление таким экономически важным штатам, как Нью-Йорк и Массачусетс.

Американская экономика в данный момент находится на подъеме, который мог бы быть больше и лучше, но – «третий сорт тоже не брак», как говорили в Советском Союзе. Подъем экономики постепенно набирает темп, и эксперты указывают, что помешать ускорению экономического роста может не дешевая нефть и даже, до определенной степени, не дорогая нефть, а политическая нестабильность, связанная с нынешней вашингтонской администрацией. Трамп обещает много полезных (с его точки зрения) для экономики реформ, но их осуществлению мешают нескончаемые расследования, связанные с ним и его помощниками. Инвесторы больше всего на свете не любят именно нестабильность, поэтому они сидят на мешках с деньгами и неохотно вкладывают их в экономику. Такая вот петрушка.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах