Шпион-гейт против Рашагейта

Осведомитель с подмоченной репутацией

Президент США изо всех сил и на каждом углу кричит, что ФБР по указанию президента Обамы шпионило за ним «с политической целью» и что это скандал «хуже Уотергейта». Ему вторит множество его сторонников. Оппоненты отвечают, что никакой это не шпионаж, что ФБР действовало в рамках своих полномочий и в интересах Трампа. Министерство юстиции обещает во всем разобраться.

Осведомитель с подмоченной репутацией
Дональд Трамп и Рудольф Джулиани

Все это похоже на детскую игру в испорченный телефончик: один «абонент» шепчет другому на ухо что-то нарочно невнятное – тот передает, как услышал, третьему, и в конце цепочки получается нечто неузнаваемое.

«Так я вас спрашиваю: ФБР шпионило за избирательным комитетом Трампа?» - спрашивает ведущая шоу View на телеканале АВС Джой Бейхар бывшего директора национальной разведки Джеймса Клэппера. «Нет, не шпионило, - отвачает Клэппер. – Они шпионили (я это слово не особенно люблю), но за русскими, что они делают. Пытались понять, как русские проникают, получают доступ к рычагам влияния – вот что они делали». «Так чем же он недоволен? – удивляется Бейхар. – Он должен быть счастлив». «Конечно, должен», - соглашается Клэппер.

«Трамп должен быть счастлив, что ФБР шпионило за ним!» - так пересказывает слова Клэппера президент и добавляет: «Клэппер типа признался, что они шпионили за мной, нечаянно признался!».

Это, мягко говоря, неточная цитата. Справедливо и то, что Дональд Трамп пользуется этой историей, чтобы переключить внимание публики с Рашагейта на глубоко порочную практику «преступного государства в государстве», как он называет вашингтонскую бюрократию, состоящую из вредителей и саботажников. Ему это, кстати, удается. Его друг и адвокат (а может быть, и получатель откатов в бытность мэром Нью-Йорка) Руди Джулиани на днях в интервью CNN сказал, что все его публичные заявления – это не линия легальной защиты, а пиар, направленный на подрыв доверия к расследованию спецпрокурора Мюллера. Недавний опрос показывает, что большинство американцев уверены в том, что бюрократия манипулирует национальной политикой в своих собственных интересах, причем партийная принадлежность тут не имеет значения: такой точки зрения придерживаются 57 процентов независимых избирателей, 51 процент республиканцев и 50 – демократов.

Вместе с тем трудно избавиться от ощущения, что со «шпион-гейтом» дело нечисто. Надо сделать над собой усилие, чтобы принять доводы Клэппера и бывшего директора ФБР Джеймса Коми за чистую монету. Напомним, что речь идет об информаторе ФБР, который по просьбе бюро встречался с двумя сотрудниками штаба Трампа и интересовался, не вступали ли они в сговор с Россией. Один из этих сотрудников – Джордж Пападопулос, другой – Картер Пейдж. Оба так или иначе контактировали с представителями России. Пападопулосу они обещали компромат на Хиллари, а Пейджа вообще хотели завербовать, но потом потеряли интерес к нему – было это за три года до президентской кампании. Пападопулосу предъявлено обвинение в лжесвидетельстве. Он признал себя виновным и согласился сотрудничать с правосудием. Пейджу обвинения, возможно, еще будут предъявлены.

Но вот что интересно: почему агенты ФБР не обратились к Трампу? Когда экстерминатор морит грызунов или насекомых в доме, он делает это с ведома и разрешения хозяина дома. Это во-первых. А во-вторых – фигура информатора сомнительна. Его зовут Стефан Халпер. Он американец, но давно живет в Великобритании и преподает в Кембридже. До своей академической карьеры он работал в нескольких республиканских администрациях начиная с Никсона и кончая Рейганом. В силу должностной специфики имел дело и с разведкой, и с контрразведкой. В 1983 году его имя всплыло в расследовании «дебат-гейта». Тремя годами прежде команда Рейгана каким-то образом раздобыла материалы, приготовленные советниками Джимми Картера для единственных дебатов с Рейганом. Конгресс тогда затеял расследование, установил, что у республиканцев был «крот» в Белом доме, но выяснить его личность не удалось. Некоторые свидетели указывали на Халпера как на куратора всей операции. Он обвинения категорически отрицал. Доказать ничего не удалось, дело спустили на тормозах.

Так что Стефан Халпер – мастер проникновения в чужие штабы. Неудивительно, что ему поручили деликатную миссию. Но стоит ли ему верить? Осведомителей, увы, не выбирают – уж какие есть. 

Новости региона

Все новости