Что мы пропустили из важных событий минувшего года

Незамеченное из главного

Год прошел, и мы, оглядываясь назад, прощаемся с очередным отрезком времени, ушедшим из нашей жизни в архив. Мы вспоминаем основные вехи и отметины минувшего года, но многое мы уже забыли, а многое элементарно проглядели, не придав важным событиям должного значения.

Незамеченное из главного

2017-й – это не только хаотичный первый год президентства Дональда Трампа, не только резкое возрастание угрозы со стороны Северной Кореи, не только успешные боевые действия против фанатиков «Исламского государства» в Сирии и Ираке, не только необычные выборы в европейских странах (Нидерланды, Франция, Германия), не только война и политический хаос на Украине, не только разрушительные ураганы, пожары, наводнения, теракты, катастрофы и т.д., не только взлет и падение биткойна... Все это и многое другое мы постоянно видели и слышали в течение года. Поговорим о другом – о том, что незаслуженно прошло мимо нашего внимания.

Новая реальность может быть без нас

Газета The Washington Post выделяет среди забытых главных тем 2017 года быстрый прогресс в сфере искусственного интеллекта (AI) и то, как Китай вырвался в лидеры гонки в этой области – тихо и незаметно оставив Америку позади. Пекин объявил о принятии на вооружение национальной стратегии развития AI до 2030 года. Вашингтон в лице трамповской администрации на эту тему даже не начинал еще думать или говорить, хотя, как считает один из главных умов хайтековской отрасли Эрик Шмидт (бывший глава корпорации Google), США «отчаянно нуждаются» в такой стратегии.

Беспилотные летательные аппараты и боевые роботы в армии, самоуправляемые автомобили и роботообразные помощники по хозяйству являются лишь первыми ласточками, за которыми очень быстро придут-прилетят бесчисленные умные устройства, способные думать, обучаться и заменять человека на опасных, тяжелых и разных прочих работах. Вот эти «разные прочие» заставляют призадуматься: а не окажемся ли мы, люди, вообще лишними в грядущей роботизированной реальности? В ушедшем году, например, компьютерной программе AlphaZero было поручено самостоятельно научиться игре в шахматы. На выполнение этой задачи у нее ушло четыре часа...

Или возьмем скандальную историю с вмешательством в американские выборы 2016 года, в котором обвиняют Россию спецслужбы США. Львиную долю работы по размещению в СМИ и соцсетях дезинформации и пропаганды выполнили не люди, а роботы, запрограммированные на определенные смысловые действия. Недаром президент России Владимир Путин сказал, что тот, кто победит в гонке в области искусственного интеллекта, будет властелином мира. Если можно, используя роботов, добиться нужных для тебя результатов выборов и референдумов в таких мощных государствах, как США и Великобритания, то нет пределов возможного для тех, кто хочет влиять на дела других стран и народов.

Соперничество в сфере AI может принять такие острые формы, что это может привести к третьей мировой войне, – так считает Илон Маск, один из величайших деятелей хайтека, отец электромобилей Tesla, космических ракет SpaceX и строящейся сверхскоростной «гиперпетли», в которой не будет трения и сопротивления воздуха, – из Сан-Франциско в Лос-Анджелес за полчаса. А видный швейцарский экономист, основатель Всемирного экономического форума Клаус Шваб видит будущее в более мирном, но не менее драматическом свете: он говорит, что благодаря AI грядет «четвертая промышленная революция», а с ней – такие преобразования в жизни людей, которые «будут непохожи ни на что, ранее виденное человечеством».

Так что пора проснуться и начать догонять Китай, а заодно подумать над тем, как обеспечить прорыв в области искусственного интеллекта, не сделав при этом людей ненужными на этой планете.

Мир после Америки

В течение всего прошлого года мы слышали апокалиптические предсказания в отношении будущего Европы: крайне правые силы захватят власть и ликвидируют демократию, беженцы из Африки и Ближнего Востока захлестнут Европу и сделают ее малопригодной для цивилизованной жизни, противоречия между европейскими странами и экономический спад приведут к разрушению Евросоюза... К началу 2018 года можно констатировать, что слухи о кончине Европы оказались сильно преувеличенными.

Ничего из вышеперечисленного не произошло, хотя поползновения были. Европа опомнилась и стала тормозить приток беженцев – даже «мама Меркель» отказалась от своих политкорректных грёз о безграничном гостеприимстве милосердной германской нации. Когда более вменяемыми в отношении иммиграции стали партии из политического мейнстрима, снизилась привлекательность ультраправых партий националистического толка, и они хотя и увеличили свой вес в структурах власти, но власть не захватили – ни в одной из европейских стран.

Нулевой или даже минусовый рост экономики сменился в Европе вполне устойчивым плюсом: в среднем по Евросоюзу был отмечен рост ВВП в размере 2,4%, что совсем не плохо, и даже такие, еще недавно провальные, страны, как Греция и Португалия, вышли из кризиса и постепенно улучшают свои экономические показатели (опровергая, заметим в скобках, навязываемую им концепцию урезания социальных расходов в качестве непременного условия выздоровления экономики).

Отказ Трампа от участия США в международных торговых соглашениях ни на что не повлиял – страны Европы и других регионов заключают между собой новые договоры вместо старых, но только уже без Америки. Эту тему СМИ тоже проигнорировали.

Не рассказывали СМИ и о прогрессе развивающихся стран, который, вообще-то, очень впечатляет – об этой теме вспомнила под Новый год канадская газета The Globe and Mail. Издание указывает: если в 1987 году 54% населения Черной Африки жили в условиях крайней нищеты, то 30 лет спустя этот показатель снизился до 41%; в Южной Азии за этот же период процент экстремально бедных людей уменьшился с 48% до 15%, а в мире в целом – с 35% до 11%. По данным Всемирной организации здравоохранения, с 1990-го по 2015 год детская смертность в мире сократилась более чем наполовину. Так что есть на свете и хорошие новости, но о них нам почему-то не рассказывают – всё больше о плохом.

Да и о плохом повествуют очень выборочно, оставляя за бортом некоторые весьма значимые темы. Так, была обойдена молчанием ситуация в Мексике (которую полезно знать жителям США, часто ездящим на отдых в эту соседнюю страну). Ситуация заключается в том, что в 2017 году там был зарегистрирован новый рекорд по количеству убийств – только расследуемых было 23 101, а сколько еще осталось за рамками статистики... Мексиканские власти не могут справиться с разгулом террора наркомафии. Нередко в кровавых разборках гибнут и журналисты, которые пытаются осветить эту острую тему. По данным Комитета защиты журналистов, базирующегося в Нью-Йорке, Мексика в минувшем году стала самой опасной для журналистов страной за пределами зон активных боевых действий.

Политкорректность сильнее, чем роботы

Слишком мало внимания уделялось в минувшем году и такой животрепещущей теме, как среда обитания американцев. В это понятие входят экология и инфраструктура. Да, конечно, говорили и писали о выходе США из Парижского соглашения, о давлении Белого дома на американских ученых, об удалении всей информации о глобальном потеплении с государственных веб-сайтов, из официальных материалов министерств и ведомств. В связи с ужасными по масштабам стихийными бедствиями, которые в минувшем году обрушились на Америку, ученые бьют тревогу – они видят неопровержимую связь между этими катаклизмами и глобальным потеплением. Наука с каждым годом корректирует сроки грядущей планетарной катастрофы – она уже совсем близко. И об этом надо не просто рассказывать, а кричать во весь голос.

Инфраструктура – это еще одна катастрофа. В Америке ее запустили до такой безобразной степени, что никакого обещанного Трампом триллиона долларов не хватит для ее восстановления – эксперты говорят, что нужно как минимум в четыре-пять раз больше. Зная нравы наших народных избранников, можно предположить, что они не захотят выделить деньги даже на тот заведомо недостаточный инфраструктурный план, который Трамп собирается обнародовать в январе.

А страна тем временем продолжает страдать от ветхих мостов и тоннелей, раздолбанных дорог, допотопных коммуникаций, школ и аэропортов на уровне стран «третьего мира». Интернет-ресурс Mother Jones недавно писал о техасском городке Сэндбрэнч, что неподалеку от Далласа: этот населенный пункт уже 30 лет живет без водопровода – воду туда привозят в баллонах, питьевую, которая используется и для санитарно-гигиенических целей, и для всего остального. Причем заметим: эту воду поставляет не государство, а частные доноры. Это ли не ужас и позор?

...Среди забытых главных тем есть и не главные, хотя и интересные. Национальное общественное радио США, к примеру, выделяет такую: в Афганистане впервые в истории появился чисто женский музыкальный коллектив. Это показывает, что запугивание, которому подвергаются женщины этой страны со стороны религиозных фанатиков-террористов из «Исламского государства» и Талибана, не приносит желаемых результатов – женщины отстаивают свое право не только ходить с открытым лицом, но и водить машину, играть на музыкальных инструментах и вообще свободно жить.

Подобные темы имеют очень большое значение с точки зрения политкорректности. Которая сама по себе тоже является забытой главной темой – она воздействует на всех нас сильнее, чем искусственный интеллект.

С Новым годом, дорогие читатели! Крепите свою сопротивляемость плохому и чаще вспоминайте о хорошем!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру