Дело "армянских танцоров" в федеральной прокуратуре Бруклина

Подсудимые хореографировали свою аферу, одевая заявителей на визы в национальные костюмы, а теперь их ждет музыка за предъявленные обвинения

В федеральном суде Восточного округа штата Нью-Йорк в Бруклине 8 февраля предъявили обвинения Стелле Бояджян из Квинса в Нью-Йорке и Грачье Атояну из Глендейла в Калифорнии, а также заочно Диане Григорян, она же "Дина Акоповна", проживающей в Армении. 

Подсудимые хореографировали свою аферу, одевая заявителей на визы в национальные костюмы, а теперь их ждет музыка за предъявленные обвинения

47-летняя Бояджян родилась в Армении и получила гражданство США. 30-летний Атоян гражданин Армении и прибыл в США 30 декабря 2013 года по неиммигрантской визе "Р-3", срок которой истек 31 декабря 2014 года, и с тех пор он находится в стране нелегально. 41-летняя Григорян тоже гражданка Армении и прибыла в США 20 декабря 2013 года по визе "Р-3", которая истекла 31 декабря 2014 года, и в настоящее время Дина Акоповна находится на родине. Бояджян и Атоян были арестованы по месту жительства, а Григорян обвиняется заочно. Стеллы Бояджян в списке заключенных федеральных тюрем нет, а Грачью Атояна, очевидно, как нелегала, держат в федеральной тюрьме MDC в Лос-Анджелесе под № 75894-112.

В предъявленные им 15 пунктов обвинения входят мошенничество с визами и нелегальный ввоз в США иностранцев под видом исполнителей национальных армянских песен и танцев, то есть примерно то, чем в конце прошлого века занимался почетный бруклинец Лев Маратович Трахтенберг, известный импресарио и главный метеоролог русскоязычной общины в пределах доступности радиостанции RUSA. Воронежского филолога Льва Трахтенберга, который в Америке стал примерным гражданином и успешным импресарио, его бывшую жену-врача Викторию Ильину и примкнувшего к ним воронежца Сергея Мальчикова арестовали 27 августа 2002 года. Их обвинили в том, что они незаконно привозили из России в США под видом "уникальных" исполнителей молодых женщин, которых устраивали на работу в нью-джерсийские стриптиз-бары, забирая часть их заработка и при этом угрожая им. Признав себя виновным и отсидев четыре года, Трахтенберг подробно и со вкусом описал свои злоключения в книге "На нарах с дядей Сэмом", которая была издана в России.

В Америку с "уникальными" танцами

Как образно сообщил 8 февраля федеральный прокурор Восточного округа штата Нью-Йорк в Бруклине Ричард Донохью, "подсудимые предположительно хореографировали свою аферу, одевая заявителей на визы в национальные костюмы танцоров, и составляли ложные объявления о концертах, чтобы обмануть государственную программу, которая позволяет иностранным гражданам временно въезжать в Соединенные Штаты в качестве исполнителей". В обвинении, предъявленном Бояджян, Григорян и Атояну, уточняется, что они обманом ввозили в США иностранцев по визам "P-3", положенным художникам и артистам, участвующим в уникальных культурных программах (Culturally Unique Artists). Под "уникальными" следует понимать "национальные" или даже "экзотические" выступления, но будем придерживаться первого написания.

Эти неиммигрантские визы дают иностранцу право временно находиться в США,  выступать и преподавать по своей "уникальной" профессии. Для вызова такого "уникального" иностранца американский работодатель или спонсор должен представить в федеральную Службу гражданства и иммиграции (U.S. Citizenship and Immigration Services, или USCIS) петицию по форме "I-129" (рабочие визы), а также документы, подтверждающие, что выступления данного иностранца в США действительно "уникальны". После одобрения такой петиции заявитель обращается в консульскую службу посольства США в своей стране за визой - и добро пожаловать в Соединенные Штаты!

Далее обвинение утверждает, что у Стеллы Бояджян была некоммерческая организация Big Apple Music Awards Foundation (BAMA), зарегистрированная по месту ее жительства в квартире дома на Сандерс-стрит в районе Риго-парк в Квинсе. Через эту организацию, а также официальные и не официальные связи в США и Армении, Бояджян и сообщники находили желавших попасть в Америку граждан Армении и брали с них от 3 до 15 тыс. долларов за включение в петиции по форме "I-129" как участников или солистов-исполнителей "уникальных" песен и танцев. Уже в США с них брали добавочную плату за продление визы "P-3" в связи с тем, что их гастроли якобы пользуются успехом и продолжаются.

