Дональд Трамп не собирается переносить посольство в Иерусалим

Ложная тревога

21 марта 2016 года три кандидата в президенты от Республиканской партии, Джон Кейсик, Том Круз и Дональд Трамп, выступили в Вашингтоне на крупнейшем форуме еврейской общины США - ежегодной конференции AIPAC (Американо-израильского комитета по общественным связям). За речь Трампа президент AIPAC Лиллиан Пинкус вынуждена была впоследствии извиняться: оратор нарушил правило внепартийности, его речь была наполнена грубыми нападками на Барака Обаму и Хиллари Клинтон.

Ложная тревога
Дональд Трамп

Но речь произвела фурор не по этой причине (к грубости кандидата все уже привыкли), а потому, что в ней Дональд Трамп пообещал: «Мы перенесем американское посольство в вечную столицу израильского народа, Иерусалим».

Конец фразы утонул в неистовой овации 50-тысячной аудитории.

Впоследствии он не раз повторял это обещание, и не только перед евреями. Политику всемерной поддержки Земли Обетованной одобряют протестантские деноминации, объединяемые обычно под общим названием «христианский сионизм». Они помнят слова Господа, сказанные народу Израиля: «Врагом буду врагов твоих и противником противников твоих» (Исх., 23:22). Для них обещание Трампа – это исполнение библейских пророчеств. И не стоит недооценивать этот фактор: Библейский пояс Америки - главная электоральная база Трампа.

Намерение кандидата перенести посольство имело решающее значение для мегадонора республиканцев, миллиардера Шелдона Аделсона, который пожертвовал в 2016 году в партийную предвыборную кассу 65 миллионов долларов, в том числе 25 – на кампанию Дональда Трампа. За 10 дней до инаугурации Аделсон встретился с избранным президентом в Трамп-башне, и тот подтвердил свое обещание.

Чтобы исполнить его, президенту США ничего не надо делать. В октябре 1995 года Конгресс подавляющим большинством (Сенат – 93:5, Палата представителей – 374:37) принял закон о переносе посольства США из Тель-Авива в Иерусалим не позднее 31 мая 1999 года. На эти цели в бюджете Госдепартамента резервировалось не менее половины средств, выделенных на приобретение и эксплуатацию зданий дипмиссий. В 1997 финансовом году эта сумма составила 75 миллионов долларов. Президенту было предоставлено право приостановить исполнение закона в интересах национальной безопасности. Эта приостановка действует шесть месяцев.

Президенты Клинтон, Буш и Обама каждые полгода исправно подписывали указы об отсрочке исполнения закона. Подписал такой указ в июне прошлого года и президент Трамп. Он сделал это молча, без комментариев. Зять президента и его старший советник Джаред Кушнер, которому поручено сдвинуть с мертвой точки палестино-израильское урегулирование, убедил его, что такой шаг может повредить его усилиям. Для всех, кто с нетерпением ждал размораживания закона, решение президента стало горькой пилюлей.

По мере приближения нового дэдлайна, 1 декабря, Дональд Трамп стал искать вариант, при котором и волки были бы сыты и овцы целы. 27 ноября для обсуждения вопроса собрался Совет национальной безопасности. Президент заявил собравшимся, что ему нужны «креативные решения».

Некоторые средства информации сообщают, что госсекретарь Рекс Тиллерсон и министр обороны Джеймс Мэттис были против переезда посольства. Но Джаред Кушнер, который прежде возражал против резких шагов, на сей раз прямо-таки продавил решение в его пользу. На это у него были чисто аппаратные причины. Кушнеру был нужен дерзкий ход для укрепления своего пошатнувшегося положения. Этим ходом и стала президентская прокламация о признании Иерусалима столицей Государства Израиль и о переносе туда посольства США.

Объявляя о своем решении, президент сказал: «За более чем 20 лет отсрочек мы не приблизились к прочному миру между Израилем и палестинцами. Было бы нелепостью предполагать, что повторение той же формулы принесет другой или лучший результат. А потому я решил, что пришло время официально признать Иерусалим столицей Израиля».

Под всеобщее ликование президент, по своей привычке, показал подписанную прокламацию. Однако он ни словом не обмолвился о том, что одновременно – с опозданием против дэдлайна на пять дней – он подписал новую отсрочку исполнения закона 1995 года. И, естественно, не показал этот указ камерам. В этом вся ирония события и в этом весь Трамп. Ему важна шумиха, а не дело.

В своих комментариях должностные лица администрации утверждают, что предвидели всплеск эмоций в арабских странах и Палестинской автономии, однако надеются, что страсти скоро улягутся и Джаред Кушнер сможет продолжать свою миссию. Джаред Кушнер и специальный посланник президента по Ближнему Востоку Джейсон Гринблатт по-прежнему полны надежд представить в феврале свой всеобъемлющий план урегулирования. По словам Сергея Лаврова, на недавней встрече с ним в Вене Рекс Тиллерсон сообщил ему, что Вашингтон надеется вскоре заключить «сделку века, которая решит одним махом палестино-израильскую проблему». Никаких подробностей госсекретарь не рассказал, и российский министр недоумевает: «Мы бы, конечно, хотели понять, как это будет выглядеть», особенно учитывая тот факт, что заявление президента «противоречит всем имеющимся договоренностям».

Ну а глава ПА Махмуд Аббас заявляет, что США перестали быть беспристрастным посредником, и призвал Европейский Союз взять эту роль на себя.

Новости региона

Все новости