Санкции: уже больно, но это только начало

Конгресс США будет добиваться усиления прессинга

«Дорого яичко к Христову дню». К православной Пасхе Россия получила из Вашингтона очень неприятное «яичко» – очередную порцию санкций. На этот раз деловое сообщество России и зарубежный бизнес, имеющий дело с этой страной, отреагировали на новые санкции гораздо более драматично, чем во время предыдущих санкционных раундов.

Конгресс США будет добиваться усиления прессинга

Обвалилась биржа в Москве, покатились вниз котировки «американских депозитарных расписок» (аналог акций. – Ред.) российских компаний на бирже в Нью-Йорке, резко упал курс рубля по отношению к иностранным валютам. В России началась массовая скупка валюты населением, многие россияне бросились вкладывать рубли в товары длительного пользования – автомобили, электробытовую и компьютерную технику, стройматериалы, товары для дома и сада и т.д. Российские экономисты говорят об ускоренном росте цен, который предстоит в результате удорожания импорта, закупаемого на валюту.

В чем же заключается отличие нынешнего раунда санкций от всех предыдущих, которых было уже немало? Как это бывает в соответствии с законом диалектики, количество перешло в качество. Вашингтонский «пасхальный подарок» – ответ на угощение экс-полковника ГРУ Сергея Скрипаля смертоносным «Новичком» из Москвы – ясно показал всему миру, что Кремль заставят платить высокую цену за его «гибридную войну» против Запада.

На очереди – удар по финансам

Едва успели отбыть восвояси российские дипломаты, высланные из США и европейских стран (на что Москва дала равноценный ответ), как Вашингтон объявил о введении новых санкций против РФ. В опубликованном минфином США санкционном списке оказались крупнейшие бизнесмены и подконтрольные им компании – очень влиятельные и близкие к Путину «юридические и физические лица». Там и секретарь Совета безопасности Николай Патрушев, и министр внутренних дел Владимир Колокольцев, и глава Росгвардии Виктор Золотов, и глава Роскомнадзора Александр Жаров, и глава «Газпрома» Алексей Миллер... ГАЗ, «Русал», Рособоронэкспорт, ВТБ... Олег Дерипаска, Игорь Ротенберг, Кирилл Шамалов, Виктор Вексельберг, Сулейман Керимов...

Как указывают западные эксперты, администрация Трампа явно хотела продемонстрировать Путину, что, образно говоря, снаряды ложатся все ближе и что дальше будет хуже. Конгресс США готовится рассмотреть новый пакет экономических санкций против Москвы. Они должны нанести очень болезненный удар по государственному долгу и банкам России. Если закон будет одобрен – а это весьма вероятно, – всем физическим и юридическим лицам в США и американским субъектам за рубежом будут запрещены любые операции с российским госдолгом.

Запрет коснется бумаг с обращением более 14 дней, выпущенных Банком России, Министерством финансов или Фондом национального благосостояния РФ. Санкции также затронут облигации Сбербанка, ВТБ, Промсвязьбанка, Газпромбанка, Россельхозбанка и Внешэкономбанка. Вашингтонские законодатели хотят запретить любое сотрудничество с этими финансовыми организациями и все операции с их активами.

Возможно, и власти Великобритании будут бить по долговым обязательствам российского государства. Недавно журнал Foreign Policy опубликовал статью политолога и бывшего офицера британской армии Эмиля Симпсона на эту тему. Симпсон пишет, что у Лондона есть все возможности для финансового удушения Москвы – ведь евробонды российского суверенного долга выходят на рынок исключительно через две клиринговые фирмы, обе из которых находятся в Англии.

Но британское правительство нанесет удар по финансовым интересам России, только если общественное мнение заставит его. До сих пор оно пыталось сохранить российские инвестиции в британскую экономику, принося в жертву моральные принципы и политические убеждения. Именно поэтому британские власти минимизировали свою реакцию на убийство Александра Литвиненко и оставили, по сути, без внимания длинный список подозрительных смертей неугодных Кремлю лиц, живших в Королевстве.

После отравления Сергея Скрипаля депутаты британского парламента потребовали от министра внутренних дел Великобритании Эмбер Радд провести тщательное расследование 14 подозрительных смертей, произошедших на территории страны в последнее десятилетие. Обращение к главе британского МИДа направила глава парламентского комитета по вопросам внутренних дел Иветт Купер.

Мартиролог убитых изгнанников

Помимо отравленного в 2006 году Александра Литвиненко британские издания в первую очередь называют Бориса Березовского, который в 2003 году получил политическое убежище в Великобритании, а в 2013 году был найден повешенным. Окончательно причину смерти – убийство или самоубийство – так и не установили, пишет на своем сайте русская служба Международного Радио Франции (RFI).

