Большие проблемы маленького народа

Покой нам только снится

Пожалуй, ни один народ в мировой истории не породил столько мифов, как евреи. Но даже библейская мифология не столь популярна, как легенда о солидарности евреев, обеспечившей им выживание, достижения и всемирное влияние.

Покой нам только снится

Сказки и реальность

Пошатнуть убеждения антисемитов о глобальном еврейском единении и контроле земли и небес не смогут никакие доводы. Но миф родился не на пустом месте. Религия требовала помощи тем, кто слабее и в нужде.

Соединение усилий помогало выжить во враждебном окружении. И по сию пору еврейская благотворительность, хоть и пересекла религиозные и этнические границы, самая развитая и эффективная в стране.

Но с библейских времен евреи не избежали внутренних распрей. Иосиф Флавий представил историю евреев от сотворения мира, которая включала не только борьбу с внешними врагами, но и непрерывные внутренние смуты.

Во время Исхода из египетского рабства даже Моисей не мог одолеть раздоры.

После разделения на Израиль и Иудею 200 лет продолжались братоубийственные войны. Раввины растолковали, что разрушение Храма было наказанием за вражду между евреями.

Во все времена существовали конфликты между хозяевами и слугами, эксплуататорами и обездоленными. В эпоху революций разбогатевший на чужом труде еврей был врагом еврея-пролетария. Евреи-большевики не проводили национальный различий в борьбе с классовым противником.

Когда родилась сионистская идея воссоздания еврейского государства, многие евреи были ее оппонентами, будущее им виделось в интернациональном братстве.

Сегодня на какую проблему ни посмотри - глобализация или национальное государство, внешняя политика, позиции в политической борьбе в США, -  нет согласия. Кто Трамп - спаситель страны от чужеродных влияний или разрушитель демократии и проводник диктатуры? Раскол глубже, чем несогласия по поводу характера и намерений президента.

Налево или направо

Большинство евреев, связанных с финансовыми и корпоративными интересами, глобалисты. Они убеждены, что будущее - это мир без границ и препятствий для движения людей и капиталов. Судьба рас, этносов, религий, национальных культур и традиций глобалистов мало интересует.

Их синагога - Форум в Давосе и Фонд Клинтонов.

Евреи-либералы надеются, что заботой о правах и интересах других можно завоевать признание и ответные добрые чувства, что, расширив иммиграцию и показав блага свободы и демократии, можно излечить от антисемитизма, впитанного с молоком матери. Фонд Сороса и субсидированные им организации, издания, такие как "Форвард" и "Таблет", видят смысл своего существования в критике Израиля и ортодоксов.

Евреи шествуют с плакатами "Мы любим мусульман". Еврейская профессура и студенты часто поддерживают палестинцев и бойкот Израиля.

Число антисемитских инцидентов на кампусах за последние два года удвоилось. Тем не менее профессор Барри Трахтенберг, завкафедрой еврейской истории в университете Вейк форест, утверждает, что на кампусах нет антисемитизма, что бойкот Израиля оправдан, он отрицает определение антисемитизма, данное Госдепартаментом. Госдеп, хоть в симпатиях к Израилю не замечен, считает, что делегитимизация Израиля, сравнение еврейского государства с нацизмом, применение двойных стандартов в оценке акций Израиля есть признаки антисемитизма. К сожалению, в ООН Госдеп сам порой руководствуется двойными стандартами. Америка никогда бы не потерпела очагов террора у своих границ, постоянных акций агрессии. Чтобы обезвредить террористов, американские войска направляются на другой конец света. Но Израиль должен терпеть и идти на уступки.

Помогает ли такая тактика изменить предубеждения? Исследование, проведенное АДЛ, показало, что на Ближнем востоке и в Северной Африке 74% населения испытывают антисемитские убеждения. Молодежь настроена еще более враждебно, чем предыдущие поколения.

Либералы видят опасность не в радикальном исламе, а в ортодоксах. Я жил в Боро-парке, и мне не надо рассказывать, что черный сюртук и шляпа далеко не всегда свидетельство верности десяти заповедям и даже обычной порядочности.

Но в политике они выступали обычно единым фронтом. Сегодня разобщение охватило и ортодоксальный лагерь. Вот нелепая история, в которую вовлечены многие люди, известные твердой поддержкой Израиля. Правительство Катара, оказавшись в изоляции из-за поддержки терроризма, предприняло дипломатические шаги: поубавило финансирование антисемитских медиа, пригласило команду израильских спортсменов и обратилось к группе евреев - общественных деятелей и ученых приехать для диалога. Некоторые согласились, в том числе известный юрист Алан Дершовиц. Сионистская организация Америки направила своих представителей. Почему бы и нет, ведь Израиль ведет переговоры с палестинцами, США с Ираном, готовы и с Северной Кореей. Но другие ортодоксы посчитали общение с Катаром предательством. Обвиняемые не остались в долгу и заявили, что мотивы их критиков определяются тем, что их не пригласили.

Среди ортодоксов вызвали большую тревогу сообщения в печати о том, что новый миротворческий план Белого дома предполагает признание восточного Иерусалима палестинской территорией и новые уступки на Западном берегу. Если это так, отношение ортодоксов к Трампу радикально изменится.

Еврейские организации по уши вовлечены в политику. У каждого еврея есть идеи и рецепты, как спасти страну и мир. Согласно старой поговорке, два еврея - три мнения. Есть анекдот о еврее на необитаемом острове, где он построил дюжину синагог. Зачем так много? Взгляды на мир менялись, и прежние его не устраивали. Такую подвижность мышления можно было бы приветствовать, но беда в том, что каждый еврей считает, что он умнее Нетаниягу и лучше знает, что хорошо для евреев. Я синагог не строил, но обошел множество - все ищу, где не будет ни либерализма без берегов, ни дремучей нетерпимости к переменам.

Договориться о приоритетах и кандидатах сегодня невозможно. Но можно умерить конфронтацию, если думать в первую очередь о том, что не вызывает непримиримых споров. Еврейский национальный фонд занят замечательным делом - посадкой деревьев в Израиле. В том, что пустыня превратилась в оазис, есть его большая заслуга. Недавно Фонд организовал в Нью-Йорке "шук шак" - израильский базар; никакой политики, что-то радостное. "Бнай Сион" осуществил в Израиле более ста проектов в области медицины и культуры. Только что прошла встреча "Освенцим и этика", посвященная острой моральной проблеме: как могло случиться, что высокообразованные профессионалы поддержали фашизм, и не только в Германии.

Особенно важно поостыть религиозным лидерам, слишком они увлечены политическими баталиями. Недавно умерший евангелист Билли Грэм обошел политику и дожил до 99 лет, завоевав мировое признание. Хороший пример для каждого раввина и для многих других.

Наши шагают не строем

Когда в Америку хлынула постсоветская волна еврейских иммигрантов, образовался конфликт между старожилами и неофитами свободы. Те, кто вырвался после многолетнего отказа, в большинстве были республиканцами и видели в демократах "полезных идиотов" и социалистов. Но новички полагались на вэлфер и видели в демократах защитников, а в республиканцах партию ненасытных богатеев. Со временем многие нашли работу, обустроились, дети полагались не на  социальную помощь, а на образование и трудовую ответственность.

В ту пору я руководил Центром общественного мнения, мы провели много опросов о настроениях в нашей общине. До 2000 года более 70%, так же, как американские евреи, поддерживали демократов. Потом произошел радикальный переворот. Нарастание угрозы терроризма,  либеральный подход демократов к преступности, к агрессивным требованиям меньшинств и иммиграции определили смену вех. Особенно повлияло отношение к Израилю. Согласно Рew, 79% республиканцев симпатизируют Израилю, 6% - палестинцам, а среди демократов соответственно 27 и 25.

Нашим надоело слышать про проблемы геев и трансвеститов, матерей-одиночек с кучей детей, не знающих отцов. Они считают, что меньшинства страдают не от расизма, а от разлагающей жизни на пособия, они на стороне полиции, а не правонарушителей. Все это привело к отчуждению от еврейского либерального мейнстрима. Но и к ортодоксам наши не пристали, не знают иврита, не блюдут кашрут, не растят детей по традициям.

Поддержка Трампа не была легким выбором, но он представлялся лидером, способным утвердить закон и порядок, изменить бесплодную внешнюю политику.

Обещания возрождения производства, инфраструктуры, строительства стены и выдворения незваных пришельцев - все это представлялось разумными мерами.

Но сегодня община в замешательстве. Обещания выглядят несбыточными. Саботаж демократов, враждебность медиа или характер президента тому виной, не так уж и важно - политика судят по результатам. Больной вопрос - отношения с Россией, которые не только не улучшились, но перешли в стадию полномасштабной холодной войны. Антисемитизм усилился, Джаред и Иванка, евреи-ортодоксы в коридорах власти, не только не решили проблем, но еще более обострили их самим своим присутствием. "Ой, не шейте вы, евреи, ливреи". (Галич).

"Рашен комьюнити", состоящая все еще в большинстве из евреев, никогда не выглядела сплоченной, не имела признанных лидеров. Может быть, это и неплохо - не замыкаться в этнических гетто, быстрее интегрироваться. Но что присутствует определенно и вряд ли изменится - у наших стойкий иммунитет к либерализму и политкорректности, мало иллюзий на улучшение мира и человека уступками и терпимостью. Хоть и сами иммигранты, даже в первом поколении, "America first" их лозунг, и каждый понимает его по-своему.

Новости региона

Все новости