В Конгрессе снова захлебнулась атака республиканцев на ненавистный им закон

Oтмена-замена «обамакэра» не состоялась

Вашингтонские политики продемонстрировали миру очередной акт драмы «Убьем Обамакэр». Убить не удалось: как и во время предыдущих попыток, не все законодатели-республиканцы поддержали внесенный в Конгресс законопроект. У попыток «убить Обамакэр», говорят американские комментаторы, девять жизней, как у кошки из пословицы. Но у «Обамакэра» их еще больше.

Oтмена-замена «обамакэра» не состоялась

Закон о доступном здравоохранении 2010 года, известный в народе как «Обамакэр», с самого момента его принятия раз за разом пытаются похоронить республиканцы. Все эти годы они обещают своим избирателям и донорам партии, среди которых видное место занимают медико-страховые и фармацевтические компании, ликвидировать «Обамакэр». Но отменить его, не предложив никакой замены, – значит оставить без медицинской страховки более 20 млн человек. Политически это неприемлемый вариант, чреватый расплатой на ближайших выборах. Значит, надо не просто отменить, а заменить. Но чем?

«Обамакэр» сам по себе уже является компромиссом – он включает в себя ряд позиций республиканцев. Когда Обама баллотировался в президенты в 2008 году, он первоначально хотел добиваться всеобщего государственного медицинского страхования по образцу Европы, Канады и всего остального развитого мира. Но Обама увидел: не только республиканцы, но и многие демократы не готовы к переходу с уникально-абсурдной американской модели здравоохранения на общепринятую, поэтому он пошел на компромисс. Закон 2010 года вобрал в себя, среди прочего, наработки консервативного «мозгового центра» The Heritage Foundation и опыт внедрения «Ромникэра» в штате Массачусетс. Детище Митта Ромни поразительно похоже на то, что породил Обама.

«Обамакэр» может быть как угодно несовершенен, но ему есть только две альтернативы: налево пойдешь – будешь иметь всеобщее государственное здравоохранение, направо пойдешь – получишь грабительский бизнес, который существует только ради прибыли и плевать хотел на пациентов.

Дискриминация хронически больных

Именно такой грабительский бизнес процветал, без всяких ограничений, до принятия «Обамакэра». Его краеугольным камнем была дискриминация людей с серьезными заболеваниями – то есть того контингента, который мешал страховым компаниям «рубить бабки», почти ничего не давая взамен. Страховщики имели право отказать в страховке людям, имеющим «pre-existing conditions», т.е. ранее диагностированные заболевания, которые подлежат дальнейшему лечению. «Обамакэр» положил этому конец. А что мы видим в новых предложениях республиканцев, которыми они хотят заменить «Обамакэр»?

Последний билль, авторами которого стали сенаторы-республиканцы Линдси Грэм из Южной Каролины и Билл Кэссиди из Луизианы, в завуалированной форме нацелен на возврат к дискриминации хронически больных – хотя президент США это отрицает. (Агитируя за данный законопроект, Трамп заявлял, что никогда не согласился бы – а он согласен – подписать его, если бы он содержал в себе подобное положение).

Билль позволяет медико-страховым компаниям брать с хронически больных людей более высокие страховые взносы, чем со здоровых, при условии, что штат обеспечивает таким людям «доступ к достаточному и доступному по цене медицинскому страхованию». Эта туманная формулировка, которая никак не уточняется, дает зеленый свет дискриминации больных людей при помощи запредельно высоких цен на медицинскую страховку. «Обамакэр» запрещает без всяких оговорок любую подобную дискриминацию: один страховой полис – одна цена, а не разная в зависимости от болезней покупающего.

Авторы билля перекладывают на штаты ответственность за медицинское страхование людей: федеральное правительство вместо субсидий на Медикейд и страховые планы «Обамакэра» будет давать штатам так называемые «блок-гранты» (некую сумму «одним куском»), а штаты будут распоряжаться этими деньгами по своему усмотрению. Как подсчитала консалтинговая фирма Avalere, на практике эти «блок-гранты» будут означать урезание федеральных ассигнований для 34 штатов и Федерального округа Колумбия. Авторитетная медицинская организация The Kaiser Family Foundation пришла в своих расчетах к аналогичной оценке.

Медикейд – главная мишень

Помимо идеи «блок-грантов» (которая, кстати, не нова в республиканском политическом истэблишменте), билль Грэма-Кэссиди предусматривает отмену требования «Обамакэра» о наличии у каждого американца медицинской страховки под угрозой налогового штрафа. Но без этого требования молодые и здоровые люди не будут покупать страховку, и медико-страховые пулы быстро накроются медным тазом – у них будет слишком много расходов на лечение больных и слишком мало денежных поступлений. Это подсчитано и подтверждено много раз самыми различными организациями.

Ну и, конечно, как и в предыдущих попытках похоронить «Обамакэр», в нынешнем законопроекте мы видим ликвидацию расширенного Медикейда. Напомню, что этот раздел Закона о доступном здравоохранении позволил получить Медикейд людям с низкими доходами (до 133% федерального уровня бедности), которые не достигли пенсионного возраста и не являются инвалидами. Не будет расширенного Медикейда – миллионы неимущих людей лишатся медицинской страховки, так как никто из них не может себе позволить покупку страховых полисов у частных компаний. Вдобавок Грэм и Кэссиди предлагают, давая штатам «блок-гранты», устанавливать для них лимиты расходов на Медикейд. Эту программу и так-то сплошь и рядом отказываются принимать американские врачи (она платит им какие-то убогие суммы, не оправдывающие расходов), а с «блок-грантами» и лимитами она и вовсе сойдет на «мусорный» уровень.

Институт Брукингса подсчитал, что план Грэма-Кэссиди лишил бы медицинской страховки 21 млн человек за период до 2026 года включительно. А потом – в 2027 году должен был истечь срок действия пресловутых «блок-грантов», и если Конгресс не принял бы на смену им какую-то новую финансовую программу, то количество людей, лишенных медицинской страховки, выросло бы с 21 млн до 32 млн человек.

Голосовать вслепую хотят не все

Свое веское слово должно было сказать Бюджетное управление Конгресса США, которое всегда дает свою оценку перед голосованием по законопроектам. Но руководство республиканцев на Капитолийском холме не хотело ждать этой оценки: голосование надо было провести до конца сентября, поскольку это позволяло принять решение в Сенате простым большинством голосов – 51 из 100 (с 1 октября, по процедурным правилам, нужно уже 60 из 100).

Однако даже этого простого большинства не набралось – именно по этой причине билль Грэма-Кэссиди отправился на законодательное кладбище вслед за своими предшественниками. У республиканцев в Сенате 52 места, но за билль были готовы проголосовать всего лишь 49 законодателей (плюс вице-президент Майк Пенс, который также обладает правом голоса в Сенате). Не хватило одного голоса. Из республиканской фракции твердо отказались голосовать сенаторы:

• Рэнд Пол (Кентукки), для которого этот билль недостаточно радикален: Пол хочет ликвидировать «Обамакэр» тотально, чтобы от него ничего не осталось.

• Джон Маккейн (Аризона): ветеран американской политики не желал голосовать вслепую за законопроект, в отношении которого нет цифровой оценки Бюджетного управления Конгресса.

• Сьюзан Коллинз (Мэн): она не пожелала голосовать за билль, который фактически восстанавливает былую дискриминацию хронически больных.

А демократы тем временем все больше склоняются к поддержке всеобщего государственного медицинского страхования, которое еще недавно отстаивал один лишь Берни Сандерс.

Новости региона

Все новости