МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
В Новом Свете

Нас не догонят?

Самое большое число светлых голов по-прежнему в США

Вот и закончилась 113-я Нобелевская неделя – церемонией объявления лауреата премии Государственного банка Швеции по экономике. 

Им стал французский ученый Жан Тироль за «анализ силы рынка и регулирования». «Он глубже других проанализировал то, что можно назвать темной стороной погони за прибылью», объяснили в Нобелевском комитете, представляя лауреата.

В том, что у погони за прибылью обязательно имеется темная сторона, сомневаться не приходится.

В целом, выбор лауреатов в этом году хотя и оказался несколько неожиданным, не вызвал особых нареканий со стороны экспертов.

В научных номинациях – медицине, физике, химии – как и во многие предыдущие годы, большинство наград досталась ученым из США. Так, премию по химии за 2014 год получат Штефан Хелль, Эрик Бетциг и Уильям Мернер. Двое из них американцы: Бетциг возглавляет лабораторию в исследовательском кампусе Джанелия при Медицинском институте Говарда Хьюза (Мэриленд). Мернер возглавляет химический факультет Стэнфордского университета.

Ученым удалось обойти ограничения, наложенные природой на возможности светового микроскопа: длина волн видимого света лежит в пределах 380-780 нанометров и потому нельзя увидеть объекты меньше 200 нм.

Теперь разрешающая способность выросла на два порядка, и стало возможно видеть пути отдельных молекул внутри живых клеток – наблюдать, к примеру, за поведением белков, которые отвечают за проявления болезней Альцгеймера и Паркинсона.

Премия по физике присуждена японским ученым Исаму Акасаки, Хироси Амано и Судзи Накамуре – за изобретение синего светодиода. Светодиоды украшают и направляют нашу жизнь вот уже более полувека – сначала желтые, затем оранжевые и красные, но лишь в начале 90-х Акасаки, Амано и Накамура, работавший в то время исследователем в японской корпорации Nichia Chemical Industries, смогли изобрести дешевый синий светодиод (LED). Одно время физики утверждали, что это принципиально невозможно.

Но оказалось – возможно! Более того, возможно оказалось только после переезда Накамуры в США, в Университет Калифорнии в Санта-Барбаре.

Премию по физиологии и медицине поделили англо-американский ученый Джон О’Киф и супружеская пара из Норвегии, Мэйбритт и Эдвард Мозеры. Они награждены за исследования в области нейрофизиологии, в частности за изучение работы нейронных сетей и за открытие клеток мозга, формирующих систему ориентации.

Как видим, США по-прежнему рожают или привлекают быстрых разумом Невтонов и занимают лидирующие позиции в мировой науке. Наука же, как известно, начинается с меры и неудивительно, что принцип измеримости касается ее самой – развитие и перспективы науки можно и нужно измерять, анализировать и прогнозировать. Всегда полезно знать, в каком мире ты живешь и куда он катится.

Но чем же мерить науку? Как убедиться, что ты живешь в прогрессивной стране? По числу нобелевских лауреатов? Да, это эффектный показатель, который говорит о многом и США лидируют с большим отрывом! Однако у этого метода есть недостаток: показатель интегрален и суммирует лишь высшие достижения, начиная с далекого уже 1901 года, тогда как с тех пор много воды утекло и многое изменилось в подлунном мире.

Лучше использовать иной аспект рассматриваемого феномена. Это, разумеется, информация. Наука в принципе построена на поиске, распространении и анализе оной, посему герметичная наука таковой не является, как бы ни смаковали тайные знания древних жрецов, орденов и сталинских шарашек.

Без обмена знаниями наука мало чего стоит и быстро вырождается. Поскольку же времена платоновских академий и аристотелевских ликеев, когда обмен данными осуществлялся устно, давно прошли, научная информация распространятся либо в виде основательных трудов, либо с помощью отдельных публикаций, каковые ввиду оперативности и стали основным средством обмена знаниями.

Самым простым способом оценки научной мощи будет сравнение по количеству опубликованных научных работ. Конечно, имеются в виду статьи, размещенные в солидных журналах, пользующихся авторитетом в глазах ученого мира. Их не так уж много, они ревностно относятся к своей репутации, а та, как это принято в науке, также измеряется и отражается рейтингом этих специальных журналов.

Так, в 2013 году американские ученые выдали 563 292 статьи – это примерно 20% общемировых публикаций. На втором месте с 2004 года идет Китай, у него 425 677 статей – поразительный рывок за столь короткое по меркам становления научных школ время! На третьем месте по валу идет Британия, на четвертом Германия, на пятом Япония, за ней следуют Франция, Индия, Италия, Канада и замыкает десятку лидеров Испания. Маленький Израиль на почетном 29 месте!

Но значит ли выдающийся результат Поднебесной, что она уже наступает на пятки мировому лидеру? Нет, не значит. Ибо дело не только в количестве. Дело в том, что столь простой способ оценки не дает полного представления о влиянии той или иной страны на мировую науку. Хотя бы потому, что большие государства проводят, как правило, больше исследований, чем маленькие, но количество при этом не всегда означает качество, почему диалектику можно считать наукой лишь условно.

Для более объективной оценки научной состоятельности и влиятельности человека, института или страны сравнивают индексы цитирования публикаций. Они позволяют определить, на какие больше всего ссылаются в своих материалах другие ученые и чем выше этот индекс, тем больше влияние статьи.

Чаще всего используют индекс Хирша. У США он равен 1518, а Китай со своим огромным количеством публикаций занимает лишь 16-е место, ниже Израиля, у него индекс всего 436. Индия откатывается на 23-е, зато Канада поднимается сразу на 5-е место!

А что Россия? В середине 80-х годов СССР был соперником Америки и занимал 4-е место по числу научных публикаций – и это в условиях «железного занавеса» и чрезмерной закрытости! Сейчас Россия на 15-м месте (43930 статей), уступая Австралии, Бразилии и Нидерландам. Но и это еще не все: по индексу Хирша Россия, согласно данным The SCImago Journal & Country Rank (SJR), всего лишь на 21-м месте (Хирш 355, меньше, чем у Китая или Бельгии)ѕ

Настоятельно рекомендую зайти на сайт этого проекта испанского Университета Гранады (Scimago Journal & Country Rank (www.scima-gojr.com). Он оценивает продуктивность и значимость работы ученых всего мира, анализируя известную базу данных SCOPUS. Там можно найти данные по всем странам, начиная с 1996 г., можно провести сравнения по странам и по отдельным журналам и посмотреть соответствующие графики по годам, можно оценить составляющие каждой национальной науки и их роль и вес.

Это важно. Наука не стоит на месте в целом, но при этом отдельные отрасли развиваются по-разному, и, если вчера главной была физика ввиду острой нужды в атомных бомбах и ракетах, то сегодня – в развитых, конечно, странах – важнее биомедицина, биохимия, генетика и молекулярная биология.

Что и отражается в структуре американской науки. Если на данном сайте войти в опцию «визуализация» и выбрать там США, то вы увидите диаграмму, отображающую мощный кластер с большим количеством связей, причем ведущую роль играют отрасли, связанные с человеком и средой обитания!

На первом месте медицина, за ней идет биохимия, социология, искусства и гуманитарные науки, нейробиология. Тогда как физика с астрономией, инженерия и материаловедение, математика и компьютерные науки отошли на второй план.

Это не означает, что они в «загоне», просто всё относительно и число американских публикаций в этой отрасли десятикратно превышает достижения России, хотя там сохранилась традиционная советская структура и физика с астрономией по-прежнему лидируют. Ну, а в Китае, как вы уже, наверное, и сами догадались, на первом плане инженерия, на то он и главный промышленный производитель и экспортер товаров для всего мира.

Понятно, что доля ведущих стран Запада в общем количестве научных статей в международных научных журналах постепенно уменьшается, однако отнюдь не следует трактовать эту тенденцию как закат западной цивилизации. Наоборот, она демонстрирует распространение научно-технологической модели общества по всему миру, ее глобализацию!

Да, в 1999-2003 гг. доля США в общем выпуске научной продукции была 26,4%, в 2004-2008 гг. упала до 21,2%, а сейчас составляет 20%, но ведь Америка вовсе не стояла на месте, нет, она быстро движется по пути прогресса, и за это время число ее публикаций выросло почти на 70%!

Недаром Черная Королева говорила Алисе в Зазеркалье, что надо бежать со всех ног, чтобы оставаться на месте. Все больше бегунов на этом ристалище! И появились очень резвые, быстро наверстывающие упущенное.

Так, потрясающий темп демонстрирует Турция, ее наука развивается даже быстрее китайской: число публикаций турецких авторов выросло в 6 раз с 1996 года. Но самый феноменальный рывок совершил Иран – с 736 статей до 39 240 – рост в 53 раза, 17 место! Он совсем немного уступает России, позиции которой на фоне успехов развитых и развивающихся стран продолжают ухудшаться.

Суммирую: позиции США весьма крепки, и они остаются лидером мировой науки как по валу, по количеству публикаций, так и по качеству – их толстый Хирш тому порукой! С чем я и поздравляю жителей нашей высокоученой страны. 

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах