Между тем такое выставляется на «Фэйсбук». Симпатичный бутуз на портативном красном пластмассовом «троне». И миллионы пользователей имеют возможность убедиться воочию, что старания родителей не пропали впустую. Под сценкой горделивая подпись: «Первый раз на горшке». Фотография получила много комментариев и «лайков». И никто особенно не задумался: а так ли уж важен для мировой общественности этот пусть волнующий, но все-таки очень личный эпизод из жизни семейства Х?
Журналистка Маккензи Доусон в связи с этим постом вспоминает в своей статье, опубликованной в журнале Parents, популярную американскую поговорку: «Что случилось в Лас-Вегасе, в Лас-Вегасе и останется». И перефразирует ее так: что случилось в семье, в семье и останется. Так было раньше. Родители, особенно мамы, предпочитали не распространяться о своих домашних невзгодах и на вопросы посторонних лишь лучезарно улыбались: «Все прекрасно».
Сегодня с появлением социальных сетей ситуация изменилась кардинальным образом. Тысячи незнакомых людей узнают о наших семейных делах все, потому что мы сами все рассказываем и показываем - через Facebook, Instagram, You Tube. Легкость и доступность этих медиа не оставляют места для стеснительности. И теперь у некоторых энтузиастов соцсетей закрадываются сомнения: а не перехватили ли мы через край, а не наносит ли вред, по крайней мере детям, такая жизнь на виду?
Журнал Parents опросил 2 тысячи читателей. 79% считают, что родители чрезмерно откровенно делятся своими семейными делами. То есть другие родители, не мы. И только 32% самокритично признали, что сами грешны. Тема опроса не праздная. Мы только начали задумываться о том, как скажется на детях эта их незащищенность от тотального разглядывания в сетях. Слишком мало информации для анализа. Ведь сегодня растет первое поколение, родившееся под звездами «Твиттера», «Фэйсбук», «Инстаграм». Но кое-какие наблюдения накапливаются. Например, тот факт, что дети в 3-4 года стали гораздо больше склонны к позированию. Еще бы: мамы то и дело снимают с ними «селфи» и иллюстрируют свои посты на «Фэйсбук».
«Малыши знают, что если они делают что-то, что маме нравится или ее смешит, то она обязательно поместит это на «Инстаграм», - замечает Джуди Донат, автор книги «Социальная машина: Дизайн для жизни онлайн». Сила и привлекательность социальных медиа в том, что каждый может сделать себя «звездой», независимо от возраста или таланта. «Упор на съемки и выкладывание фотографий, увлечение «селфи» и вообще исключительная демократичность You Tube - все это усиливает у детей тягу к славе», - подчеркивает доктор Кавери Субрахманьян, директор Лаборатории медиа и языка Университета штата Калифорния в Лос-Анджелесе. Сотрудники Университета провели опрос среди детей в возрасте от 9 до 15 лет. Как оказалось, многие из них имеют собственные аккаунты в социальных медиа. Например, на You Tube имеют 26% ребят младше 13 лет.
Невероятно, но едва научившийся ходить ребенок с интересом расспрашивает маму, сколько «лайков» получила его фотография, которую она выложила в «Фэйсбук». Но что будут чувствовать дети, когда вырастут и до них дойдет, что их тренировки на горшке и прочие интимные детали стараниями родителей стали достоянием многомиллионной аудитории?
«Мы увлечены сегодня могуществом социальных сетей и не задумываемся о последствиях. Раньше альбом с детскими фотографиями стоял на книжной полке только для родственников. А сейчас эти снимки все равно что на огромном щите, открытом для всех, - отмечает доктор Майкл Рич, консультант журнала Parents, сотрудник детского госпиталя в Бостоне. - Поэтому прежде чем выкладывать что-то подумайте: а как ваш сын, когда ему исполнится 14, отнесется к ситуации, когда он, еще ползунок, застрял в шкафу, не может выбраться, плачет, а мама и папа вместо того, чтобы прийти на помощь, снимают смешную фотографию для «Инстаграм»?
Хвастовство без границ
Раньше, в добрые старые времена, хвастали, так сказать, лицом к лицу и это существенно ограничивало преувеличения и вранье. Теперь ничто не сдерживает. 61% участников опроса журнала Parents убеждены, что родители слишком много хвастают в социальных сетях по поводу успехов и способностей своих чад, и часто их восторги далеки от реальности.
В 1950-х годах глянцевые журналы создавали имидж счастливой домохозяйки, которая с улыбкой готовит обед, убирает дом и растит образцовых, симпатичных детей. Сейчас вместо этих журналов таким же приукрашиванием реальности занимаются пользователи «Фэйсбук» и «Инстаграм». Ими движет невинное желание выглядеть лучше, чем они есть на самом деле. «Я всегда была озабочена тем, что другие думают обо мне как о матери, жене, женщине, - признается Вики Ляшенко из Портленда, штат Орегон, мать двух мальчиков 4 и 6 лет. - И поэтому я тщательно отбирала посты, чтобы не было ничего неопрятного, дети хорошо одеты, и я сама выглядела отлично. Потребовались годы, чтобы для меня перестало быть важным, что думают обо мне люди. Но так много мам продолжают прикидываться на «Инстаграм», что их жизнь - само совершенство, и состязаются, чем дом чище, чьи дети симпатичнее, чьи волосы уложены лучше, чей брак самый счастливый. Некоторые очень преуспели в том, чтобы выставить себя в лестном свете, и это очень легко делать в социальных медиа».
Когда соцсети убивают
В прошлом году 14-летний Мэттью Хоумик из предместья Кливленда, штат Огайо, покончил самоубийством. Можно ли было это предвидеть? И да, и нет. Отец мальчика, Рэй Хоумик, рассказывает, что сын принимал лекарства от депрессии и время от времени вынужден был ложиться в больницу. Он и прежде пытался вскрыть себе вены, страдая из-за того, что заикается, и остро переживая развод родителей. С другой стороны, у этого девятиклассника в школе было полно друзей. Он встречался с девочкой. Вел достаточно активный образ жизни. Занимался спортом, увлекался лакроссом. По наблюдениям отца, перелом в настроениях Мэттью наступил примерно за три месяца до трагедии. Он стал больше замыкаться в себе, выглядел удрученным и встревоженным. Однажды парень признался отцу, что на Интернете о нем говорят ужасные вещи. Рэй видел его все время с новым айфоном в руках, что-то напряженно рассматривающим на экране. Сын не скрывал, что постоянно выходит на сайт Ask.fm. 42-летний отец прежде ничего об этом сайте не слышал, и неудивительно: ведь он принадлежит совсем к другому поколению.
Автор статьи «Антисоциальная сеть» в журнале «Time» Джек Дики привел историю с подростком из Огайо, чтобы предостеречь других от опасностей, таящихся на Ask.fm.и других подобных сайтах. Что касается Ask.fm, то согласно собственной статистике сайта, им пользуются по всему миру 120 миллионов человек, из них половина - дети школьного возраста. Только в США живет 15 миллионов таких юных пользователей. На первый взгляд, ничего дурного в Ask.fm нет - обычная электронная «доска объявлений», социальная сеть, на которой одни публично задают вопросы, другие - отвечают. Таких вопросов в месяц поступает свыше миллиарда. Можно задавать их либо под собственным именем, либо анонимно. Причем, хотя мы и говорим о вопросах-ответах, на самом деле это условно. Часто это просто реплики. «На фотографии ты очень хорошенькая», «Тебе нравится кто-нибудь?», «Давай встретимся и пойдем куда-нибудь» - такого рода совершенно безобидные послания сплошь и рядом встречаются в электронной переписке девятиклассников.
В подобных случаях прятаться нет необходимости. Однако есть и другие случаи, когда анонимность кажется привлекательной. Она сейчас все больше набирает силу в социальных сетях, и вместе с ней приходит безнаказанность. Можно сеять слухи, можно оскорблять и клеветать - все сходит с рук. Когда социальные сети только появились, этого не было. Основатели «Фэйсбук» ставили целью создать «электронную копию» жизни объединенного, дружного сообщества, в котором жизнь регулируется правилами хорошего тона. Но следующее поколение почувствовало себя свободным от этих правил, во многом благодаря новым технологиям, позволяющим в любое время дня и ночи мгновенно устанавливать на Интернете обратную связь. Соедините Ask.fm с постоянно совершенствующимися программами для смартфонов (а их имеют сейчас 37% американцев в возрасте от 12 до 17 лет) - и вы получите новую реальность, в которой живут ваши дети. Жестокость и неуверенность в себе, нередкие у подростков, подкрепляются быстродействием вездесущей современной электроники. «Все это создает в детской среде культуру, которая утверждает предательство и клевету как нормальные элементы человеческих взаимоотношений», - считает писательница Розалинд Уайзмен, автор многих популярных книг для родителей.
Почему детей так тянет на эти сайты? Объяснения могут быть очень простыми. Вот что отвечали участники опроса, ученики девятого класса одной из школ Нью-Йорка: «Это возможность услышать комплименты в свой адрес», «Нравится, когда люди находят тебя интересным», «Без этого вы ощущаете себя потерянными».Поразительно, как такие естественные побуждения могут в нашем сегодняшнем компьютеризированном мире привести к столь драматическим последствиям.
Разговор о социальных сетях хочется закончить сценкой, приведенной Маккензи Доусон в ее статье в журнале Parents. Однажды утром она собирала своего сына в детский сад. И как всегда, возникла перепалка по поводу того, какой надеть свитер. Мама опаздывала на работу. Она стала натягивать на него то, что считала нужным. Мальчик сопротивлялся и отбрыкивался. И в какой-то момент оба, устав от этой борьбы, остановились и вдруг дружно расхохотались. Не было никакой камеры. Просто момент, который останется в памяти без всякого «Фэйсбук».
«Это простая радость мгновений жизни, для которых не нужна аудитория, - пишет Доусон. - Без всяких «лайков» и разделяемая двумя, которые в данном случае важнее всего - мать и дитя».
Присылайте ваши вопросы по эл. почте: vnovomsvete@gmail.com.