Будет ли реформирована американская школа?

Маршруты Бетси Девос

Когда Министр образования США Бетси Девос в прошлом месяце приехала в Омаху для знакомства с местными учебными заведениями, она не заглянула ни в одну из 82 государственных школ, а прямиком устремилась в Nelson Mandela Elementary, небольшую частную школу с бесплатным обучением.

Маршруты Бетси Девос

Здесь много неожиданных, диковинных вещей, какие не увидишь в государственной системе. Дети посещают классы круглый год. Их учат играть на скрипке. Музыку специально для этого пишут студенты местной консерватории. В летнее время в расписание включены уроки плавания и игры в гольф. В Nelson Mandela Elementary учатся 180 мальчиков и девочек. Поступить сюда можно, лишь выиграв в специальной лотерее. Лист ожидания очень длинный.

Перед поездкой Девос кто-то из министерства позвонил в общественную Brian High School предупредить, чтобы там были готовы к возможному визиту министра. Но она проехала мимо. В школе очень расстроились и почувствовали себя уязвленными: ведь столько приложили сил, стараясь показать себя в лучшем виде. 16-летняя Кэрен О’Коннор, президент одного из старших классов, рассказывала позже корреспонденту Washington Post: «Я так была взволнована возможностью продемонстрировать, сколько разнообразия в Brian High и вообще какое это замечательное место. И что такое вообще общественные школы и что они не такие, какими иногда могут показаться. Она богатая женщина и никогда не училась в такого рода школах. И это был для нее случай познакомиться с ними поближе».

Но у министра другие мысли на этот счет. С тех пор, как в начале года Бетси Девос заняла свой пост, она побывала в 37 школах. Четверть из них оказались частными или религиозными, хотя учится в учебных заведения такого типа лишь одна десятая всех школьников страны. Почему же Девос отдала им предпочтение? И сама она, и чиновники руководимого ею ведомства очень слабо представляют себе, что там происходит. Вот и захотела познакомиться поближе. Частным школам предоставлена большая свобода в отборе учеников, и, в отличие от государственных, они не обязаны отчитываться перед федеральными инстанциями за успеваемость своих питомцев. Так может быть именно там можно найти интересный опыт, который стоило бы распространить на ниве государственного просвещения, которая, как считают многие, приносит весьма скудные урожаи?

В городке Каспер, штат Вайоминг, министр все-таки посетила общественную школу – Woods Learning Center. Руководство ею осуществляют сами учителя. Директора здесь нет. Остальное - как в любом другом подобном месте. Выступая перед учениками, Девос рассказала, какую тоску наводит на нее это однообразие. «Когда начинается очередной учебный год, все идет по накатанной схеме. Те же ровные ряды парт. Учитель, который предстает перед детьми на фоне грифельной доски за спиной. Они погружаются в программу, рассчитанную на среднего ученика. То же расписание, та же рутина. Сидят и ждут спасительного звонка. Это неизбывная скука, которая гасит мечты, скрывает горизонты, убивает надежду на будущее».

Итак, она за школы, в которых торжествует творческое начало и детям интересно учиться. И неважно, какой у них статус – государственные или частные. Вот и пытается Девос понять, как изменить унылый статус-кво. Где она в этом году только не побывала и что только не делала: читала книги ученикам младших классов в Ashland Elementary в Вирджинии, принимала участие в школьном футбольном матче в Индиане, утешала учителей после стрельбы в начальной школе в Сан-Бернардино в Калифорнии.

Ваучеризация всей страны

Неудивительно, что все ее передвижения по стране и встречи вызывают повышенный интерес. New York Times, Washington Post и ряд других газет опубликовали статьи, авторы которых пытаются прогнозировать ее планы относительно перемен в американской школе.

Личность Элизабет «Бетси» Девос, 11-го по счету министра образования США, противоречива. Пожалуй, еще никогда в истории американского просвещения не было столь необычной фигуры. В отличие от всех своих предшественников, она никогда не училась и не работала в общественных школах. И она из очень состоятельной семьи. Все свои служебные поездки по стране Девос совершает на личном самолете. Берет с собой охрану и иногда кого-то из персонала министерства. Но путевые расходы оплачивает собственными деньгами, не государственными. У нее четверо детей. Могла бы без особых забот наслаждаться прелестями обеспеченной жизни. Так нет же. Вдвоем с мужем Ричардом они десятилетиями борются за концепцию выбора разных типов школ. Оба сыграли важную роль в том, что в их штате Мичиган в 1993 году был принят закон о чартерных школах и ваучерах.

Эта миллиардерша, как оказалось, принимает близко к сердцу проблемы и беды американской школы. И хотя многим ее взгляды не по душе, убеждает та последовательность, с какой она их отстаивает. На протяжении десятилетий Девос защищает право родителей на выбор, на альтернативу общественным школам, которые, по ее мнению, не дают детям ни достаточных знаний, ни серьезной подготовки к вызовам XXI века.

И вот теперь она ездит, смотрит, сравнивает. И пока ничего не говорит о том, какие реформы собирается провести. Журналистам остается лишь делать предположения, не в последнюю очередь по материалам ее турне по стране.

В New York Times детально проанализировали 326 страниц рабочего календаря министра за первые полгода пребывания в должности. Она встречалась с религиозными лидерами, с ведущими защитниками ваучеров и частных школ, с законодателями, от которых зависит поддержка школьных фондов.

В поисках альтернативы

13 июня, например, Девос начала с выступления в Вашингтоне на Национальной конференции чартерных школ, на которую съехались четыре тысячи участников. Позже в то же утро встретилась с Джин и Рексом Сингфелдами, мультимиллионерами из Миссури, главными донорами Show Me Institute, некоммерческой группы, пропагандирующей школьные ваучеры. Речь шла о находящемся на рассмотрении в Верховном суде деле о правительственных грантах религиозным школам. В тот же день еще одна встреча – с представителями Афроамериканской торговой палаты в Южной Каролине. Цель – увлечь идеей ваучеров.

А как же с общественными школами? Они тоже не выпали из поля зрения министра. В феврале Девос встретилась с Рэнди Вайнгартен, президентом Американской федерации учителей (American Teacher Federation). Этот влиятельный профсоюз объединяет полтора миллиона школьных работников. Отношения Девос с союзом не слишком дружественные. В апреле она еще раз встречалась с Вайнгартен, но, по-видимому, так и не сумела привлечь ее на свою сторону. На днях та дала интервью, в котором, в частности, отметила: «Девос подрывает систему общественных школ, которые посещают 90% детей в Америке и которые являются фундаментом американской демократии».

Разногласия значительные. Девос говорит о просвещении на языке бизнеса.

Образование – это, в ее понимании, инвестиции. Оппоненты из Американской  федерации учителей полемизируют: «Бетси Девос говорит, что нужно инвестировать деньги в индивидуальных учащихся. Нет, мы должны инвестировать в систему отличных общественных школ для всех детей».

«Они с предельной ясностью дали понять, что их больше волнует система, созданная в 1800-х годах, чем сами ученики», – возражает Девос.

Она налетала и наездила с начала года десятки тысяч миль. Впрочем, нечто подобное делали и некоторые ее предшественники. Арни Данкен, министр образования в кабинете Обамы, в свое время посетил сотни школ и подчеркивал, что это одна из наиболее важных составляющих его работы. «Вы ничего не узнаете, сидя в своем кабинете в Вашингтоне, – говорил он. – Вы можете что-то узнать, лишь когда разговариваете с реальными директорами, реальными учителями, реальными детьми».

Но узнать мало. Важно, какие извлекаются уроки из подобных поездок. Для Данкена наибольший интерес представляли новации в профтехобразовании. Его увлек опыт Worcester Tech в штате Массачусетс, при которой открыт парикмахерский салон, где школьники проходят практику. А в Карролтоне, штат Джорджия, он обнаружил, что в «хай скул» старшеклассники осваивают производство проволоки и кабелей в мастерской на первом этаже школьного здания, устроенной с помощью местных производителей этой продукции.

У Девос совсем другие приоритеты. Похоже, что она видит свою задачу не в том, чтобы насаждать что-то и реорганизовывать систему в масштабе всей страны, а скорее в том, чтобы не мешать инициативе на местах. Она, по ее собственным словам, надеется, что ее визиты позволят высветить какие-то образовательные модели, к которым родители и учителя пришли по собственному разумению в своих общинах. И им не нужно оглядываться на Вашингтон, ожидая одобрения или подсказки.

То, что министр посетила непропорционально много религиозных и частных школ, вряд ли следует воспринимать как сигнал, что они станут образцом для будущей школьной системы страны. Это нереалистично, нецелесообразно, да и не вписывается в общую концепцию, которой придерживается Девос. Видеть в ней врага огульно всех общественных школ тоже неправильно.

Ее пресс-секретарь Нэйтан Бейли отметил, что пристрастие его начальницы к частным школам вовсе не означает, что она презирает государственные.

«Она всегда поддерживала успешные, новаторские общественные школы, в которых все внимание сосредоточено на ученике, – сказал Бейли. – И постоянно подчеркивает, что государственные школы всегда останутся критически важной частью будущего американского образования».

Соединенные Штаты тратят на школы больше, чем любая другая страна в мире. В прошлом году было отпущено $950 млрд. Проблема в том, что астрономические суммы не дают такой отдачи, какой можно было бы ожидать.

Алан Шустерман, основатель и директор экспериментальной «Школы завтрашнего дня» (School for Tomorrow) в Силвер Спринг, штат Мэриленд, пишет по этому поводу: «Пора прекратить сорить деньгами и сосредоточить наши обширные ресурсы на преимуществах могущественной современной технологии и методах обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка». То есть идея в том, что учить надо так же, как портной шьет костюм, – «по фигуре», на конкретного клиента.

Бетси Девос тоже заявляет, что главная беда – это уравниловка и рутина. Вся структура большинства школ основана на том, что каждый ребенок вынужден иметь дело с одной и той же негибкой учебной программой, не допускающей никаких отступлений.

Знает ли она, как это изменить? Есть ли у нее конкретный план? И если есть, хватит ли решимости и сил его осуществить? Все это пока вопросы, на которые нет ответов. Вот почему журналисты продолжают внимательно следить за маршрутами и высказываниями самого нетрадиционного министра образования США.

Новости региона

Все новости