Признание сержанта Боу Бергдала

Неэквивалентный обмен

В ночь с 29 на 30 июня 2009 года 23-летний рядовой 501-го пехотного полка армии США Боу Бергдал покинул свой опорный пункт в отдаленном районе Афганистана и был через несколько часов схвачен талибами.

Неэквивалентный обмен
Боу Бергдал

Вскоре после этого их полевой командир Мульви Сангин заявил, что вдрызг пьяного американца схватили, когда он на бровях тащился к машине. Сам Бергдал утверждал потом на талибской видеозаписи, что его скрутили, когда он отстал от своего патруля.

Его однополчане говорили, что отставших у них не бывает и что в любом случае в ту ночь никаких патрулей не было. Они вспоминали, что Бергдал держался в стороне и проводил большую часть свободного времени в беседах с афганцами, выучив для этого пушту.

Военные психологи потом объясняли, что он не ходил в школу, а учился на дому и поэтому не умел жить в коллективе.

В электронных письмах отцу, который во время его почти пятилетнего пленения отпустил бороду и перешел в ислам, рядовой сообщал, что ему стыдно быть американцем, осуждал войну и критиковал своих товарищей по оружию. За неделю до исчезновения он отправил родителям в США большую часть своих вещей и даже ноутбук.

31 мая 2014 года Барак Обама созвал прессу в Розовый сад Белого дома, вышел к трибуне вместе с родителями Бергдала и торжествующе объявил, что единственный американский военнопленный афганского конфликта, заочно произведенный в заточении в сержанты, возвращается на родину.

Обама отдал за него могучую кучку из пяти талибских головорезов, сидевших в спецтюрьме в Гуантанамо и отправленных в Катар, чей эмир посредничал при этом обмене.

Сделка вызвала бурю протестов, в том числе и слева, где Обаму, казалось бы, боготворили. Конгрессмен Дач Рупперсбергер, старший демократ в комитете по разведке, заявил, что договор с террористами является «опасным прецедентом, который подвергает американцев риску во всем мире».

Либеральная «Дейли ньюс» опубликовала редакционную статью под заголовком «Капитуляция без чести. Обмен Обамы с талибами опасен для страны». Она обвинила Обаму в «безответственном пренебрежении к человеческим жизням, которые он подверг опасности», и заметила, что «задним числом его объявление в Розовом саду, что он возвращает на родину американского военнопленного, кажется циничным театральным представлением».

Возмущение критиков вызвал не только сам факт сделки, но и ее неэквивалентность. Обама получил за одного рядового пятерых матерых экстремистов, в частности, Мохаммеда Фазла, который был заместителем министра обороны Афганистана в талибском правительстве и одним из главных полевых командиров на севере страны.

Согласно его делу, он, возможно, нес ответственность за гибель сотрудника ЦРУ Майка Спэнна, убитого во время восстания пленных талибов, сидевших в Мазари-Шарифе.

Спэнн был первым американцем, погибшим на нынешней афганской войне. Фазла также обвиняют в истреблении нацменьшинств в Афгане. Он был связан с иранскими дипломатами.

К убийству Спэнна, возможно, был причастен и Норулла Нори, другой член талибской пятерки, обмененной на Бергдала. Будучи в Гуантанамо, он признался в убийствах афганских шиитов.

Абдул Хак Вазик был главой талибской разведки и принимал участие в пытках и убийстве заключенных.

Хирулла Хаирхва был при талибах губернатором провинции Герат и поддерживал тесные контакты с Усамой бин Ладеном и главой талибов муллой Омаром. В 1994 году он был одним из основателей Талибана. Он был другом бывшего президента Афганистана Хамида Карзая.

Когда последний правил Афганом, меня постоянно тянуло сказать «дед Карзай и зайцы».

Пятерку головорезов замыкал Мохаммед Наби Омар, который после американского вторжения в Афган провозил туда оружие. Он был связан с экстремистской группировкой Хаккани, которая неколько лет держала Бергдала в тесной клетке и морила его голодом.

Так, во всяком случае, говорил Бергдал на допросах, которым его подвергли после обмена на пятерых бородачей весьма свирепой наружности.

Когда Омар сидел в Гуантанамо, его включили в число узников, представлявший угрозу для тюремщиков.

Все пятеро были внесены в категорию особо опасных террористов, не подлежащих освобождению никогда. Обама освободил их одним росчерком пера и нарушил при этом закон, обязывавший администрацию за 30 дней извещать Конгресс о намерении перевести узника из Гуантанамо в какое-то другое место. Это нарушение тоже сошло ему с рук.

Проблема в том, что его преемник не в состоянии отменить и это распоряжение Обамы, поскольку пятеро бородачей давно переведены в Катар, который за свой счет привез к ним их родных.

Однополчане Бергдала презирали его за дезертирство и ненавидели за то, что в ходе спасательно-поисковых операций из-за него гибли американцы, искавшие его даже после того, как стало известно, что пленного давно переправили в Пакистан.

Солдаты говорят, что по вине беглеца погибли от 6 до 14 их товаришей.

Пентагон заявлял, что не может прямо связать ни одну смерть с поисками Бергдала. Тяжелые ранения – это другое дело.

23 октября военный судья полковник Джеффри Нэнс откроет заседание, на котором будет решаться судьба Бергдала. В этот понедельник тот наконец признал себя виновным в дезертирстве и «недостойном поведении перед лицом противника». За дезертирство ему грозит до пяти лет тюрьмы, а за не вполне вразумительное «недостойное поведение» - до пожизненного заключения.

Приговор ему будет выносить Нэнс, поскольку Бергдал предпочел, чтобы его судьбу решал судья, а не присяжные. Вопреки протестам защиты, полковник заслушает показания двух инвалидов войны, тяжело раненных в ходе поисков Бергдала.

До того, как признаться в дезертирстве, Бергдал утверждал, что ушел из части с намерением дойти до расположения другой и пожаловаться вышестоящему начальству на беспорядки, якобы царившие у него во взводе.

Скептики парируют, что в армии США существует система, при которой личный состав может сигнализировать о непорядках без того, чтобы бродить по ночам по угодьям неприятеля.

Болельщики Бергдала говорят, что сейчас он решил признать себя виновным, поскольку был уверен, что при Трампе ему бесполезно ждать справедливого суда. Во время предвыборной кампании Трамп неоднократно называл его изменником и говорил, что в добрые старые времена беглецу бы «сделали пиф-паф».

Аудитория была в восторге. Хиллари же продолжает гадать, почему она проиграла.

Поскольку Трамп теперь главнокомандующий, защита доказывала, что военный суд может воспринять его филиппики против Бергдала как приказ. Полковник Нэнс отверг этот довод, хотя отметил, что наезды будущего главковерха на обвиняемого «вызывают тревогу».

В связи с тем, что Бергдал и Трамп теперь находятся на противоположных полюсах, либеральные СМИ полностью заняли сторону первого и больше не критикуют Обаму за неэквивалентный обмен, который их прежде возмущал.

Телекомпания Эй-би-си в понедельник написала на своем сайте, что «Бергдал был освобожден в 2014 году, когда его обменяли на пятерых талибских солдат, содержавшихся в Гуантанамо».

Выше я показал, о каких «солдатах» идет речь. Но обмен солдат на солдата выглядит более эквивалентно, чем обмен замминистра обороны и начальника разведки противника на солдата.

Начальной стадией поисково-спасательных операций руководил генерал-лейтенант Майкл Флинн, который было сделался помощником Трампа по национальной безопасности, но быстро погорел на своих сношениях с российским послом Сергеем Кисляком. Как говорит Флинн, он абсолютно уверен в том, что Бергдал ушел с боевого поста с намерением пересечься с талибами.

«Вне сомнения этот малый бросил своих товарищей, своих солдат, свой взвод», - говорит Флинн и одновременно призывает не отправлять дезертира за решетку. Флинн объясняет эту позицию так: «Хотя он в известной степени сам поставил себя в эту ситуацию, это мы – правительство США и вооруженные силы США – привезли его в Афганистан».

В устах бывшего начальника военной разведки США это звучит поразительно.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру