Среди многих ее заслуг перед культурой был тот факт, что энциклопедия подчеркивала значимость труда и приравняла ремесло к искусству и науке, которые еще со времен древних греков считались куда более благородными занятиями. Дидро, сын ремесленника, представитель растущего среднего сословия, смотрел на это иначе. Он подробно, с иллюстрациями, описывает процесс создания вещей, необходимых для жизни и украшающих ее. В частности - одежды. Как истинный француз и сын своего века, Дидро видел, сколько искусного труда вкладывалось в создание шляп, туфель, камзолов, платьев. Мода во Франции и сегодня - особое искусство, и недаром центром высокой моды остается Париж.
Толстые тома старых изданий «Энциклопедии», открытые на разных иллюстрациях, объясняющих процесс работы над платьем, лежат в стеклянных витринах, окружающих первый эскпонат выставки «Manus X Machina», организованной Институтом костюма музея Метрополитен. Тем самым сразу заявляется: все, что здесь показано, имеет глубокие связи с прошлым. Хотя выставка целится в будущее. Продолжение ее названия выглядит так: «Мода в век технологии».
Вообще-то технология в изготовлении одежды присутствовала всегда - с того, наверное, момента, когда древний человек каменной иглой проткнул дырку в шкуре зверя. От иголок, веретен, прялок, ножниц до швейных машинок - рука всегда искала помощи у всяких приспособлений, тем самым развивая технологию. Та же, в свою очередь, меняла нашу жизнь - как в тот прекрасный момент, когда зингеровская машинка положила начало массовому производству готовой одежды.
Иное дело, что сегодня технологический прогресс несется с такой скоростью, что человечество вот-вот потеряет над ним контроль, и человеческий фактор - прикосновение живых рук, столь ценимое всегда в высокой моде - исчезает безвозвратно под натиском трехмерной печати, компьютерной графики, всевозможных полимеров, роботов и прочих изобретений.
Вот Мет и решил успокоить публику, показав, что руки человеческие все еще работают - иногда долгими часами - над творениями высокой моды, и напомнив о том, что сотрудничеству руки и машины очень много лет.
Выставка, как всегда в Мет, - образец элегантного и умного дизайна, порой даже драматичного. Еще на подходе к ней замечаешь тот самый первый экспонат (см. выше): белое платье (для беременной невесты) с десятиметровым шлейфом, покрытым сложным сверкающим рисунком. Карл Лагерфельд придумал его для «Шанель» в 2014, и работали над этим чудом и рука, и машина: вручную наносился рисунок золотой краской, машина «вбивала» в него блестящие камушки, после чего мастера расшивали пространство жемчугом и полудрагоценными камнями.
Чтобы все получше рисунок рассмотрели, прямо над манекеном, в куполе (вся комната спланирована как белая ротонда), увеличенная видеопроекция.
Вокруг ротонды - второй круг. Вдоль него, в нишах, платья - одно фантастичней другого, великолепно освещенные, с подробнейшими объяснениями, укрупнением деталей при помощи проекций, видеофильмами, показывающими весь процесс, - в общем, мечта для каждого, начинающего карьеру в искусстве костюма. А еще - урок истории (на стенах - подробное описание старинных процессов - от разновидностей стежка до процесса очистки и окраски перьев). И серьезная попытка вызвать уважение к сегодняшней высокой моде.
Представлены самые знаменитые дизайнеры - от Мадам Гре до Александра Маккуина. Расположено все по темам (половина экспозиции - в нижнем уровне крыла Лемана), причем взяты они из той же “Энциклопедии” Дидро, представляя старинные ремесла, задействованные в создании костюма: вышивка, создание искусственных цветов, работа с кожей, плиссировка, плюмаж, кружево, портные мужской одежды и специалисты по женской. В каждом отделе есть и несколько моделей из прошлого. Жаль, что сравнительно недавнего - не дальше 1900-х.