Рекс Тиллерсон возвращается в частную жизнь

Пост сдал – пост принял

В понедельник комитет нижней палаты Конгресса по разведке постановил прекратить дальнейшее расследование вмешательства России в президентские выборы 2016 года в США. Вывод комитета: вмешательство было, а сговора с командой Трампа – нет.

Пост сдал – пост принял

«Сухой остаток следующий, - заявил возглавлявший расследование республиканец Майкл Конауэй. – Русские применяли активные мероприятия против наших выборов и, как мы полагаем, будут делать это и в будущем. Мы не согласны с тем, что они делали это, чтобы помочь Трампу».

Президент испытал по этому поводу большое облегчение. Он моментально сообщил эту новость в «Твиттере».

Вскоре таким же образом он объявил об отставке Рекса Тиллерсона с поста государственного секретаря.

Во вторник утром он прокомментировал оба события на Южной лужайке Белого дома перед посадкой в вертолет.

«Мы довольно хорошо ладили друг с другом, - сказал он. – Но мы не соглашались по конкретным вопросам. Скажем, сделка с Ираном. Я думаю, она ужасная. Для него она была хороша. Мы воспринимали ее слегка по-разному». Пожелав Тиллерсону всего хорошего, Дональд Трамп добавил: «Думаю, он будет теперь гораздо счастливее».

О решении конгрессменов было сказано следующее: «Мы довольны этим решением. Это очень мощное, очень твердое решение».

Между двумя темами только на первый взгляд нет ничего общего. Если верить бывшему британскому разведчику Джонатану Стилу, ссылающемуся на «старшее должностное лицо России», вскоре после выборов, когда Трамп подбирал кандидатуру госсекретаря, Москва нашла способ воспрепятствовать назначению Митта Ромни, которому Трамп первоначально предложил этот пост. Кандидатура Рекса Тиллерсона ее полностью устроила.

Еще в 1998 году Тиллерсон возглавил зарегистрированную на Багамах российско-американскую компанию Exxon Neftegas и стал представителем ExxonMobile в России. Его служебный рост всецело связан с Россией и восхождением к вершинам власти Владимира Путина. Тиллерсона сложно назвать выдающимся предпринимателем. Это корпоративный служащий. Он ничего не создал, не придумал. Он просто медленно поднимался по карьерной лестнице. Российские успехи ExxonMobile объясняются прежде всего доступом к первому лицу, а доступ, в свою очередь, – выгодами ближайшего окружения президента Путина, которые сулило ему сотрудничество с американским нефтяным гигантом.

Назначение Тиллерсона госсекретарем продавила старая республиканская гвардия – Джеймс Бейкер, Роберт Гейтс и Кондолиза Райс. Все они тесно связаны с нефтяным бизнесом. Юридическая фирма Baker Botts, старшим партнером в которой был еще прадед Джеймса Бейкера III, представляла интересы «Роснефти» в Гаагском арбитражном суде, который рассматривал иск акционеров ЮКОСа.

Возглавив госдеп, Тиллерсон стал выяснять, что это, собственно, такое и зачем он нужен. В полном соответствии со своим опытом руководителя корпорации он стал искать возможность сократить накладные расходы, устроил радикальное сокращение штатов и довел ведомство до полной дисфункции. Бюджетная заявка на 2018 финансовый год предусматривает сокращение бюджета Госдепартамента почти на 30 процентов.

Как человек, занимавшийся транснациональным бизнесом, он хорошо представляет себе, как устроена глобальная экономика, и потому не мог соглашаться с архаичными протекционистскими идеями Трампа – выходом США из крупнейших многосторонних торговых соглашений или пересмотром их условий, тарифными барьерами и требованиями вернуть производство в США. Возможно, он, как сказал об этом сам президент, находил разумной и выгодной для США ядерную сделку с Ираном. И терпеливо вести переговоры с Северной Кореей он предлагал еще тогда, когда президент угрожал Пхеньяну ядерной кнопкой и писал в «Твиттере», что госсекретарь «даром теряет время». Эти разногласия и привели к тому, что Тиллерсон оказался отстранен от принятия внешнеполитических решений. Уже прошлым летом в Вашингтоне стали говорить о «Рекзите», а госсекретарь кисло повторял, что никуда уходить не собирается.

В чем у него не было разногласий с Трампом – это в российском вопросе. Он исключительно упорно сопротивлялся принятию закона о санкциях, утверждая, что они свяжут ему руки, лишат возможности вести политический торг с Москвой (как он привык, работая в нефтянке). Он очень слабо сопротивлялся российским действиям в Сирии, а о российском вмешательстве в выборы сказал недавно в интервью Fox News: «Мы можем предпринимать шаги, какие мы можем предпринимать, но если уж они решат вмешиваться, будет очень трудно воспрепятствовать этому».

Обстоятельства отставки Тиллерсона весьма экстравагантны, версии Белого дома и помощников госсекретаря противоречат друг другу. Как заявил Тиллерсон, после 31 марта он намерен жить «частной жизнью». Но сейчас важнее вопрос, сумеет ли его преемник Майк Помпео вернуть ведомству былой авторитет и воздействовать на неудержимый темперамент президента.            

Сюжет:

Санкции

Новости региона

Все новости