В этот, 55-й, раз собрались в новом зале над Карнеги-холл, с террасой, на которую, увы, нельзя было выходить - вечер выдался прохладный.
Но в зале было тепло, тесно, оживленно и шумно, хотя вечер, в отличие от большинства других церемоний награждения, не сулил ни щедрого угощения, ни роскошных модных туалетов и вообще никакого «гламура». Люди в сфере классической музыки в массе своей небогаты. Даже получающие один, а то и два миллиона в год главные дирижеры некоторых симфонических оркестров - просто бедняки в сравнении с главами даже небольших корпораций. Слова о трудных временах, которые настали для серьезной музыки и тех, кто ею занимается, - постоянный мотив в публикациях и разговорах. Но почти все лауреаты премий «Музыкальной Америки» этого года в своих приветственно-благодарственных выступлениях, словно сговорившись, называли нынешние времена для музыки прекрасными: да, денег нет, но дух силен и подъём и энтузиазм велики, как никогда.
“Композитор года” Тод Маковер утверждал, что его опыт создания «безумных проектов» по всему миру и в родном Массачусетском Институте Технологии (МИТ), где он возглавляет прославленную Медиа-лаб и заслужил определение композитора-футуриста, дал ему возможность встретить как никогда много увлеченной и постоянно экспериментирующей в музыке молодежи. Скрипачка Дженнифер Ко (“Инструменталист года”), прославившаяся своими интерпретациями Баха и Бетховена и в то же время страстью к новой музыке, напомнила, что благодаря новой технологии заметно улучшились возможности распространения и восприятия музыки. А по мнению британца Марка Падмора (“Вокалист года”) публика в залах как никогда ранее отзывчива, внимательна и благодарна... Не исключаю, что их оптимизм был хотя бы частично продиктован какими-то личными качествами, а также вдохновляющим фактом награждения, которое, как ни крути, означает признание.
Премии «Музыкальной Америки» присуждаются уже несколько десятков лет, и как правило, в пяти категориях, главная из которых - «Артист года»- предполагает еще и портрет на обложке этого толстого глянцевого ежегодника. В этом году ее присудили Яннику Неже-Сегану, главному дирижеру Филадельфийского симфонического оркестра, к тому же часто встающему за пульт Метрополитен-опера (так часто и успешно, что иные прочат его в преемники Джеймсу Левайну). У Филадельфийского симфонического как-то особенно удачно сложились отношения с «Музыкальной Америкой», может быть потому, что оркестр удачно выбирал своих главных: почти все они - Леопольд Стоковский, Юджин Орманди, Рикардо Мути, Шарль Дютуа, Вольфганг Заваллиш - либо становились «Артистами года», либо получали звание «Дирижера года».
Неже-Сеган - из Квебека и по-английски говорит с заметным французским акцентом. Мечтающая о самоопределении провинция только что наградила его «Медалью почета» (высшей наградой Квебека). На нынешнюю церемонию прибыла даже провинциальный министр культуры, и в своей речи молодой дирижер гордо назвал себя «квебекцем». Но главное, он говорил об ответственности музыкантов объединять людей. «Наша Земля в опасности, наш мир в опасности... Но у нас есть власть изменять вещи, вернуть наши ценности».
Они разные - по темпераменту, стилю, национальным корням, даже возрасту. Дженнифер Ко, например, на скрипке играет с 3 лет, но дочь беженцев из Северной Кореи, она с детства занималась и балетом, и плаванием, и катанием на коньках, а в Оберлине, кроме скрипичного исполнительства, профессионально изучала английскую литературу, а вскоре после этого, в 1994 г. победила на Конкурсе им. Чайковского. Тод Маковер рос в еврейской семье, в Вестчестере, и унаследовал таланты обоих родителей: матери - одного из самых известных педагогов фортепиано в Америке, и отца - пионера компьютерной графики. 54-летний тенор Подмор сначала учился игре на кларнете и фортепиано, пока не занялся серьезно хоровой музыкой в Кембридже, который закончил с высшими почестями в музыке. Еще одну премию «Музыкальной Америки» - «Ансамбль года» получил «Boston Modern Orchestra Project», который вот уже 20 лет работает с современными композиторами, исполнил около 100 премьер и выпустил 50 дисков. И все эти годы - под руководством своего основателя Джила Роуза. Подробные статьи обо всех лауреатах, а также о главных событиях минувшего года и разных аспектах музыкальной жизни можно найти в очередном выпуске «Библии музыканта»: ежегодник «Музыкальная Америка 2016» уже появился в продаже. В том числе и в интернетовском формате: musicalamerica.com.