Годы ожидания и немного Шуберта

Йонас Кауфман в Карнеги-холле

Трудно поверить, что Йонас Кауфман не выступал в Америке четыре года. Я слышала его в последний раз на премьере «Вертера» в Мет.

Йонас Кауфман в Карнеги-холле
Дойч и Кауфман во время концерта

Потом пошли болезни, порванный сосуд в горле и отмены: он так и не спел в Мет ни в «Кармен», ни в новой постановке «Манон Леско», и не захотел проводить Рождество и встречу 2018 года в Нью-Йорке, готовя и исполняя новую «Тоску» (посмотрев спектакль МакВикара, я думаю, что певцу могли бы пойти навстречу – целый месяц репетиций тут явно не был нужен). Простуды заставили его отменить недавние концерты в Москве, Риме и Бухаресте.  Оставалось только завидовать тем, кто попал несколькими месяцами ранее на сенсационно встреченные постановки «Отелло» в лондонском  Ковент-Гардене (Кауфмана назвали «Отелло на все времена) и «Дон Карлоса» в Париже – опять же с Кауфманом в заглавной роли.

Хотя Кауфман старается не гастролировать больше трех недель кряду, он обещает в следующем сезоне появиться и в спектаклях Мет: в «Девушке с Запада» Пуччини, а в апреле этого года собирается спеть с Бостонским симфоническим и сопрано Камиллой Ниланд второй акт из вагнеровского «Тристана» в Карнеги-холле.

А пока мы могли услышать его в ансамбле с пианистом Хельмутом Дойчем в Санта-Монике (The Broad Stage, 530 мест) и в большом Карнеги-холле. В короткой программе значился один опус: вокальный цикл Шуберта «Прекрасная мельничиха» на слова Вильгельма Мюллера, 20 песен, впервые в истории объединенных сюжетом, «роман в песнях», монолог одинокого героя о его любви – трепетной, восторженной, с надеждами, разочарованием, обидами, ревностью и попыткой найти утешение на берегу все того же ручья, который некогда привел молодого героя к дому его возлюбленной.

Спустя почти 200 лет после создания эти незамысловатые на первый взгляд, доступные даже для домашнего исполнения песни остаются одним из самых любимых музыкальных опусов в истории и... одним из самых трудных для концертного исполнения. Потому что искренни, честны и популярны и петы множество раз и многими – включая Георгия Виноградова и Эдуарда Хиля (!) в России и немцев Германа Прея и Дитриха Фишер-Дискау и, уже в наши дни, англичанина Яна Бостриджа.

Сам Кауфман с тем же Дойчем, уникальным пианистом и интерпретатором немецкой песни, давно имеет цикл в своем репертуаре и в 2009 году записал его (запись сделана прямо на концерте) для фирмы «Декка». Это одно из лучших исполнений цикла, которое пришлось слышать: Кауфман не только чувствует каждый вздох, слово, подтекст фразы и несет это в свой интонации, легко меняя эмоциональные оттенки, легко переходя от света к мраку, от мечты к жесткой реальности, от нежности к горечи, от почти шепота к почти крику, от глубокого «металла» к фальцету, никогда при этом не теряя из виду собственно мелодической красоты, широты, гибкости, то есть пленительной шубертовской  песенности!  Если вы хотите услышать абсолютно  аутентичное, утонченное, глубоко прочувствованное исполнение цикла Шуберта, найдите эту запись.  

Но те, кто надеялся на нечто подобное в Карнеги-холле, были разочарованы. Певец был не в форме: голос, который многие считают скорее баритоном, нежели тенором, не очень слушался, в громких эпизодах не «летел», звучал сдавленно и напряженно, в тихих был едва слышен, все давалось как будто с трудом, и желание выявить детали текста и перемены настроений часто оборачивалось пестротой тембра и интонационными огрехами. Однако к середине цикла голос, по-видимому, разогрелся, стал более управляем, и последние, самые трагические песни, когда надежды разбиты, мечты сменяются отчаянием, а воспоминания окрашены горечью и грустным сарказмом, были достойны того Кауфмана, которого вот уже почти 20 лет знает и любит публика.  Слушатели, которые терпеливо ждали начала концерта (певец вышел на сцену не в 8:00, а только в 8:15 и был встречен долгими оглушительными аплодисментами и криками «браво»), не поскупились на аплодисменты и в конце, что привело к исполнению на «бис» (отличному!) еще четырех песен Шуберта, в том числе популярной «Форели» и трагической «Липы» из «Зимнего пути».  

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру