Левайн предъявил иск к Метрополитен-опере

Продолжение следует…

12 марта Метрополитен-опера официально заявила, что поскольку трехмесячное расследование, проведенное независимой юридической фирмой, обнаружило веские доказательства неприемлемого сексуального поведения Джеймса Левайна в течение его работы в Мет, а также в предшествующие годы, Мет увольняет его с поста почетного главного дирижера, а также с поста художественного руководителя Программы молодых певцов.

Продолжение следует…
Джеймс Левайн

Через несколько дней 74-летний дирижер подал в суд на Метрополитен-оперу, обвиняя генерального менеджера Питера Гелба в нарушении контракта и заговоре с целью избавиться от него (Левайна) и требуя компенсации в размере 5,8 миллиона за причиненный материальный ущерб и подрыв репутации.

Мет ответила жестким заявлением своего юриста, где, в частности, говорится: «Шокирует, что мистер Левайн отказался принять на себя ответственность за свои поступки и решил взамен обрушить на Мет судебный иск, полный неправды».

Что касается репутации, то Мет в течение тех 46 лет, которые дирижер в ней провел (40 из них он был ее главным дирижером), делала все, чтобы для окружающего мира эта репутация оставалась незапятнанной, и игнорировала слухи (известные в музыкальном мире и упомянутые в нескольких книгах) о его особом пристрастии к очень молодым людям и использовании своего служебного положения для покровительства тем, кто входил в его «круг», или, напротив, «отлучения» тех, кто отказывался выполнять его желания.

И это можно понять: по сей день музыканты – от оркестрантов до ведущих солистов и студентов молодежной программы – отмечают, что он никогда не повышал голоса, был бесконечно предан музыке, не жалея сил и времени работал с певцами и оркестром и что урок с ним мог дать солисту больше, чем годы занятий с другими. Он провел больше двух с половиной тысяч спектаклей Мет, и никто не спорит, что он был превосходным музыкантом и сделал очень много для превращения Мет  в ведущую оперную компанию мира, что было отмечено его портретом на обложке журнала «Тайм» (в 1983 г.) – честь, которой дирижеры удостаивались крайне редко даже в те времена, когда классическая музыка в Америке была в почете.

Именно поэтому он был самым высокооплачиваемым маэстро в Америке (к 2006 г., когда он был одновременно и главным дирижером Бостонского симфонического, получал за сезон $3,5 млн) и именно поэтому, когда его начали преследовать болезни, Мет (за что многие ее критиковали) терпеливо ждала его выздоровления, жонглируя заменами и снабжая разочарованную публику бюллетенями о состоянии здоровья Левайна, даже тогда, когда он пропустил полные два сезона работы. Для него даже выстроили специальный лифт, дабы дирижер мог благополучно въехать в своем кресле в оркестровую яму. Только в сезоне 2015-2016 года, когда стало ясно, что Левайн просто не в силах справиться с многочисленными обязанностями главного дирижера Мет, театр сделал его (по его же просьбе) «почетным главным», оставив за ним, тем не менее, немало спектаклей, хотя качество его дирижирования сильно упало.

Напомню, что началось все с декабрьских (2017 г.) публикаций в «Нью-Йорк Пост» и «Нью-Йорк таймс». После них Мет ничего не оставалось, как начать расследование и отстранить (тогда еще временно) Левайна от работы. 2 марта подробная, основанная на беседах со многими музыкантами, входившими «в круг Левайна», статья в «Бостон Глоб» подлила масла в огонь обвинений против дирижера, нарисовав портрет весьма неприглядный.

Основан он был на событиях, которые происходили в конце 1960-х и начале 1970-х годов, когда дирижер работал в Кливленде и окружил себя группой восторженных юных музыкантов. Манипулируя их восхищением его музыкальным даром и их желанием достичь высот в своем искусстве, он использовал их для удовлетворения своих сексуальных желаний. И по наивности, страху, уважению к авторитету молодого дирижера большинство не сопротивлялось.

Но после нескольких лет служения «культу Левайна» некоторые из них вообще покинули мир профессиональной музыки, другие последовали за дирижером в Нью-Йорк и были приняты в оркестр Мет. Линн Харрел стал одним из лучших американских виолончелистов, прославился в мире, и именно его словами заканчивается статья в «Бостон Глоб»: “Как хочется, чтобы все это оказалось именно таким, как виделось  нам в то время... Это большая трагедия”.

Дирижер, однако, поддержанный своим менеджментом – «Коламбия артистс», - продолжает настаивать на своей невиновности. Метрополитен-опера, чьи финансы не в лучшем состоянии, вряд ли пойдет на продолжительное и дорогостоящее судебное разбирательство. Многие считают, что дело кончится соглашением вне суда: Мет, в очередной раз обратившись к кому-то из членов Совета попечителей, выплатит Левайну часть требуемой им суммы в обмен на прекращение «разборки».  

В день, когда стало известно об иске Левайна к Мет, компания выпустила очередную премьеру – новую постановку оперы Моцарта «Cosi fan tutte». Опера была одной из любимых в репертуаре Левайна... Но за пультом спектакля стоял Дэвид Робертсон. Рецензия – в следующем номере.

Новости региона

Все новости