Технология аферы с визами проста, как грабли

О том, кто такие Стелла Бояджян и Грачья Атоян вне рамок обвинения, ничего не известно, а вот Диана Григорян оказалась не простой смертной. 9 февраля агентство "Новости Армении" (newsarmenia.am/new) сообщило, что "известную армянскую телеведущую Диану Григорян (Дину Акоповну) обвиняют в участии в мошеннических схемах для получения визы в США". На сайте Общественного телевидения Армении есть сообщение, что на Новый 2016 год зрителей ждет юбилейная программа "Лучшие из лучших", в которой примут участие "представители отечественного шоу-бизнеса и наших звезд", среди которых названа Диана Григорян.

Технология аферы с визами "Р-3" оказалась проста, как грабли. В обвинении указано, что 23 июля 2013 года Диана Григорян послала Стелле Бояджян на ее страницу сайта Facebook сообщение, что "иностранец" с визой по форме "I-129" "просрочит" свою визу. На следующий день Бояджян таким же способом послала Григорян имена, фамилии и даты рождения 17 лиц, которых ее организация BAMA включила в список на петиции по форме "I-129", который будет подан к 16 августа. Против каждой фамилии стояла сумма в долларах. 29 сентября 2013 года Григорян организовала для получателей виз по форме "I-129" через BAMA их фотографии в национальных армянских костюмах. Эти и другие необходимые документы подделывались и представлялись в консульский отдел посольства США в Ереване. 29 июля 2014 года Стелла Бояджян подала для продления нескольких виз "P-3" петиции по форме "I-129" и сопровождающие документы, где утверждалось, что у находящейся в США группы исполнителей армянских танцев "Hayko Folks Group" есть контракты на еще несколько представлений. 4 августа того же года Бояджян отправила Диане Григорян электронное письмо с доверенностью на ее право представлять организацию Big Apple Music Awards Foundation в Калифорнии. 21 августа 2014 года Стелла Бояджян открыла в Интернете виртуальный офис "Православная церковь Св. Георгия" ("St. George Orthodox Church"). Через 4 дня Бояджян подала петицию по форме "I-129" и сопровождающие документы от имени этой церкви на имя заявителя, который в составе вокально-танцевальной группы "Kohar Group" будет выступать с благотворительными концертами в Чикаго.

Искоренить лес преступности

"Мошенники, которые подрывают нашу иммиграционную систему, угрожают нашему обществу и нашей национальной безопасности, - грозно заявил временный заместитель министра юстиции Джон Кронан. - Министерство юстиции не потерпит злоупотреблений иммиграционными законами нашей страны, вроде тех, которые упомянуты в обнародованном сегодня обвинении. Мы искореним иммиграционное мошенничество и привлечем обвиняемых к ответу". Эти и им подобные обещания искоренить лес преступлений даются после каждого федерального обвинения, которое наш минюст считает знаковым, но этот лес по-прежнему густоват.

Тем не менее федеральный бруклинский прокурор Ричард Донохью подчеркнул, что "в результате отлично проведенного расследования и решимости этой прокуратуры и наших партнеров-правоохранителей защищать целостность иммиграционного процесса обвиняемых ждет музыка за предъявленные им обвинения". Одним из таких партнеров была Служба дипломатической безопасности (Diplomatic Security Service) Госдепартамента, заместитель начальника которой Кристиан Шерман тоже выступил в пресс-релизе. Его служба, заявил Шерман, "надежно охраняет подлинность всех виз и проездных документов США, а особенно таких, как визы “P-3”, которые разрешают исполнителям посещать Соединенные Штаты с уникальными выступлениями, углубляя наше понимание национальных культур". 

Хотя наши федеральные правоохранители придают делу "армянских уникумов" большое значение, оно в подметки не годится уже упомянутому делу Льва Трахтенберга, который после ареста и освобождения под залог в грустную шутку прозвал себя “Левка-работорговец”. Дело Трахтенберга обсуждалось даже в российской Думе, поскольку раскрутили его вскоре после принятого нашим Конгрессом «Закона о защите жертв контрабанды людей» (Trafficking Victims Protection Act). Этот закон боролся «с незаконным ввозом людей для торговли сексуальными услугами, рабства и подневольного труда». Льва Трахтенберга обвинили в том, что он как импресарио официально привозил в США известных российских исполнителей, а неофициально с 1999 года поставлял танцовщиц в стриптиз-бары Нью-Джерси. Делалось это с их предварительного согласия, но было квалифицировано прокуратурой как "рабство и подневольный труд".

В обвинении отмечалось, что в обход иммиграционных законов Лев Маратович оформлял им въездные визы, как участницам хора или кордебалета таких звезд российской эстрады, как Алла Баянова и Людмила Гурченко. Одну женщину он привез как "члена всемирно известной российской труппы", то есть речь шла о тех же визах "P-3" по программе "I-129". После ареста Трахтенберг в частных беседах говорил, что ни в чем не виноват, а признался потому, что бороться с такой махиной, как федеральная прокуратура, бессмысленно. После приговора он заявил об этом во всеуслышание.

Новости региона

Все новости

Популярно в соцсетях