МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
В Новом Свете

«Ардани-Артистс» отмечает юбилей в Нью-Йорке

Три балета и кино...

С Сергеем Даниляном мы знакомы больше 20 лет. C того дня, когда он появился в редакции «Нового русского слова» и попросил помочь с представлением русскоязычной Америке своего гастрольного проекта: выступлений московской «Новой оперы». 

Сцена из балета "Дивертисмен короля"

За пределами России компанию практически никто не знал, кроме, может быть, недавних москвичей. Опера из России вообще еще не имела особого авторитета в Америке середины 90-х. И собрать публику, да еще в Карнеги-холл, казалось либо утопией, либо авантюрой.

Но что-то мне подсказывало, что в отличие от многих других «соискателей», приходивших со своими идеями в тогда еще очень влиятельную газету, Данилян знает, что делает, и ему можно верить. Я рада, что не ошиблась.

То был первый международный проект компании «Ардани Артистс», созданной недавними студентами ГИТИСа мужем и женой Сергеем и Гаяне Данилян в Москве в 1990 году. Недавний администратор театра им. Ленинского комсомола был одним из пионеров частного продюсерства в России. Все было внове. Даже сложенное им из слов «арт» и «Данилян» название фирмы встречали с подозрением: при регистрации чиновники настоятельно советовали заменить «Ардани» на что-то более русское.  

Сергей и Гаяне Данилян

Гастроли «Новой оперы» финансового успеха не принесли, но это был важный опыт, который среди прочего принес новые контакты в Америке и лучшее понимание американской художественной реальности. В то время Данилян еще не владел английским: учиться пришлось «по ходу дела»...

Компания сделала своей базой Нью-Йорк и переключила внимание на балет («Дягилевское гала» на сцене нынешнего Театра Кока в Линкольн-центре стало первой балетной «ласточкой» в Америке, которую сразу заметили). Сергей  признается, что поначалу больше тяготел  к драматическому театру. Но, как оказалось, балет содержал ничуть не меньшие возможности, особенно во все более интернационализованном  мире.

Число и разнообразие проектов поражает (особенно если учесть, что все организуется крошечным семейным офисом): премия «Божественная» (ее получили один за другим трое: Диана Вишнева, Ульяна Лопаткина и Владимир Малахов), почти ежегодные гастроли Театра Бориса Эйфмана в Америке, несколько «изданий» «Королей танца» и - женский вариант - «Отражения» (для Натальи Осиповой, Полины Семионовой, Екатерины Крысановой, Марии Кочетковой и Екатерины Шипулиной), гастроли балета Мариинского и Большого театров. В списке клиентов появились Балет Монте-Карло и   Михайловский театр, к Диане Вишневой присоединились Наталья Осипова, Иван Васильев, Полина Семионова...  Данилян стал чуть ли не главным в мире экспертом, посредником, консультантом, продюсером в сфере  русского – и уже не только русского - балета.

Данилян часто шел на риск, знал неудачи (в том числе и финансовые). Но не уставал учиться, не терял головы и был движим любовью к своему делу и к тем, с кем работает и о ком искренне печется.

Он особенно гордится тем, что вместо бесконечной эксплуатации классики начал создавать оригинальные по идее и структуре спектакли и заказывать новые балеты – в расчете на определенных солистов. Началось это с «Королей танца», было продолжено «Красотой в движении», «Диалогами» и «Гранями» для Дианы Вишневой, «Соло для двоих» для Осиповой и Васильева, «Отражениями». Результат - рождение новых композиций (в том числе замечательных балетов Алексея Ратманского и Мауро Бигонцетти), возвращение работ современных хореографов в новых интерпретациях, воспитание публики (не все пойдут на новый балет Эдварда Лока, но все – «на Вишневу») и, конечно, стимул в развитии и танцовщиков, и хореографов.

Логично, что свой 25-летний юбилей «Ардани Артистс» отмечает представлением еще нескольких новых работ и имен. Это не только гала-концерт, но и гала-проект, гала-спектакль, который – в других версиях – уже видели в Москве и Лондоне, а в Нью-Йорке увидят в Сити-центре 19 и 20 августа. После 20-минутного видеофильма, который сделал обладатель премии BAFTA Чарльз Эванс, в течение пяти лет снимавший работу «Ардани Артистс» на сцене и из-за кулис, на сцене предстанут три нью-йоркские балетные премьеры: поэтичный мужской квартет “Tristesse” солиста АБТ Марсело Гомеса на музыку Шопена, уже показанный с успехом в Лондоне, «Глина» - энергично-джазовый, на музыку Мийо балет 27-летнего Владимира Варнавы (питомец мастерской молодых хореографов Мариинского театра Варнава известен талантливыми композициями для Светланы Захаровой, Ивана Васильева и Балета Монте-Карло) и «Дивертисмент короля» его коллеги из той же мастерской, 24-летнего Максима Петрова.

Петров – совсем недавнее открытие Даниляна. Хотя оригинал «Дивертисмента» - изящной и остроумной стилизации французского королевского балета – был создан только для мужчин (именно так было при дворе Людовика Четырнадцатого), для Нью-Йорка сделано изменение: в сольной партии, в роли самого Людовика, выступит Диана Вишнева. Кроме нее, в гала-проекте занято около 30 ведущих солистов и танцовщиков Мариинского, Большого, Сити-балета, АБТ и Штутгартского балета. К юбилею выпущена книга «Импресарио» - тоже во многом уникальная. Это 500-страничный альбом с 750 изумительными цветными и черно-белыми фотографиями (список авторов велик и интернационален - от Патрика Демаршелье до Нины Аловерт), запечатлевшими историю компании, ее звезд и ее проекты, и статьями, написанными ведущими балетными критиками России (в переводе на английский Антонины Буис).   

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах