Когда мусор становится "золотым"

И на помойке можно стать миллионером

Со счастливым билетом может повезти не только в знаменитой лотерее Mega Millions. Иногда он буквально валяется на улице. Достаточно только покопаться в какой-нибудь мусорной куче.

И на помойке можно стать миллионером

Примерно так произошло несколько лет назад с жителем Нью-Йорка Исмаелем Сэкиком, который, гуляя около своего дома, нашел в куче мусора золотую статуэтку "Эмми". Он никогда раньше не видел эту почетную награду и принял ее за выброшенную кем-то на помойку безделицу, хотя сама фигурка ему понравилась. И только много позже, узнав из телевизионной передачи, какую ценную реликвию он нашел на свалке, где она каким-то неведомым образом оказалась, возвратил ее владельцу, предприняв для этого непростые поиски. 

Разумеется, золотые статуэтки на городских свалках - вещь редкая. Однако если не иметь в виду художественной или ювелирной ценности выброшенных на свалки вещей, то здесь можно неплохо поживиться, если успеть до еженедельной уборки  улиц, особенно в Нью-Йорке. При желании выставленной на краю тротуара мебелью можно неплохо обставить квартиру, обзавестись еще работающим телевизором, а то и компьютером. Все это, разумеется, не последней модели, но ведь, как говорится, халява, сэр!

 Выше Эйфелевой башни

Здесь, правда, надо оговориться по части электроники. Несколько лет назад в этой «золотой» уличной россыпи произошли существенные изменения - в штате Нью-Йорк было запрещено выбрасывать на свалку компьютеры и мобильные телефоны, планшеты и другую электронную технику. Причина - борьба за чистоту окружающей среды, которой эти изделия, как считается, наносят вред, выделяя токсины. И это сегодня особенно серьезная проблема, учитывая фантастическое количество электронных отходов, которые не перерабатываются и скапливаются на свалках.

Достаточно привести лишь несколько цифр. Одна из них особенно впечатляет: ежегодный вес электронного "мусора" в мире, а это порядка 46 миллионов тонн,  примерно равняется весу девяти Великих пирамид Гизы или четырех с половиной тысяч Эйфелевых башен. При этом утилизации подверглись менее 15% этих отходов, хотя общая стоимость содержащихся в них полезных материалов оценивается в 50 миллиардов долларов. А малопочетное первое место здесь занимают США, на долю которых приходится больше 9 миллионов тонн таких отходов. И эта тревожная тенденция становится все более угрожающей. Так, согласно прогнозу экспертов ООН, уже к 2021 году объем электронных отходов  может возрасти на 17 процентов и составит 52,2 миллиона тонн. Заметим попутно, что сегодня утилизация отходов становится важнейшей отраслью в США, где заняты 1,5 миллиона человек, а ее оборот составляет около 250 миллиардов долларов.

Особо стоит подчеркнуть, что упомянутое выше решение властей штата Нью-Йорк об ужесточении правил складирования электронного мусора имело не только экологическую подоплеку, но и чисто экономическую. Ведь большая часть материалов, применяемых в электронике, представляют собой достаточную ценность и может быть использована повторно при соответствующей технологии. Короче, чтобы старое добро не пропадало зря, жителям Нью-Йорка предложили несколько вариантов его утилизации. С этой целью некоторые розничные магазины, такие, например, как Staples и Best Buy, установили приемные урны. Их примеру последовали и некоторые организации - Goodwill, Salvation Army и the Gowanus E-Waste Warehouse. Короче - ничего не должно пропадать, даже мусор. В общем, как в известном когда-то слогане : отходы - в доходы.

И это не просто слова. В некоторых районах страны мусорные свалки приносят реальную пользу при разумном их использовании. Например, в Лос-Анджелесе работают станции по получению газа метана именно в районе больших городских свалок, а в Род-Айленде эта система позволяет обеспечивать газом 18 тысяч жилых домов. При этом вторсырье с успехом используется в самых разных областях, в том числе в металлургии, для которой ценной оказалась... пепси-кола. Понятно, не сам напиток, а банки, в которых он содержится. Оказалось, что энергетические затраты на производство алюминия из руды чуть ли не в 19 раз выше, чем при пререработке использованных банок от пепси или пива. Причем ежегодно в переработку идет около 60 миллионов алюминиевых банок, что экономит бюджету порядка миллиарда долларов. В общем, своего рода золото из мусора, не говоря уже о создании десятков тысяч новых рабочих мест.

Но, пожалуй, самым необычным и наглядным примером эффективности применения отходов стал транспортный мост в Нью-Джерси. Здесь, в парке Wharton, можно увидеть это уникальное сооружение, строительным материалом для которого послужили... упаковки для питьевой воды. Разумеется, этот материал прошел специальную обработку, пока на его основе не был получен прочный полимер. К слову сказать, мост выдерживает огромную нагрузку. И вряд ли все посетители парка догадываются о его происхождении.

"Бароны" уличных свалок

Это только один, но достаточно наглядный пример, как можно использовать то, что мы презрительно называем "мусором", общий ежегодный объем которого составляет десятки миллионов тонн. Однако даже при этом тот же уличный мусор, особенно в таком городе, как Нью-Йорк, становится своего рода яблоком раздора между различными группами, для которых мусор - это прежде всего немалые деньги, за которые идет жесткая, нередко жестокая, борьба. Потому далеко не всегда рабочие городского ведомства  по очистке оказываются первыми у уличных куч, нередко их опережают люди, сделавшие продажу утильсырья своим бизнесом.

Понятно, бизнес этот незаконный, поскольку несанкционированный вывоз отходов с уличных свалок считается воровством. Тем не менее бизнес этот процветает, несмотря на штрафные санкции, и расширяется по мере того, как растут цены на черном рынке на многие виды утильсырья. При этом установленный городскими властями штраф за его кражу оказался для мусорных "баронов", что для слона дробинка, особенно по сравнению с их доходами. Стоит при этом уточнить, что наказанию подвергаются не только они, но и компании, которые покупают у них  подпольный «товар» и перерабатывают его, - налагаемые на них штрафы могут доходить до 5000 долларов.

Здесь, правда, надо оговориться: за воровство с уличных свалок наказывают не всех, а только крупных «хищников», вывозящих «сырье» машинами. Бедняков, перебирающих мусор в поисках банок, бутылок и других предметов, которые можно сдать и что-то заработать на хлеб насущный, никто не тронет. Как не тронут и человека, который возьмет на свалке старый телевизор или кресло для дома. Такие мелочи власти не беспокоят, в отличие от опустошения уличных свалок в массовом порядке.            

Разумеется, когда речь идет о том, что выбрасывается за ненадобностью на улицу, нельзя говорить только об электронных изделиях, мебели, кухонной утвари и других предметах домашнего обихода. Дело в том, что в США на улицу выбрасывается фантастическое количество  продуктов, которые по тем или иным соображениям оказались «лишними». Причем приблизительная их стоимость составляет астрономическую сумму- 165 миллиардов долларов. И это при том, что в мире сегодня голодает свыше миллиарда человек.

Но оставим в стороне эту трагическую цифру и зададимся вопросом, который несколько лет назад взволновал предпринимателя и путешественника Роба Гринфилда: действительно ли еда в мусорных баках не годится к употреблению, когда не только в Азии и Африке, но и в Америке немало нуждающихся? И он решил провести эксперимент на себе, совершив велотур по стране, во время которого еду брал только из мусорных баков. И остался жив и здоров, доказав, что тонны нормальной еды бессмысленно уничтожаются, хотя могли бы принести пользу сотням тысяч людей.

Как стать "королевой"

Эту историю я вспомнил в связи с другой «продуктовой» темой, также имеющей отношение к нью-йоркскому мусору, точнее - к миллиардам красивых оберток от продуктов, которые ежедневно пополняют городские свалки. И вот оказалось, что эти обертки могут принести миллионы долларов, если к ним приложить хорошую голову. Такая голова оказалась у Тома Заки, который, еще будучи студентом Принстонского университета, задумался над проблемой утилизации пищевых отходов студенческих столовых. Мечта стать на этой ниве миллионером захватила его и понесла по волнам нового бизнеса. Вкратце его идея  состояла в том, чтобы создать конвейер, где пищевые отходы превращались бы в органические компоненты для садового удобрения. Причем продавать свой «эликсир для растений» Заки решил в использованных бутылках из-под напитков. Короче: и упаковка, и содержимое были из мусора.

Через два года заказы пошли потоком. Том с головой ушёл в бизнес и осуществил свою мечту - сделал из мусора миллионы. Сегодня он не скрывает, что его компания TerraCycle поставила своей целью стать самым «главным старьевщиком» мира, чтобы в конце концов превратиться в Google на мусорном бизнесе. «Почему бы нет?» - спрашивает 36-летний предприниматель, открывший свое золотое дно на мусорных свалках.

Действительно – почему? Ведь смогла же стать одной из самых богатых на земле бизнес-леди китаянка Чжан Инь, которая сделала первые свои миллионы на свалках Калифорнии, а сейчас ее сортировочные предприятия разбросаны по всей Америке и другим странам. А начиналось все с подсказанной ей одним гонконгским бизнесменом идеи об использовании макулатуры, поскольку это «бескрайний лес». Тогда Китай остро нуждался в бумаге и картоне, дорожавших день ото дня. И она прислушалась к этому совету, который оказался для нее золотой жилой. После нескольких лет успешного бизнеса в Гонконге  Чжан с мужем переехала в США, где они колесили на старенькой машине в поисках перспективных помоек. Они скупали за гроши американские свалки и со временем их компания America Chung Nam Inc стала крупнейшим экспортером макулатуры в Америке.

Так Чжан Инь стала "мусорной королевой", как ее нередко называют. Но она не обижается. Главное - королева.

Новости региона

Все новости