Преступная "постановка" на сцене русскоязычного Нью-Йорка

Двадцать миллионов долларов за страх мнимого убийства

В манхэттенском отделении Верховного суда штата Нью-Йорк с 9 марта слушается гражданское дело, в котором 47-летний бизнесмен Олег Митник требует со своего бывшего тестя и тоже бизнесмена 69-летнего Анатолия Потика 20 млн долларов за перенесенный по его вине эмоциональный стресс.

Двадцать миллионов долларов за страх мнимого убийства

Точнее, это требование "компенсации и возмещения понесенного ущерба в сумме, которую определит суд, но не меньше 20 млн долларов". Истец и ответчик - иммигранты из бывшего СССР (первый родился на Украине, а второй в России), и оба натурализованные граждане США. Олег Митник уже несколько лет разводится с 46-летней Ронит Митник (она же Ронит Потик и Инна Потик), дочерью Анатолия, которая родилась в Израиле. У супругов двое детей - 19-летний сын и 18-летняя дочь. Этот бракоразводный процесс вылился в несколько громких уголовных дел после того, как осенью 2015 года Митник заявил в ФБР, будто Потик за 100 тыс. долларов заказал его убийство, чтобы Ронит получила 7 млн долларов страховки за смерть мужа и свою долю за два их дома в Манхэттене и на Лонг-Айленде общей стоимостью примерно 9 млн долларов.

Жена утверждает, что муж оговорил ее отца

В федеральном суде это обвинение не подтвердилось, а в гражданском Олег Митник и его русскоязычный адвокат Дмитрий Йоффе на 31 странице иска изложили все уже известное, добавив ранее не известное. Отец и дочь Потики недавно ответили на это контрзаявлением, назвав аргументы истца враньем, и в аффидевите, то есть письменных показаниях под присягой на 8 страницах, Ронит утверждает, что бывший муж оговорил ее отца. "В самых жутких кошмарах я и представить не могла, - написала она, - до чего он может дойти и до чего лгать, чтобы сохранить свои спрятанные активы". Ронит и ее адвокат Дэниел Жалкиевич утверждают, что Олег Митник "рассеял сотни миллионов долларов по банковским счетам в офшоре".

По поводу их детей Ронит Потик (во избежание путаницы будем называть ее девичьей фамилией) заявила, что Олег Митник сделал сына и дочь "пешками в своей злобной кампании, чтобы очернить меня и моего отца. Она вспомнила, что до развода их семья "жила в роскоши", плавая на яхте у юга Франции, каждый сезон покупая дизайнерскую одежду и обедая в лучших ресторанах Манхэттена в Нью-Йорке и Хэмптона на Лонг-Айленде. «К сожалению, - заявила Ронит в аффидевите, - если снаружи наша жизнь казалась такой беззаботной, то мой брак был далеко не совершенным». Ронит указывает, что при ее решении развестись с Олегом он с матерной бранью заявил, что уничтожит ее саму и ее семью.  Двадцатимиллионный иск Олега Митника она назвала "не более чем несерьезным намерением оказать на меня еще больше финансового давления, сломать меня и принудить к несправедливому соглашению". Ее адвокат Дэниел Жалкиевич тоже назвал иск Митника "не более чем злоупотреблением судебной системой", за что он и его клиентка просят судью оштрафовать Олега Митника на 10 тыс. долларов за подачу лживого иска. Скромно, но скромность не порок.

Дмитрий Йоффе, адвокат Олега Митника, назвал аффидевит Ронит "свидетельством горькой сути заявлений одной стороны этого бракоразводного процесса, смеси устаревших обвинений, большинство которых, как я понимаю, было опровергнуто". О Дмитрии Йоффе известно, что в бывшем СССР он окончил МГУ с дипломом микробиолога и иммигрировал   в 1989 году по израильскому вызову, попав на юг США через Австрию и Италию. В 1995 году Йоффе приехал в Нью-Йорк и поступил на юридический факультет Колумбийского университета. С дипломом специалиста по корпоративному праву он защищал "белых воротничков" крупнейших компаний, включая Philip Morris International, а также, как написано на сайте его фирмы Joffe Law P.C., "российских миллиардеров из списка Форбса в расследовании и суде по обвинениям в международном мошенничестве".

Преступный сговор с целью не убийства, а вымогательства

Уголовная составляющая этой истории сводится к следующему. Осенью 2015 года Митник заявил в ФБР, будто Анатолий Потик за 100 тыс. долларов заказал его убийство, чтобы его дочь получила страховку за смерть мужа и  осталась наследницей его богатств, включая два дома. Наемным киллером Митник назвал известного криминального авторитета  и рецидивиста Бориса Найфельда по кличке "Биба", а посредником - тоже ранее судимого бизнесмена Бориса Котлярского, которые сообщили ему о заказе и предложили  за 125 тыс. долларов избежать смерти. Обоим по 70 лет, оба иммигрировали в США в середине 1970-х годов, Найфельд из Гомеля, а Котлярский из Киева.

В ФБР заявлению Митника поверили и снабдили его диктофоном, на который он тайно записывал разговоры на встречах с Найфельдом и Котлярским. Таких встреч было несколько, и на последней 14 января 2016 года Олег Митник вручил "Бибе" Найфельду 50 тысяч долларов задатка за отказ от убийства. Найфельда с Котлярским арестовали в тот же день, а Потика через неделю. Две недели он провел в манхэттенской федеральной тюрьме МСС, четыре месяца под домашним арестом, и 7 июня его дело было прекращено за недоказанностью.

Дело о заказном убийстве развалилось, а Найфельд с Котлярским порознь признали себя виновными   в вымогательстве денег у Митника.  Признав себя виновным 12 октября 2016 года, Найфельд подтвердил судье, что "Потик сказал мне, будто у него есть враг, которого он хочет убить. Тогда я не знал, что это его зять. Я согласился с Котлярским получить с Митника деньги за то, чтобы его не убивали, и остановить это убийство". Через две недели признал себя виновным Котлярский, заявив 27 октября, что он "летом 2015 года узнал, что Потик нанял Найфельда, чтобы убить своего врага", и "позже узнал, что это Митник". Это был сговор, но с целью не убийства, а мошенничества путем вымогательства. За это Бориса Найфельда приговорили к 23 месяцам лишения свободы, на которую он вышел 27 октября 2017 года, а Борису Котлярскому дали 41 месяц, сейчас он сидит в федеральной тюрьме Данберри в Коннектикуте и должен выйти на свободу 19 сентября 2019 года.

А с Анатолием Потиком произошло нечто странное. Манхэттенская федеральная прокуратура, которую считают самой сильной в США, обвинила Потика в тяжком преступлении. Затем это обвинение сменили на куда менее тяжкое, в котором Потик согласился признать себя виновным, но судья не принял его признание, не понимая, в чем, собственно, его обвиняют, после чего прокуратура вообще отказалась от обвинений. Естественно, сразу появилось предположение, что Потику помогают не за красивые глаза, но его адвокат Роберт Стал категорически отрицал сотрудничество своего клиента, утверждая, что прокуратуре просто не с чем выйти на суд присяжных. Как заявил тогда  Стал, "в результате тяжелой работы и представленных доказательств, а также проведенного федеральными властями расследования они поняли, что обвинение нужно снять".  Ранее в интервью газете New York Post Роберт Стал сказал, что «когда станут известны подлинные факты, некоторым из тех, кто сегодня дает показания, самим придется защищаться». Получался заколдованный круг, расколдовать который попытался адвокат Дмитрий Йоффе, представляющий Олега Митника в гражданском деле.

"Предположительно и по имеющейся информации" очень опасный человек

"Ответчик Потик, - написал Йоффе в исковом заявлении, - согласился с федеральной прокуратурой на признание вины, предположительно и по имеющейся информации (upon information and belief), и активно сотрудничал с операциями правоохранительных органов, что привело к ряду очень важных арестов и более чем 50 обвинениям русской мафии (Russian mobsters) в Нью-Йорке, включая, по словам временного манхэттенского прокурора Чжун Кима,  «вора», то есть «босса мафии». За сотрудничество ответчика Потика федеральная прокуратура сняла  с него обвинение в заказе убийства и позволила признать вину в меньшем и не относящемся (к данному делу)  преступлении".

Далее Дмитрий Йоффе написал, что, снова "предположительно и по имеющейся информации", Анатолий Потик и его компании (Potik Entities) "связаны с русской и итальянской мафиями и такими хорошо известными российскими бандитами, как Вячеслав «Япончик» Иваньков, убитый в 2009 году". Покойного Вячеслава Кирилловича адвокат Йоффе для пущего страха, но уже по данным Wikipedia, связал с "российскими государственными разведывательными организациями и их партнерами из организованной преступности". И последний гвоздь в крышку гроба доброго имени Анатолия Потика адвокат Йоффе вбил, опять-таки "предположительно и по имеющейся информации" сообщив, что "у ответчика Потика кличка  «Ганеф», в переводе с идиша «вор» или «жулик», которой он гордится".   Про Potik Entities Йоффе указал, что это "деловые интересы и инвестиции по всему миру, включая (но не ограничиваясь ими) Соединенные Штаты, Швейцарию, Россию, Украину, Израиль, Белиз и Латвию".

Олег Митник не успокаивался и написал судье, который вел дело его бывшего тестя, что федеральная прокуратура благоволит Анатолию Потику за его сотрудничество с ФБР, а он из-за этого потерял покой и сон. "Я живу в страхе за свою жизнь из-за Потика, человека с криминальным прошлым, которое насчитывает десятилетия, а также из-за других членов русской организованной преступности, которые участвовали в сговоре с целью убить меня.  Я не могу спать. Я меняю маршруты по пути на работу и с работы, мои личные и семейные отношения пострадали".  Там же Олег Митник риторически  спросил судью: "Если меня застрелят на светофоре по пути с работы домой, что тогда скажет прокуратура? Что я, к сожалению, просто «неизбежная потеря» в результате усердия федеральных властей получить сотрудничество Потика ради престижа прокуратуры?".

Ответы можно искать в нескольких направлениях, но лично мне сдается, что права Ронит Потик, называя иск бывшего мужа "не более чем несерьезным намерением оказать на меня еще больше финансового давления, сломать меня и принудить к несправедливому соглашению". Убивать Олега Митника никто не собирался, а просто два жулика решили заработать на его страхе, что им почти удалось. Старый, как преступный мир, прием под блатным названием "постановка". А свои страхи, которые были самыми настоящими, жертва "постановки" Митник оценил минимум в 20 млн долларов. Прилежные ученики школы Станиславского Борис Найфельд и Борис Котлярский поставили перед собой задачу – завладеть малой толикой денег мультимиллионера Олега Митника, и сверхзадачу – чтобы он отдал им эти деньги добровольно и при этом остался благодарен.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру