“Я не буду соучастником политики, которая подвергает опасности граждан”, - пообещал губернатор Алабамы Роберт Бентли. “Наш главный приоритет – обеспечить безопасность нашим жителям”, - сказал губернатор Мичигана Рик Снайдер.
Оба они исходили как из сообщений о том, что в Париже на месте преступления обнаружен сирийский паспорт, принадлежавший одному из смертников, так и из множества панических статей об угрожающей инфильтрации в Европу террористов под видом беженцев. Сегодня известно, что все парижские террористы, личности которых установлены, были гражданами стран Европейского Союза, причем урожденными, а сирийский паспорт оказался подделкой.
Однако поветрие распространилось среди американских губернаторов со скоростью лесного пожара. В течение трех дней о намерении не допустить в свои штаты сирийских беженцев заявили еще 25 губернаторов. К ним присоединились республиканские кандидаты в президенты: Джеб Буш и Тед Круз предложили принимать из Сирии только христиан, Дональд Трамп высказался за полный запрет въезда для сирийцев. А законодатель из Теннеси Глен Касада требует выдворить из штата уже размещенных там беженцев. Осталось самолично встать им поперек дороги, как сделал в 1963 году губернатор Алабамы Джордж Уоллес, пытаясь не допустить в университет студентов-афроамериканцев. Президенту Кеннеди тогда пришлось применить войска, чтобы восторжествовала справедливость.
Барак Обама назвал этот демарш истерией, позором и предательством американских ценностей. Теду Крузу, не называя его по имени, он напомнил, что он сам - сын беженцев с Кубы.
Напрасно либеральные газеты одна за другой рассказывали, как в 1939 году Америка отказалась принять еврейских беженцев из нацистской Германии сверх квоты. Тщетно пастыри взывали к христианскому милосердию, цитируя слова Иисуса: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня» (Мф., 25: 41-43). Даром расточали красноречие здравомыслящие люди, объясняя сомневающимся, что США принимают ничтожное число сирийских беженцев, что каждый из них ждет своей очереди на въезд не менее полутора лет, в течение которых его проверяют всеми мыслимыми способами.
19 ноября Нижняя палата Конгресса 289 голосами против 137 приняла законопроект, еще более усложняющий процедуру въезда не только сирийцам, но и выходцам из Ирака, Йемена, Ливии и Сомали. До квалифицированного большинства, необходимого для преодоления президентского вето, не хватило всего одного голоса. Если законопроект не умрет в Сенате, высшие должностные лица США – директор ФБР, директор национальной разведки и министр внутренней безопасности – должны будут персонально подтверждать Конгрессу благонадежность каждого беженца из перечисленных стран.
В разные периоды своей истории и по разным причинам США пытались ограничить приток «нежелательных» иммигрантов. Акты о враждебных иностранцах и подстрекательстве к мятежу 1798 года уполномочили президента заключать в тюрьму или высылать подданных государств, с которыми США находятся в состоянии войны. В 80-е годы 19-го века был введен запрет на иммиграцию из Китая, распространенный затем на Гавайи и Филиппины, а позднее и на все страны Азии. Закон 1903 года запретил въезд проституткам, анархистам и прочим лицам, которые «верят в то, что правительство Соединенных Штатов или любое другое правительство должно быть свергнуто путем применения силы».
Все эти ограничения приходилось впоследствии отменять. Сирийских беженцев США начали принимать еще в 1899 году, когда Сирия входила в состав Оттоманской империи. За эти десятилетия сирийцы доказали свою лояльность Америке и внесли лепту в славу и гордость этой страны. Уровень образования американцев сирийского происхождения всегда превышал средний показатель по Америке.
Данные о лицах, осужденных в США за связи с ИГИЛом или подозреваемых в таких связях, не подтверждают, что от сирийцев исходит какая-то особая угроза. Среди них есть люди разной этнической принадлежности и разного вероисповедания в прошлом, в том числе католики и протестанты. Из 68 осужденных 55 – граждане США, и ни одного сирийца.
К чести американцев, опросы показывают, что они не поддались паранойе политиков; 54 процента возражают против приема беженцев, однако если это все же необходимо, 78 процентов считают, что процедура для сирийцев должна быть точно такой же, как и для беженцев из любой другой страны. И лишь 18 процентов говорят, что принимать нужно только христиан. Критики взбунтовавшихся губернаторов и законодателей вежливо называют их ксенофобами или нативистами, то есть сторонниками теории превосходства урожденных граждан перед иммигрантами. Но точнее будет назвать их обыкновенными расистами. Наконец-то они могут отвести душу, не опасаясь за свою репутацию.