Последний приговор по делу "лос-анджелесских бегунков"

Хакеры остались целыми и невредимыми

На прошлой неделе в федеральном суде Центрального округа штата Пенсильвания в Лос-Анджелесе пришел конец очередной веревочке, свитой кибермошенниками из бывших советских республик в Соединенных Штатах.

Хакеры остались целыми и невредимыми

11 сентября судья Стивен Уилсон приговорил к 33 месяцам лишения свободы гражданина РФ Дмитрия Федосеева, проживающего в лос-анджелесском районе Koreatown. По-русски это звучит "Корей-город" на манер Чайнатауна в Нью-Йорке, где полно китайцев, и Китай-города в Москве, где их нет и не было, а название происходит от русского слова «кита», то есть вязка жердей, которые применялись при постройке укреплений. 34-летнего Дмитрия Федосеева арестовали с бывшей женой Ириной и еще тремя сообщниками в апреле 2016 года, и почти через год все признали себя виновными и Дмитрий стал последним приговоренным. 33-летняя россиянка Ирина Федосеева получила 14 месяцев федеральной тюрьмы; 29-летний россиянин Тимур Сафин из Бербанка в Калифорнии - 36 месяцев; 26-летний белорус Сирхей Патапу из Лос-Анджелеса - 30 месяцев; и проживающая там же 22-летняя россиянка Кристина Герасимова - 12 месяцев и 1 день. Мне уже приходилось пояснять, что федеральные судьи из милосердия прибавляют в приговорах к году лишения свободы один день, чтобы осужденные имели право на 15% снижения срока за примерное поведение. В приговорах сроком до года это не положено.

Налеты на три американские компании

Предъявленное им через месяц после арестов, а точнее, 17 мая прошлого года,  обвинение грозило Патапу, Сафину и Дмитрию Федосееву лишением свободы сроком до 12 лет, Герасимовой – до 7 лет, а Ирине Федосеевой – до 5 лет. Суд присяжных был назначен на декабрь, но адвокаты подсудимых попросили отсрочки  в связи с  «нестандартностью и сложностью» дела, а также необходимостью ознакомиться с объемом представленных прокуратурой материалов. Судья Стивен Уилсон пошел им навстречу и перенес начало слушаний на март 2017 года, но к этому сроку подсудимые согласились признать себя виновными. Четверо сделали это в один день - 20 марта, а Ирина Федосеева - 11 апреля. Как обычно, признание вины сильно уменьшило эти сроки, и в гуманных приговорах судьи Уилсона всем пятерым отмечено, что после освобождения мужчины отбудут 3 года, в женщины 2 года административного надзора, но в судебных документах указано, что их могут и должны депортировать.

Как, например, указано в пункте 17 Соглашения о признании вины Дмитрием Федосеевым, он "понимает, что если (он) не гражданин США, осуждение за тяжкое уголовное преступление (felony) по данному делу может грозить перемещением, также известным как депортация, которая при определенных обстоятельствах может быть обязательной, а также отказом в получении гражданства и во въезде в США в будущем". Там же отмечено, что ни судья, ни адвокат не могут советовать подсудимому полностью учитывать иммиграционные последствия признания им вины и он не может использовать такие неожиданные последствия, как основание для отзыва уже подписанного признания. После ареста Игорь Федосеев содержится в федеральной тюрьме в Лос-Анджелесе, Тимур Сафин в тюрьме Алленвуд в Нью-Джерси, а Сирхей Патапу угодил в тюрьму Ла Туна в городке Энтони на западе Техаса. Где сидели Федосеева и Герасимова, неясно, но Кристину освободили 14 мая, а  Ирину 20 мая этого года, то есть сразу после приговоров.

Все пятеро, которых прокуратура назвала хакерами, хотя они таковыми не были, признали вину в том, что серией вторжений в компьютеры трех американских компаний нанесли им ущерб на общую сумму примерно 5 млн долларов. В предъявленном им обвинении утверждалось, что с 2014-го по 2016 год подсудимые «незаконно получали доступ к программной платформе, через которую администрировались резервные сберегательные счета». Названия пострадавших компаний в доступных документах дела не сообщаются, но известно, что две были корпорациями медицинского страхования и проходят под инициалами "P.B." и "F.M.", а третья была авиакомпанией и никак не обозначена. Представитель федеральной прокуратуры Том Мрозек тоже отказался назвать их, но подтвердил, что компания "F.M." в результате действий подсудимых объявила банкротство.

"Бегунки" в США, хакеры в России

В обвинении, которое было поделено на два дела (Кристину Герасимову обвинили отдельно), также указывалось, что подсудимые действовали "в сговоре с хакерами, часть которых, возможно, находилась в России" и хакеры совершили три установленные, а точнее, включенные прокуратурой в обвинение атаки. В июле 2014 года они проникли в компьютерную систему авиакомпании, в декабре 2015-го - в базу данных одной медицинской компании и в феврале 2016-го - в базу данных другой. Подсудимых Том Мрозек назвал «участниками аферы, которая обошлась в миллионы долларов и делала своими жертвами людей, у которых похищали личные данные». Такие аферы, пояснил Мрозек, «невозможны без так называемых «бегунков» ("runners"), которыми были подсудимые, и мы рады увидеть их привлеченными к ответственности». Во всех случаях лос-анджелесские «бегунки» пользовались украденными хакерами личными данными граждан, заказывая на них предоплаченные кредитные и дебитные карты, по которым затем проводили покупки. На украденные карты также снимались наличные деньги и приобретались аккредитивы ("мани-ордера"), а товары приобретались в таких универмагах, как Apple, Best Buy, Home Depot и Target. В перечне купленных товаров обвинение назвало мебель, камеры и часы, кофеварки, соковыжималки и блендеры, компьютеры-лаптопы, планшеты и "таблетки", аудиосистемы и наушники, мобильники и пылесосы... Авиакомпания потеряла на этом около 900 тыс. долларов,  медицинская страховая  компания "P.B." почти 550 тысяч, а компания "F.M." почти 3,5 миллиона долларов, после чего обанкротилась.

Признав себя виновным 20 марта этого года, Тимур Сафин подтвердил судье Стивену Уилсону, что по краденым предоплаченным кредитным картам снял в банкоматах графства Лос-Анджелес 5 074 доллара и купил "мани-ордера" на 19 420 долларов. Еще минимум на 29 300 долларов Сафин отоварился на дебитные карты медицинских компаний. Признав вину 11 апреля 2017 года, Ирина Федосеева подтвердила судье Уилсону, что с декабря 2015-го по февраль 2016 года помогала кибермошенникам отоваривать фактически украденные ими кредитные и дебитные карты клиентов двух страховых медицинских компаний. Ирина приобретала по этим картам товары в различных магазинах, включая Apple и Best Buy, а затем перепродавала их в Интернете. При аресте в апреле прошлого года у нее и ее мужа Дмитрия нашли 519 краденых кредитных, дебитных и подарочных карт, а в предъявленном всей группе обвинении утверждалось, что Федосеева приобрела на эти карты товары на общую сумму больше 225 тыс. долларов. У Сирхея Патапу, который занимался тем же, нашли 525 таких карт, которые он «отоваривал» в магазинах Home Depot и Target.

Краденые карты отоваривались по всему миру

В приговоре Дмитрию Федосееву среди его сообщников помимо уже известных Сафина, Патапу, Герасимовой и бывшей жены Ирины значатся некие "D.F.", "E.B." и "Z.S.", вместе с которыми он с 18 декабря 2015-го по 16 января 2016 года, то есть меньше месяца, проникал в базу данных компании "P.B." с помощью хакера, которого не называют. Этот хакер "модифицировал" приходно-расходные лимиты дебитных карт "P.B.", а затем отправлял эти карты почтой на абонентские почтовые ящики, которые контролировал подсудимый, то есть Дмитрий Федосеев, и на этой афере ее участники заработали 542 692 доллара и 45 центов. В частности, уточняет приговор, по дебитной MasterCard на имя "A.W." за три дня с 16 по 18 января 2016 года в магазинах Best Buy, Magnolia Design Center и Rapport International Furniture на территории графства Лос-Анджелес были куплены товары на общую сумму 65 933 доллара и 93 цента. По поводу медицинской компании "F.M.", которая не вынесла налета кибермошенников и обанкротилась, потеряв три с половиной миллиона долларов, в приговоре Федосееву указано, что на ее дебитные карты делались покупки в штатах Калифорния, Флорида, Техас, Нью-Йорк и Невада, а также в Англии, России, ОАЭ, Вьетнаме и других странах.

18 апреля 2016 года, когда супруги Федосеевы были арестованы, агенты ФБР обыскали их дом и машину, где среди прочего нашли уже упомянутые 519 кредитных, дебитных и подарочных карт. В приговоре отмечено, что 77 подарочных карт были "перекодированы на имена и номера счетов" не Дмитрия и не Ирины. Почти все карты были на имена и фамилии граждан, проживающих за пределами штата Калифорния, то есть преступления совершались на федеральном уровне. Тогда же в машине Федосеевых нашли три удостоверения водителей штата Калифорния с фотографиями супругов, но именами, датами рождения и адресами "W.P.", "S.H." и "A.C."  Что же до самого молодого участника группы "лос-анджелесских бегунков", 22-летней Кристины Герасимовой, она признала себя виновной в сущей ерунде, за которую получила 12 месяцев и 1 день лишения свободы, которые уже отсидела. В ее обвинении перечислены 11 эпизодов мошенничества с краденой дебитной картой MasterCard, выданной на имя "H.S", которые совершались с 28 февраля по 26 марта 2016 года. Сначала Герасимова "проинструктировала" не проходящего по делу сообщника изготовить международные водительские права на имя  "H.S." с ее фотографией, а затем покупала на эту карту товары американского народного хозяйства. В двух универмагах   Home Depot она отоварилась на 2 178 и 3 755 долларов, в двух магазинах Apple на 16 779 и 8 389 долларов и так далее.  Таков финал дела, вершки-"бегунки" которого понесли наказание, а корешки-хакеры остались целыми и невредимыми, но это до поры. Недаром в каждом пресс-релизе наших федеральных прокуратур по делам киберпреступников обязательно говорится, что в сегодняшнем мире размытых виртуальных границ правосудие США найдет преступников, где бы и сколько бы они ни прятались. Громкое, конечно, но не голословное заявление.  

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру