Скульптура в Мет-Бройер

Реализм без берегов

Признаться, я ожидала большего от выставки «Как в жизни», или «Like Life: Sculpture, Color, and the Body (1300 – Now)». Пообещав заново показать 700 лет одного из главных художественных жанров, музей заполнил два этажа своего здания на Мэдисон авеню пестрой, странной и часто пугающей смесью человеческих фигур – обнаженных и одетых, а также их фрагментов, выполненных с максимальной достоверностью.  

Реализм без берегов
В залах выставки

Мраморные скульптуры времен Ренессанса и Классицизма, чье рождение вдохновили античные статуи, на самом деле традицию возрождали лишь частично: античные мастера свои создания  раскрашивали, для пущего сходства, да вот краска со временем смылась-стерлась. К достоверности стремились скульпторы Средневековья, заполняя церкви и часовни до ужаса правдоподобными фигурами распятого Христа: кровь, раны, изможденное лицо – как тут обойтись без краски? Так и существовали в скульптурном изображении человека и всякого живого мира две тенденции: монохромная, классически-идеализированная (от Донателло и Микеланджело до Кановы и Гудона и дальше к Майолю и Родену) и полихромная, суперреалистическая – вот ей-то и отданы 3-й и 4-й этажи здания Мет-Бройер.  

Отказавшись по последней моде от хронологии, кураторы сконцентрировались на сопоставлениях прошлого и современного , расположив более 120 экспонатов по темам. На 4-м этаже, где выставка начинается, чернокожий, заляпанный краской «Маляр» Дуэйна Хэнсона стоит рядом с античным «Гермесом», а за ними открывается целый кластер мраморных статуй: раздел называется «Презумпция  белизны».

Здесь  можно найти несколько забавных экспонатов: раскрашенную статуэтку Венеры Милосской  работы Рене Магритта (1931) – ранний опыт «апроприации», или восковую маску Анны Павловой в русском кокошнике (а не в головном уборе с византийской иконы, как написано в комментарии), выполненную американкой Мальвиной Корнелл Хофман в 1924-м, когда Хофман пышно отпраздновала день рождения знаменитой балерины.

Границы между искусством и кичем, оригиналом и копией, высоким и низким, музеем и кунсткамерой на выставке намеренно размыты – думаю, в расчете привлечь в музей самую разнообразную и часто вообще далекую от искусства публику, а заодно отметиться в графе «мультикультурализм». Тут кстати пришелся Джефф Кунс, чей белофарфоровый с золотом «Майкл Джексон с Бабблс» соседствует с куда более изысканным образчиком  мейсенского фарфора - сценкой «Суд Париса», XVIII век. 

На третьем этаже нас встречают «Маленькая танцовщица» Дега, в свое время наделавшая много шума из-за того, что автор нарядил бронзовую фигурку в настоящую тюлевую юбочку, и современная «Девочка-балерина» Инки Шонибаре: та же поза, только пестрее наряд, и головы нет, а руки за спиной держат... пистолет. Красноречивое сопоставление, но таких немного (как и истинных шедевров, вроде бюста Никколо да Узано работы Донателло), да и теряются они в череде изображений, которые приводят нас то в анатомический театр (лежащая женская фигура из дерева и воска с открытыми внутренностями, созданная во Флоренции в XVIII веке), то в церковь, где во всей полноте своих страданий представлены Христос и великомученики, то в музей Мадам Тюссо (откуда пришла одна из самых притягательных для публики скульптур – «Спящая красавица»,  в полном одеянии и даже  дышащая!), а то и в морг.

Атмосфера последнего доминирует в разделе «Между жизнью и искусством», в центре которого натыкаешься на лежащего в гробу президента Кеннеди (работа Маурицио Кателлана). А вот «Автоикону» 1832 года я бы отправила в кунсткамеру: британский философ Джереми Бентам, явно не желая покидать и после смерти аудитории Лондонского университетского колледжа, где он преподавал много лет, завещал свой скелет в качестве основания для жизнеподобной «копии себя». Завещание было выполнено, скульптура изготовлена из его костей и воска и одета с ног до головы в шерсть и хлопок, и Бентам продолжает сидеть в полном одеянии в колледже, хотя для этой выставки впервые покинул родные стены...

Все это вместе должно, по мнению кураторов, заставить нас задуматься «о нашей общей человеческой природе». Ох, что-то не верится... 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру