Президент, Конгресс и предвыборные обещания

Повестка дня

Конгресс вернулся на работу после летних каникул. Строго говоря, ни та, ни другая палата на каникулы не уходили: раз в три дня председательствующий стучал в пустом зале молотком, объявлял пленарное заседание открытым и тотчас закрывал его новым стуком.

Повестка дня

Эта процедура - pro forma session, формальное заседание – существует для того, чтобы не дать президенту принять кадровые решения единолично, в обход Конгресса. В данном случае существовала возможность замены руководства Министерства юстиции, которым президент очень не доволен.

Обе палаты контролируют республиканцы. Заседания формы ради ярко иллюстрируют состояние отношений президента с партией, лидером которой он считается. Они испортились после того, как 27 июля Сенат не смог исполнить одно из главных предвыборных обещаний президента – заменить медицинское страхование по Обаме страхованием по Трампу. Трое республиканцев прогосовали против билля вместе с 46 демократами и двумя независимыми сенаторами. Джон Маккейн ради такого случая встал с одра тяжкой болезни и обеспечил счет 51:49.

Президент обвинил в провале лидера фракции Митча Макконнелла, хотя сам торопил его, не обращая внимания на предупреждения. Он расценил неудачу как «предательство». На всех углах твердящий о своем искусстве заключать сделки Дональд Трамп и слышать не хотел о том, что с Конгрессом надо работать, вести переговоры и заключать сделки с каждым колеблющимся законодателем.

Президент рвал и метал в своем «Твиттере». Он неделями не общался с лидерами палат. Не оставлял без внимания ни единую реплику законодателей-однопартийцев, осмелившихся публично противоречить ему. О влиятельнейшем сенаторе Линдси Грэме он написал, что тот «ищет популярности». Это смешно. Линдси Грэм стал сенатором задолго до избрания Трампа и будет оставаться им, пока ему не надоест.

А впереди у Конгресса амбициозная повестка дня, а также вопросы, не терпящие отлагательства. Один из них – повышение лимита внешних заимствований. Кандидат Трамп обещал за восемь лет погасить госдолг США, составляющий сегодня около 20 триллионов долларов. Но теперь он требует от Конгресса повысить потолок и в противном случае угрожает «закрыть» правительство. Республиканцы, по его мнению, упустили блестящую возможность сделать это, прицепив поправку о долге к биллю о льготах ветеранам вооруженных сил, принятому обеими палатами единогласно. Но отнюдь не все однопартийцы президента поддерживают повышение потолка – ведь средства нужны для строительства стены на границе с Мексикой. Эти средства, несмотря на обещания президента заставить Мексику заплатить за нее, в бюджет не вернутся.

Решение о госдолге необходимо принять до конца финансового года, то есть до 30 сентября. Этот предельный срок относится и к федеральному бюджету, который совершенно точно не будет принят вовремя. (Конгресс не принимает закона о бюджете. Палаты голосуют за резолюцию, которая определяет основные параметры бюджета, а затем принимаются билли об ассигнованиях по каждой статье расходов – эта работа в настоящее время далека от завершения.) Отсюда угроза Трампа «закрыть» правительство, у которого не будет денег на текущие платежи: выделяет средства Конгресс, но распоряжается ими Казначейство. Эта ситуация называется импаундментом. В точном юридическом смысле это арест на имущество, применительно к бюджету - вето на расходование средств. В прошлом Конгресс выходил из положения, принимая закон о краткосрочном финансировании. Так будет и на этот раз.

Другой срочный вопрос – федеральная помощь Техасу и Луизиане, пострадавшим от урагана «Харви». Ожидается, что первый транш – 7,85 миллиарда долларов – будет утвержден до конца недели (всего предполагается выделить 150 миллиардов). Родилась идея включить положение о повышении лимита госдолга в законопроект о помощи. Однако ряд сенаторов-республиканцев заявили, что будут голосовать против такой увязки.

Далее в планах значится налоговая реформа, которая, по словам президента, «создаст миллионы новых рабочих мест». Во вторник он пригласил в Белый дом республиканских лидеров Конгресса и председателей профильных комитетов, чтобы обсудить перспективы законопроекта. Перспективы не слишком радужные. Львиная доля налоговых сокращений приходится на корпоративный бизнес. Президент исходит из презумпции, что освободившиеся средства будут направлены на расширение и развитие производства, а следовательно, от сокращений выиграют и наемные работники. Но в прошлом сокращение налогов отнюдь не обязательно стимулировало экономику. Во всяком случае, Конгрессу предстоят длительные дебаты по этому вопросу. Вряд ли реформа будет принята до конца календарного года, как хочет президент.   

А впереди еще и масштабный проект обновления инфраструктуры, которому тоже требуется федеральное финансирование. Президенту пора отказаться от тактики кавалерийского наскока и начать работать с Конгрессом, если он и впрямь хочет чего-то добиться.       

Новости региона

Все новости