Бухарский еврей Эдуард Некталов был убит 13 лет назад из-за "деловых разногласий"

Приговор организатору убийства манхэттенского ювелира

В манхэттенском федеральном суде 2 мая приговорили к пожизненному лишению свободы плюс еще 25 лет тюрьмы 65-летнего пуэрториканца Гектора Риверу, который и без этого уже 10 лет сидит за решеткой и должен был выйти на свободу 21 октября 2036 года в возрасте 85 лет.

Приговор организатору убийства манхэттенского ювелира
Эдуард Некталов, Гектор Ривера

17 ноября прошлого года присяжные федерального суда в Манхэттене после шести дней слушаний и недолгого совещания признали  Риверу виновным в том, что в 2004 году он заказал, а точнее, организовал убийство 46-летнего манхэттенского ювелира Эдуарда Некталова. Приговор огласил слушавший это дело судья Пол Энгелмайер, обвинителями выступали помощники федерального прокурора Скотт Хартман и Джордан Эстес, защитником был адвокат Марк ДеМарко. Главными свидетелями обвинения стали два CW (Cooperating Witnesses) – сотрудничающие с ФБР и прокуратурой ювелир-израильтянин Рони Амрусси и пуэрториканец Ликсандер Моралес, оба бывшие участники преступной группы Гектора Риверы.

Убийца был героем Вьетнамской войны

В первый день слушаний Ривера, отвечая на вопросы судьи Энгелмайера, сообщил, что его полное имя Гектор Иван и ему 64 года, что он свободно владеет английским языком, в 1981-82 годах учился в манхэттенском Хантер-колледже и не наблюдался ни у психиатров, ни у наркологов. Наутро после приговора газета Daily News назвала свое сообщение "Ветеран Вьетнама приговорен к пожизненному заключению в тюрьме за приказ убить торговца бриллиантами". Газета пояснила, что "за службу в армии США во время Вьетнамской войны Ривера был награжден пятью медалями, включая Пурпурное Сердце", которая положена раненым или убитым на поле боя. Его адвокат Марк ДеМарко пояснил судье, что в подвиги Гектора Риверы, который рос в бедной семье, входило спасение его взвода, а после войны он страдал посттравматическим стрессом. На 57-летнего Энгелмаейра, которого выдвинул в судьи президент Обама, это впечатления не произвело, и, комментируя его приговор, временный федеральный прокурор в Манхэттене  Джеффри Берман заявил, что "благодаря отличной работе наших партнеров-правоохранителей Ривера проведет остаток жизни в тюрьме".

Это убийство стало одним из самых громких убийств в русскоязычной общине Нью-Йорка. Проживавший в Квинсе бухарский еврей Эдуард Некталов, его брат Лев и отец Роман были совладельцами ювелирного магазина «Roman & Sons Jewelers» в доме № 74  "Бриллиантового квартала". В 2003 году 75-летнего Романа Некталова и его сына Эдуарда арестовали по ходу операции "Переплавка" ("Project Meltdown") в числе 11 человек, которых обвинили в отмывании денег колумбийской наркомафии. Операция получила название за то, что, как утверждало обвинение, несколько ювелиров с 47-й стрит по заказу колумбийских кокаиновых баронов переплавляли чистое золото в гаечные ключи, болты, пряжки, дробь и другую хозяйственную утварь.

Золотые хозтовары окрашивались под железо или бронзу и в таком виде без проблем вывозились в Колумбию, где их снова переплавляли, золото продавали, а вырученные деньги шли на производство кокаина и героина, которые доставлялись в США. Из 11 арестованных "русскими" оказались только двое Некталовых, но к "переплавке" они отношения не имели, а обвинили их в продаже бриллиантов для этой операции представителю наркомафии, который, естественно, был тайным осведомителем федерального управления по борьбе с наркотиками. В 2004 году Романа Некталова признали виновным только в одном из пяти предъявленных обвинений, и в 2005 году федеральный судья Глассер приговорил его к 5 месяцам лишения свободы и 5 месяцам домашнего ареста, но по состоянию здоровья он, вроде бы, в тюрьму не попал. А Эдуард Некталов до суда не дожил, и слухи о мотивах его убийства ходили самые разные - от возможной связи Эдуарда с «русской мафией» до решения колумбийской мафии убрать его как свидетеля обвинения. Ходили слухи о разборке внутри общины бухарских евреев и даже о любовном треугольнике, но все оказалось вздором.

Киллера установили по пистолету

Ни один мотив убийства не подтверждался, зато обстоятельства были известны во всех подробностях. Примерно в 7:20 вечера 20 мая 2004 года Эдуард Романович Некталов закрыл свой магазин в доме № 74 по манхэттенской Вест 47-й стрит, не спеша вышел на Шестую авеню и направился к гаражу, где стоял его темно-синий «Bently». Он шел и разговаривал по мобильнику, когда за его спиной появился молодой, смуглый длинноволосый брюнет в бейсбольной кепке, черной майке и черных джинсах. Брюнет вытащил из-за пояса пистолет и трижды выстрелил в ювелира. Первая пуля попала Некталову в затылок, а вторую и третью киллер для верности послал уже упавшему на тротуар ювелиру в спину. От полученных ранений Некталов скончался на месте. Очевидцы рассказали, что после выстрелов убийца побежал, снова сунув пистолет за пояс, и скрылся в сабвее. Его бегство было зафиксировано множеством видеокамер на стенах домов, но ни одна запись не дала четкого портрета. Преступника попытался задержать частный охранник телекомпании Fox News, бывший лейтенант полиции Джон Доэрти, но не сумел.

8 апреля 2005 года манхэттенская районная прокуратура обвинила в этом убийстве 36-летнего рецидивиста-пуэрториканца Карлоса Фортьера по кличке «Эль-Локо», и, как сообщил тогда представитель городской полиции Пол Браун, «следователи рассматривают вероятность, что его (Фортьера) наняли для убийства Некталова». Фортьера опознали двое очевидцев выстрелов в Некталова, а баллистическая экспертиза подтвердила, что найденные на месте убийства Эдуарда стреляные гильзы 45-го калибра идентичны гильзам пистолета, из которого «Эль-Локо» полгода назад  стрелял по людям в Бронксе. 12 апреля Фортьера доставили в манхэттенское отделение Верховного суда штата Нью-Йорк, где судья Майкл Амбрехт ознакомил его с обвинением в убийстве и в ответ был послан по матушке. «Эль-Локо» был болен СПИДом, а во время предыдущей отсидки несколько раз попадал в тюремную  психиатрическую больницу, где буйствовал, плевал в санитаров кровью, а один раз измазал врача калом. До суда за убийство Некталова он тоже не дожил. 9 апреля 2005 года Фортьер виновным себя не признал, а когда его уводили в наручниках, предложил судье Майклу Амбрехту обслужить его оральным сексом. Через три месяца после обвинения он умер в тюрьме от СПИДа. В обвинении, которое в свое время  подписал манхэттенский федеральный прокурор Прит Бхарара, позже уволенный президентом Трампом, значилось, что «20 мая 2004 года в районе Шестой авеню и 47-й авеню (хотя это стрит – А.Г.) не названный в этом деле соучастник, действуя по указанию Риверы, убил Эдуарда Некталова из пистолета, который ему дал Ривера». 

Ривера проведет остаток жизни в тюрьме

"Ниточка Фортьера" потянулась, и через 13 лет после убийства Эдуарда Романовича Некталова клубок этого преступления размотался. Как было установлено, вожак банды грабителей Гектор Ривера заказал убийство Некталова за то, что тот велел избить другого ювелира, который помогал Ривере находить жертв грабежей. "Ривера был вожаком группы вооруженных грабителей, которые действовали в  «Бриллиантовом районе» в центре Манхэттена, - гласил после вердикта присяжных в прошлом году пресс-релиз манхэттенской прокуратуры. - В 2004 году Ривера распорядился убить Эдуарда Некталова из-за деловых разногласий между Некталовым и одним из преступных соучастников Риверы... За это убийство Ривера заплатил киллеру и еще одному участнику в общей сложности 30 тыс. долларов". В деле есть данные, что за убийство Некталова "организатор" Ривера получил втрое больше.

На суде уточнялось, что "деловые разногласия" между Некталовым и Риверой возникли из-за того, что Эдуарда ограбили в Калифорнии, а затем ему-де предложили купить его камни в Нью-Йорке. Предложивший был за это сильно избит и пожаловался Ривере, на которого работал. Ривера, не желая терять престиж, поручил члену своей банды Моралесу за 30 тыс. долларов подыскать надежного киллера. Моралес полетел в Пуэрто-Рико, где через родителей Карлоса Фортьера узнал, что тот в Нью-Йорке, и вернувшись, обнаружил его в Бронксе в клинике для ВИЧ-инфицированных. Сейчас 40-летний Моралес находится в манхэттенской федеральной тюрьме МСС с пометкой «дата освобождения неизвестна». В одном источнике мне сказали, что его приговорили к пожизненному лишению свободы по другому делу.

Дальнейшее известно, но могу добавить, что в деле есть данные, как, готовясь к убийству, Фортьер побывал у магазина «Roman & Sons Jeweler», через витрину увидел там похожих друг на друга братьев Эдуарда и Льва Некталовых и уточнил у Моралеса, кого из них убивать. "Чуть позже, - написал я тогда со ссылкой на более чем осведомленный источник, - Рони Амрусси с другой стороны улицы показал киллеру, кого именно". Моя статья была напечатана в газете "Русская Реклама" и перепечатана газетой "The Bukharian Times" на русском и английском языках. Через пару дней туда позвонил адвокат Амрусси, который заявил, что таких данных в деле нет, пригрозил судебным иском за клевету и потребовал опровержения и извинения, которые были предоставлены. Мой источник настаивал на своем, но это уже не имело значения.

Заявление временного манхэттенского федерального прокурора Джеффри Бермана, что "благодаря отличной работе наших партнеров-правоохранителей Ривера проведет остаток жизни в тюрьме", изменит его жизнь ненамного. В декабре 2009 года присяжные федерального суда в Манхэттене после недели слушаний признали Гектора Риверу виновным в вымогательствах и грабежах, включая грабежи ювелиров на 47-й стрит. За это судья Гарольд Бэр 8 апреля 2010 года приговорил Риверу к 32 годам лишения свободы, и он мог бы выйти на свободу 21 октября 2036 года в возрасте 85 лет. По данным Всемирной организации здравоохранения, средняя продолжительность жизни мужчины в США - 78 лет, а ветераны Вьетнамской войны живут еще меньше.

Новости региона

Все новости

Популярно в соцсетях