Парень приглашал ее прогуливаться и в компании таких же молодых католиков распространять постулаты этой веры среди прохожих. Это не понравилось моей внучке, стороннице свободы и независимости суждений. Они расстались.
Много раз на улицах Сан-Франциско я встречал проповедников религиозной секты «Свидетели Иеговы». Они приставали к прохожим с буклетами, приглашали приходить к ним.
Однажды я мыл машину в гараже. Подошли две женщины, которые с милой улыбкой заговорили со мной. Внезапно одна из них указала рукой на струю зеленой жидкости, текущей из-под колеса.
Я понял, что потек антифриз, где-то пробоина. Стал думать, что делать. В это время женщины стали мне что-то говорить о боге, о спасении души, совать какие-то печатные тексты. Еле-еле от них открутился. Хорошо что не сорвался, удержался от грубости, хотя порой, признаюсь, нервишки подводят.
Евреев Испании королева Изабелла Кастильская изгнала в 1492 году. Единственным условием избежать изгнания было сменить веру. Так появились марраны, тайно исповедовавшие иудаизм.
Мусульмане силой, подкупом, лишением прав заставляли христиан и, особенно, евреев переходить в «объятья Магомета». В Афганистане, как утверждают, все попавшие в плен российские солдаты перешли в мусульманство.
Иудаизм, вопреки наветам антисемитов, вовсе не стремится к «мировому господству». Раввин отговаривает желающего перейти в иудаизм от этого шага, напоминая ему о гонениях на евреев, о возможности неприятностей в будущем.
Человек вправе сам выбирать религию.
Россия никогда не была терпима к «другим». Ограничивали иудеев в правах, преследовали субботников, включая адвентистов седьмого дня, баптистов, Свидетелей Иеговы и других. Итогом стала эмиграция из бывшего Советского Союза этих ущемленных верующих в свободную и поэтому процветающую Америку и в другие страны.
Неожиданное знакомство
Я собирался в Америку с твёрдым намерением не быть там, как говорила моя дочка, “дармоедом”. Самостоятельно учил английский, было стыдно платить за уроки деньги. Но приехав, понял, что язык , при всей его важности, - не главное.
Моих двух профессий - учителя математики средней школы и преподавателя музыкальной школы по классу аккордеона - оказалось недостаточно, чтобы получить какую-либо работу.
Случайно моя дочка в «джуйке» (простите за фамильярность – мы очень уважаем и ценим еврейские центры) взяла листок с приглашением для певца или музыканта придти сыграть или спеть за 25 долларов в Bethany Center - субсидированный дом для пожилых. Продолжительность выступления – 45 минут.
Я обрадовался, отыграл, получил свои первые 25 долларов в новой стране. Начал искать подобный заработок. Интернета тогда не было, искал по Yellow Pages, иногда мне везло, и меня приглашали, даже американцы.
Однажды по протекции моего знакомого по имени Эдик я получил приглашение сыграть на свадьбе. Эдик адрес мне не дал, сказал, что за мной приедут. Не сказал и о том, сколько я заработаю.
Под вечер за мной приехали два пожилых человека, изумительно приятных, вызвавших моё полное доверие и уважение. Они говорили по-русски очень чисто, почти без акцента.
Я взял свой аккордеон, гитару, сел с ними в машину, даже не спросив о плате, этим людям я был готов играть без денег. “Мы - молокане”, – сказал мне старший из них, по имени Пётр. Я опешил.
Мне показалось, что я попал в одну из сказок “1001 ночи”. Я так им и сказал. Они засмеялись и начали расспрашивать меня о жене, детях, занятиях. Я старался им отвечать на английском для практики, но они, очевидно, для этой же цели переводили разговор в лоно русского языка.
Почему мне были очень интересны молокане?
Я о них много читал. Эти люди преследовались царским правительством за веру. У меня, еврея, это вызывало сочувствие и понимание. Не буду, дорогие читатели, утомлять вас историей молокан, приведу лишь отрывок из книги Ильфа и Петрова “Одноэтажная Америка”:
“Когда-то, давным-давно, мoлокане жили на Волге. Их притесняло царское правительство, подсылало к ним попов и миссионеров. Молокане не поддавались. Тогда их переселили на Кавказ, в район Карса. Они и там начали делать то, что делали веками, – сеять хлеб. Но преследования становились ожесточённее, и молокане решили покинуть родную страну, оборотившуюся к ним мачехой.
Куда ехать? Люди едут в Америку. Поехали и они - 500 семейств. Было это в 1902 году. Как они попали в Сан-Франциско? Да так как-то. Люди ехали в Сан-Франциско. Поехали и они. В Америке молокане хотели по-прежнему заняться хлебопашеством, но на землю не было денег. И они пошли работать в порт. С тех пор сан-францисские молокане - грузчики. Поселились отдельно, построили церковь, русскую школу.”
Так о молоканах написали Ильф и Петров.
Ехали мы довольно долго, все молокане жили в районе улицы Канзас, где стояла молоканская церковь. Свадьба состоялась в доме, принадлежавшем отцу невесты. Жених, молодой молоканин, приехал из Ташкента, где тоже живут молокане, приехал по приглашению, и вот - свадьба.
Свадьба пела и плясала
Вы знаете, дорогие читатели, что в Пенсильвании живут амиши, большая группа глубоко верующих людей, частично изолировавших себя от общества остальных американцев. Семьи образуются из членов изолированного комьюнити, поэтому рождается много неполноценных детей. Молокане стремятся выйти из этого порочного для потомства круга, поэтому и пригласили парня из Ташкента.
Жених был младше невесты, но казался счастливым, даже попытался в танце выполнить “ползунок” - это исконно русское танцевальное движение, которое молодые молокане с успехом исполняли на этой свадьбе. Ещё они исполняли традиционно русский прыжок с места вверх, раскрыв ноги, довольно сложный для исполне- ния; также исполнялись церковные песнопения на старославянском языке.
Кстати, жених “ползунок” выполнить не смог, что, на мой взгляд, выглядело очень уморительно. Мне показалось смешным и то, что жених при скромном английском очень часто в своей речи употреблял выражение-паразит – “you know.”
Я оказался в центре внимания, все хотели поговорить по-русски, даже молодые, которых было много. Некоторые из молодёжи брали в университете курс русского языка. Многие лица - типично русские. С одним парнем с таким лицом я заговорил по-русски, оказалось, он знает по-русски лишь несколько слов. К другой, смуглой девушке, я обратился по-английски, она ответила на чистом русском.
К моему аккордеону отнеслись довольно равнодушно, но когда я взял гитару, которой владею довольно слабо, и спел: ”Русская водка, чёрный хлеб, селёдка” - все оживились. Надо сказать, что молокане не пьют и не курят. Много образованной молодёжи. В Америке проживают примерно 20 тысяч молокан. Они очень трудолюбивы, на вэлфере не сидит никто. Изгнав молокан, Россия много потеряла, а Америка – нашла.
Свадьба подходила к концу. Брат хозяина меня обнял, поблагодарил.
Подошла невеста, поблагодарила, познакомила со всей роднёй, человек десять-пятнадцать. Наконец, подошёл хозяин, отвёл меня в сторону и спросил, сколько заплатить. Я замялся, деньги брать у этих добрых людей мне было неудобно. Он позвал жену, они сложили мне сумку с продуктами и попросили одного из гостей отвезти меня домой. Этот человек, по имени Никанор, узнав, что я в Сан-Франциско недавно, решил показать мне Twin Picks, отвёз меня туда, а затем домой.
Дома жена обнаружила в сумке довольно крупное вознаграждение за работу. Так я познакомился с неведомыми мне доселе молоканами. С тех пор я с ними не встречался, а жаль. И дело не в щедром гонораре и сумке с продуктами.
Встреча с добрыми людьми - как бальзам для души.
Пусть им будет хорошо.