Прокурор Мюллер начал решительные действия

Заграница нам поможет

Пол Манафорт не стал дожидаться, пока за ним придут. В понедельник 30 октября он сам явился в вашингтонский офис ФБР на 4-й улице, где его встретила толпа журналистов. Точно так же поступил его партнер Рик Гейтс.

Заграница нам поможет

В учреждении их сфотографировали и дактилоскопировали, а потом доставили в суд, где им были предъявлены уголовные обвинения за подписью спецпрокурора Роберта Мюллера. Если все они будут доказаны, Манафорт может получить до 20 лет тюрьмы. Ни тот, ни другой не признали себя виновными ни по одному из 12 пунктов и отправились под домашний арест.

Пол Манафорт – центральная фигура «Рашагейта», но к уголовной ответственности он привлечен совсем за другие дела. Манафорт и Гейтс более 10 лет занимались политическим консалтингом на Украине. У олигарха Рината Ахметова были проблемы с имиджем на Западе, и он нанял Манафорта, чтобы их решить. А потом познакомил его с Виктором Януковичем. Это произошло в момент, когда Партия регионов анализировала ошибки президентской кампании 2004 года, допущенные российскими политтехнологами. Заслугой Манафорта считается, в частности, в корне изменившийся стиль предвыборных телевизионных роликов. Если прежде Янукович в них выглядел как партийный вождь старой закалки, то с приходом Манафорта его клипы наполнились светом, солнцем и зеленью, а сам он широко улыбался, окруженный радостными соотечественниками всех возрастов и социальных групп. На выборах 2006 года Партия регионов стала партией большинства в Верховной Раде. А в 2010-м Янукович стал президентом.

Услуги Манафорта и его, как он назван в обвинительном заключении, «правой руки» Гейтса щедро оплачивались. Но консультанты не спешили декларировать эти доходы. Они переводили их на счета офшорных фирм, а затем отмывали. Одним из способов отмывания были сделки с недвижимостью: подставная компания покупала дорогую квартиру, выплачивая ее полную стоимость сразу, а затем продавала ее Манафорту, но уже в кредит. Кредит на покупку квартиры Манафорт брал в американском банке и таким образом легализовал свои левые заработки. Так, Манафорт в 2006 - 2013 годах стал владельцем трех объектов недвижимости в Нью-Йорке, в том числе квартиры в «Трамп-башне».

Схема эта весьма популярна среди обладателей грязных денег. Манипуляции Манафорта с недвижимостью расследовал прокурор Южного округа штата Нью-Йорк Прит Бхарара, пока Трамп не уволил его в марте. Теперь это дело находится в распоряжении Мюллера и способно сыграть решающую роль во всем «Рашагейте». Вполне вероятно, что спецпрокурор будет использовать обвинительное заключение как инструмент давления на Манафорта, побуждать его к сотрудничеству со следствием. Манафорт, в свою очередь, может демонстрировать свою лояльность Дональду Трампу и молчать, надеясь на президентское помилование.

Именно это произошло в 2007 году со Скуттером Либби, бывшим шефом аппарата вице-президента Чейни, который обвинялся в разглашении имени работавшей под прикрытием агента ЦРУ Валери Плейм. Он был приговорен тогда к 30 месяцам лишения свободы и штрафу в 250 тысяч долларов. Но президент Буш помиловал его, чем спас от тюрьмы.

Но у президента Трампа с Манафортом так не получится. Он правомочен миловать совершивших федеральные преступления. А отмывание денег через недвижимость – нарушение законов штата, и право помилования принадлежит губернатору.

В один день с обвинительным заключением Манафорта и Гейтса Министерство юстиции США опубликовало и другой документ – соглашение о досудебной сделке, подписанное одним из фигурантов «Рашагейта» Джорджем Пападопулосом еще 5 октября. В тот же день она была утверждена судом.

Пападопулос работал в штабе Трампа, числился советником по международным делам, но был мелкой сошкой, поэтому никто не обратил внимания на его арест в июле этого года. Возможно, кто-то найдет многозначительным тот факт, что Пападопулос был арестован на следующий день после внезапного обыска в доме Манафорта. Не исключено. Во всяком случае имя Манафорта фигурирует в обвинениях против Пападопулоса, но скорее в положительном контексте.    

История, приключившаяся с молодым и зеленым Пападопулосом, напоминает заседание «Союза меча и орала». В марте прошлого года он познакомился с живущим в Лондоне «иностранным профессором», который признался ему, что он особа, приближенная к императору, то есть имеет доступ в высшие сферы российской политики, а потому его сотрудничество с Пападопулосом может сыграть исключительную роль в отношениях Москвы и Вашингтона. Профессор познакомил юного советника с «племянницей Путина», которая тоже жаждала улучшения отношений двух держав, а потом с мужчиной «со связями в российском МИДе». У Пападопулоса, надо полагать, перехватило дух от ослепительных перспектив. Он стал горячо обсуждать идею встречи кандидата Трампа с президентом Путиным. «Если это произойдет, это будет историческим событием!» - восторженно сказал он профессору. Но делать историю ему не дали старшие товарищи по работе. В числе тех, кому идея не нравилась, был и Пол Манафорт.

Наконец в конце апреля профессор, вернувшийся из России, поведал Пападопулосу, что у русских есть «тысячи мейлов» Хиллари Клинтон, а в них – «грязь про нее». Из судебных бумаг неясно, имело ли это сообщение какие-либо последствия. WikiLeaks начал публиковать переписку Хиллари в июле.

Мнимую племянницу Путина установить пока не удалось. «Близким к МИДу» оказался московский эксперт Иван Тимофеев, отнюдь не отрицающий, что предложение о встрече первых лиц имело место. «Иностранным профессором» считают директора Лондонской академии дипломатии Джозефа Мафсуда. Он подтверждает факт своего знакомства с Пападопулосом, но опровергает сообщения о том, что делал ему какие-либо нечистоплотные предложения.  

Пападопулоса впервые допросили в январе. Ничего криминального в его действиях не было, но он почему-то решил солгать. После ареста он сразу же стал сотрудничать со следствием и признал, что дал ложные показания: говорил, что общался с профессором и его знакомыми еще до того, как был назначен советником в штаб Трампа, и что он не придавал значения этому знакомству.

Пока все это выглядит мелкотравчато. Действующие лица больше всего похожи на людей, набивающих себе цену на манер Хлестакова. Но процесс пошел и будет набирать обороты. После Манафорта – приготовиться Майклу Флинну.

Новости региона

Все новости