Бывший советник президента заключил сделку с правосудием

Признания генерала Флинна

В пятницу 1 декабря произошло то, чего давно ожидали от специального прокурора Роберта Мюллера. Одному из главных подозреваемых по делу о предвыборном сговоре, Майклу Флинну, было предъявлено в суде обвинение, в котором он признал себя виновным. Генерал Флинн обязался всецело сотрудничать со следствием и не оспаривать приговор.

Признания генерала Флинна
Роберт Мюллер и Майкл Флинн

В обвинительном заключении всего один пункт. Флинн обвиняется не в незаконных контактах с правительством России, а в том, что солгал агенту ФБР, который спрашивал его об этих контактах. В Своде законов США этот состав преступления сформулирован как сознательное и преднамеренное сокрытие или фальсификация фактов с целью ввести в заблуждение компетентный орган власти. Такой обман влечет за собой лишение свободы сроком до пяти лет и штраф в полмиллиона долларов.

Ложные заявления Флинна касались его телефонных разговоров с тогдашним российским послом Сергеем Кисляком 28, 29 и 31 декабря прошлого года. Генерал утверждал, что они поздравляли друг друга с Новым годом. Может быть, и поздравляли, но главным содержанием звонков было решение президента Обамы ввести новые санкции против России и выдворить 35 российских дипломатов. Флинн просил Москву воздержаться от симметричного ответа. И Москва воздержалась.

Об этих контактах генерала и посла стало известно из утечки, опубликованной 12 января. Будущий пресс-секретарь Белого дома Шон Спайсер и вице-президент Майк Пенс, ссылаясь на заверения Флинна, отрицали, что собеседники обсуждали санкции. 20 января, в день своей инаугурации, Дональд Трамп назначил Флинна своим советником по национальной безопасности. А 23-го к Флинну явился агент ФБР с вопросами о разговорах с послом. Флинн солгал, не зная, что разговоры записаны ФБР. 25 января исполняющая обязанности министра юстиции США Салли Йейтс привезла расшифровку в Белый дом. 13 февраля, после отчаянных попыток спасти Флинна, ему все же пришлось подать в отставку.

Комментируя его увольнение, президент продолжал называть его «прекрасной личностью», которая всего лишь слегка ошиблась: не стоило обманывать вице-президента, ведь генерал не сделал «ничего дурного». Об обмане ФБР президент тогда ничего не говорил, хотя теперь утверждает, что снял Флина и за это. Президент, однако, знал, что ФБР расследует действия Флинна, и это расследование его сильно беспокоило. 14 февраля, оставшись наедине с тогдашним директором ФБР Джеймсом Коми, Трамп, по словам Коми, попросил его закрыть дело. Президент отрицает это. Так или иначе, Коми дело не закрыл и в мае был уволен. А спустя несколько дней первый заместитель министра юстиции Род Розенстайн назначил спецпрокурора для расследования «Рашагейта».

Роберт Мюллер прежде, чем предъявить Флинну обвинение, собрал материалы, касающиеся его лоббистской деятельности в пользу Турции. По этим эпизодам к уголовной ответственности мог быть привлечен сын генерала. Чтобы избежать этого, генерал признал свою вину в обмане ФБР. Теперь весь вопрос в том, что он еще расскажет следствию.

«Флинн не мог ни о чем просить Сергея Ивановича (Кисляка. — В. А.), и тем более эти просьбы никак не могли доводиться до президента России, это полный абсурд, - заявил в Москве пресс-секретарь президента Путина Дмитрий Песков. - Решение принимал Путин в данном случае, это было его решение, и оно не могло быть связано с какими-то просьбами или рекомендациями».

Совершенно верно, не мог – от собственного имени. Такую просьбу президенту передавать не стали бы. Она должна была исходить от лица того же уровня, то есть от избранного президента. Об этом сейчас и допрашивают Флинна. Следствие располагает электронной перепиской советников Трампа, из которой видно, что они крайне негативно отнеслись к новым санкциям. Маловероятно, что эта тема не обсуждалась с избранным президентом. Во всяком случае, он за ней следил и похвалил Путина за мягкую реакцию.

И Белый дом, и Кремль в один голос твердят, что в контактах Флинна с Кисляком не было ничего противозаконного. Действительно, почему бы советникам избранного президента не начать налаживать международные контакты за три недели до его вступления в должность?  

Но тогда почему генерал счел нужным их скрыть, а когда факт телефонных разговоров обнаружился, исказить их содержание?

В признаниях Флинна помимо санкций присутствует и другая тема его бесед с послом – проект резолюции СБ ООН, осуждающий строительство Израилем поселений на территориях, которые ООН считает оккупированными. По этому вопросу Флинн звонил Кисляку 22 и 23 декабря. Генерал просил Россию проголосовать против проекта или хотя бы затянуть голосование. По сведениям агентства Bloomberg News, Флинн в данном случае действовал по указанию Джареда Кушнера, зятя и старшего советника Трампа. Посол ничем не смог помочь Флинну. 23 декабря резолюция была принята. США при голосовании воздержались.

Некоторые эксперты утверждают, что здесь налицо нарушение закона Логана, который гласит, что частное лицо, не облеченное надлежащими полномочиями, не имеет права вступать в переговоры с иностранной державой и добиваться результата, противоречащего политике своего правительства. Другие говорят, что закон, принятый еще в XVIII веке, давно не применялся и потому превратился в мертвую букву. Но им возражают фразой из шекспировской пьесы «Мера за меру»: «Закон не умирал, он только спал».

Сюжет:

Санкции

Новости региона

Все новости