Следующим в списке, указывает RFI, идет Александр Перепиличный, бежавший в Великобританию в 2010 году и сотрудничавший с британскими властями. В ноябре 2012 года он вышел на пробежку возле своего дома в графстве Суррей и умер от сердечного приступа. Патологоанатомы обнаружили в его организме следы редкого яда.

Ближайший партнер Бориса Березовского грузинский бизнесмен Бадри Патаркацишвили в феврале 2008 года скончался от сердечного приступа.

Британский бизнесмен Скотт Янг также был партнером Березовского. Считается, что он помог Березовскому вывезти деньги через сеть офшоров. 8 декабря 2017 года он выпал из окна квартиры своей подруги.

Пол Касл (умер в ноябре 2010 года), Роберт Кэртис (умер в декабре 2012 года) и Джонни Эличаофф (умер в декабре 2014 года) были друзьями и деловыми партнерами Скотта Янга. По версии полиции, все они покончили с собой.

По сведениям издания BuzzFeed, британский поверенный Стивен Кэртис также помогал Березовскому и Патаркацишвили вывести деньги из России. Перед тем, как частный вертолет Кэртиса потерпел крушение, ему угрожали убийством. Другим нанятым Березовским юристом был Стивен Мосс. В 2004 году он скончался от сердечного приступа в возрасте 46 лет.

От сердечного же приступа в январе 2007 года в своей лондонской квартире умер Юрий Голубеев, один из основателей нефтяной компании ЮКОС.

Специалист по радиации Мэтью Панчер был одним из экспертов по делу Литвиненко. 4 мая 2016 года тело Панчера с ножевыми ранениями было обнаружено на кухне его дома в Оксфорде. Журналист газеты The Times Дэниэл Макгрори умер 20 февраля 2007 года от кровоизлияния в мозг за пять дней до выхода в эфир документального фильма о деле Литвиненко. Российский дипломат Игорь Пономаренко скончался 30 октября 2006 года – накануне встречи с Александром Литвиненко и Марио Скарамеллой, который расследовал российско-итальянские коррупционные связи. Эксперты подозревали отравление таллием.

Специалист из Британского центра правительственной связи Гарретт Уильямс, занимавшийся расследованием международных путей отмывания денег, умер 16 августа 2010 года. Его обнаженное тело было найдено внутри спортивной сумки в ванной его лондонской квартиры. По версии следствия, он задохнулся внутри сумки, куда залез сам в поисках сексуальных ощущений, однако его отпечатков на сумке найдено не было.

«В авторитарных и тоталитарных странах есть жесткое правило – агенты, которые считаются предателями, должны быть казнены», – говорит французский историк Реми Коффер, автор книги «Мастера шпионажа». Приговор должен быть приведен в исполнение, даже если осужденный находится на территории другой страны. От себя добавим: это касается не только агентов, но и видных противников режима – наиболее известным примером является Лев Троцкий, убитый в Мексике.

Кремль защитит своих олигархов

Нежелание Вашингтона и Лондона нанести удар по суверенному долгу России было до сих пор главной причиной слабости западных санкций против РФ. В самый разгар дипломатической свары между Лондоном и Москвой (когда в ответ на высылку 23 российских дипломатов Кремль объявил персонами нон-грата такое же количество английских дипломатов, прикрыл британское консульство в Санкт-Петербурге и запретил работу в РФ Британского совета) на международный финансовый рынок через Лондон была выпущена новая партия российских евробондов на сумму $4 млрд. И ничего – вроде так и надо!

Проблема, указывает на страницах Foreign Policy Эмиль Симпсон, заключается в неспособности британского правительства понять, что на «гибридную войну» России нельзя отвечать обычными средствами. Надо наказывать не подручных Кремля, а само российское государство. Вместо этого британские власти ограничиваются расследованием источника денег, на которые российские олигархи покупают себе в Англии дворцы и замки...

Несмотря на санкции, российское государство сохраняет возможность брать кредиты в Евросоюзе и США, а потом из этих денег оно кормит свои компании, попавшие под санкции (общие потери этих компаний уже перевалили за $16 млрд). Как пишет газета «Ведомости» со ссылкой на свои источники, власти рассматривают и другие варианты помощи пострадавшим от санкций бизнесам – например, создание специальных офшоров на территории РФ. Желающие вернуть средства в Россию смогут сделать это оперативно и без налогов.

Для олигархов становится опасно хранить деньги на Западе: к новым санкциям США могут присоединиться Евросоюз, Швейцария... Если они повезут деньги обратно в Россию, это может стать для московской казны финансовым позитивом.

Что касается ответных мер, они с российской стороны обязательно последуют, но, возможно, будут символическими. По-настоящему серьезным ответом мог бы стать запрет для США на покупку ракетных двигателей или титана, или на работу в России американских корпораций. Однако изгнание из России американских компаний навредило бы самим россиянам, лишив многих из них работы.

Сюжет:

Санкции

Новости региона

Все новости