Сумеет ли Бетси Девос реформировать американскую школу?

«Железная леди» Министерства образования

«Cоблазнительно прийти к выводу, что за первые шесть месяцев пребывания на посту министра образования Бетси Девос не достигла чего-нибудь существенного», – пишет Валери Страусс в Washington Post. А почему, собственно, соблазнительно? Да потому, что стало «общим местом» критиковать Бетси и желать ей провала.

«Железная леди» Министерства образования
Бетси Девос

В Конгрессе не поддержали ее планы. И республиканцы, и демократы отвергли ее предложения по сокращению бюджета. В ее ведомстве, как, впрочем, и во многих других в администрации Трампа, немало незаполненных вакансий, что, естественно, отрицательно сказывается на работе аппарата. Да и сама личность Элизабет «Бетси» Девос, 11-го по счету министра образования США, настолько противоречива, что одно лишь ее появление на любом общественном мероприятии вызывает протесты. Пришлось выделить для нее специальную дополнительную охрану силами службы федеральных маршалов, и это обходится американским налогоплательщикам ежемесячно в $1млн.

Ее встретили в штыки с первых шагов. Многочисленные критики, по ее собственным словам, превратили ее жизнь в «настоящий ад». Даже в недрах министерства, уверяет Девос, полно недоброжелателей.

Пожалуй, еще никогда в истории американского просвещения не было столь спорной фигуры. Как известно, ее утверждение в Сенате висело на волоске, голоса разделились поровну, и только вмешательство вице-президента Майка Пенса, поддержавшего Девос, решило исход зашедшего в тупик голосования. В первой же общественной школе, которую министр посетила в столице, Jefferson Middle School Academy, дорогу ей преградили пикеты демонстрантов. В другой школе, в

Сан-Диего, в которой Девос захотела побывать, педсовет проголосовал за то, чтобы не приглашать ее, иными словами, указали на дверь. Но шесть месяцев не прошли для нее даром. Девос устояла и сумела своими действиями разубедить некоторых оппонентов.  

Washington Post – газета либерального направления. И тем не менее ее обозревательнице Валери Страусс хватило объективности признать: «Нравится это вам или нет, но Девос за короткое время сделала значительные шаги по пути изменения системы просвещения, и одно ее присутствие на посту главы министерства сигнализирует нечто важное относительно прошлого, настоящего и будущего образования в США».

Эта миллиардерша из Мичигана оказалась способной принять близко к сердцу проблемы и беды американской школы. И хотя многим ее взгляды не по душе, убеждает та последовательность, с какой она их отстаивает. На протяжении десятилетий Девос защищает право родителей на выбор, на альтернативу общественным школам, которые, по ее мнению, не дают детям ни достаточных знаний, ни серьезной подготовки к вызовам XXI века. 

В одном из интервью она заявила: «Я ожидаю, что будет больше чартерных школ. Больше частных школ. Будет больше виртуальных школ. Я ожидаю, что будут школы всех видов, которые когда-либо были изобретены».

То есть надежды возлагаются на разнообразие. И вместо единой системы народного образования, регулируемой чиновниками из Вашингтона, - свобода выбирать на местах то, что больше подходит в каждом конкретном случае.

К чартерным можно относиться по-разному. Но никто не сможет отрицать такие объективные показатели, как экзаменационные оценки. Управление образования штата Нью-Йорк опубликовало на днях статистику, отражающую результаты проводившихся весной тестов по английскому языку и математике в классах с третьего по восьмой.

В целом число учеников, показавших хорошие результаты по английскому (третий и четвертый уровень) выросло с 37,9% (в 2016 году) до 39,8%. Рост на 1,9%. По математике соответственно показатели поднялись с 39,1% до 40,2%. То есть больше на 1,1%. Хоть и небольшой, но прогресс. Канцлер Совета регентов Бетти Роса так и сказала: «Это скромное улучшение оценок вселяет в меня надежду».

Но если вы посмотрите раздел, относящийся к чартерным школам, то слово скромный едва ли будет уместно. В среднем по штату показатели по английскому языку выросли на 4,7%, а по городу Нью-Йорку - на 5,2%. По математике меньше: на 2,8% в среднем по штату и 3% по городу Нью-Йорку. Но все равно лучше по сравнению с общими показателями.

И что еще очень важно: чартерные школы в «неблагополучных» районах, где живут семьи с низким доходом и меньшинства, дают такие результаты, каких никогда не могли добиться в общественных. В интервью Wall Street Journal на прошлой неделе Ева Московиц, руководитель группы чартерных школ Success Academy, отметила, что показатели успеваемости по математике детей центрального Гарлема удвоились по сравнению с 2013 годом, и это произошло на 96% за счет учеников чартерных. Последняя статистическая сводка Управления образования подкрепляет ее расчеты. И это разрушает миф о том, что чартерные школы – это нечто для избранных, для детей из состоятельных семей. Как выяснилось, совсем наоборот.  

Есть ли выход из «тупика»?

Итак, по мнению Девос, возможности общественных школ исчерпаны. Ситуация, в которой они сейчас находятся, она охарактеризовала как «тупик». Будущее – за альтернативными учебными заведениями: чартерными, ваучерными, онлайновыми и т.д. В них она видит спасение, и еще в том, чтобы прививать в классах «любовь к американским ценностям и воспитывать характер» – то, что сейчас напрочь отсутствует «в нашем реалистическом и политически корректном мире».

Автор статьи в Washington Post вполне резонно отмечает, что чартерные и ваучеры не панацея и что с ними тоже во многих случаях возникают неприятные, а то и скандальные ситуации. И финансовые злоупотребления, и неэффективность. Так, например, в апреле были проведены исследования среди группы учащихся в Вашингтоне, которые получили ваучеры на деньги из федеральных фондов.  Оказалось, что после года учебы в частных школах их показатели на экзаменах были хуже, чем у прежних одноклассников, продолжавших обучение в общественной системе образования. Конечно, вы можете сказать: это частный случай. Верно. Делать по нему какие-то далеко идущие выводы не стоит. Но проходить мимо тоже нельзя.

В признании достижений Девос за полгода, сделанном журналисткой Washington Post, ключевые слова – «нравится вам это или не нравится». Валери Страусс многое не нравится. В частности, то, что министр «сумела продвинуть на национальную авансцену идеи, которые прежде рассматривались как радикальные». Дескать, ее частные нападки на чрезмерное вмешательство федерального правительства могут предвещать ликвидацию Министерства образования. Не рубит ли она сук, на котором сидит?

«Меня нисколько не пугает, что я останусь без работы, – признается министр. – Но вряд ли это произойдет. Я не уверена, что в Конгрессе найдутся сторонники уничтожения министерства». Действительно, это пока выглядит как утопия. Однако функции этого органа и степень его влияния могут измениться. Вспоминается знаменитое высказывание Рональда Рейгана: «В английском языке нет более устрашающих слов, чем «Я из правительства, и я здесь, чтобы помочь». Правительство, мол, не столько решает проблемы, сколько их создает. Девос согласна с Рейганом. И ее нигилизм по отношению к правительству может привести к тому, что у американцев повсеместно выработается отвращение к системе общественного образования. А между тем подавляющее большинство детей учатся именно в школах этой системы и будут учиться в них в ближайшие годы, как бы дальше ни повернулись события.

Арни Данкен, министр образования в администрации президента Обамы, сторонник чартерных школ (но не ваучеров), продолжает утверждать, что общественные школы необходимы и полезны. Ну ладно, он демократ. Но ведь и Маргарет Спеллингз, возглавлявшая министерство при республиканце Буше, во всеуслышание заявляет, что без общественного образования не обойтись и что его нужно регулировать и управлять им «сверху».

Но Девос больше ориентируется на другую Маргарет – англичанку Маргарет Тэтчер, которая тоже, хотя мало кто об этом вспоминает, была министром просвещения в правительстве Эдварда Хита до того, как встала во главе Консервативной партии Великобритании.

В июле, выступая на конференции American Legislative Exchange Council, Бетси Девос вспомнила «железную леди»:

«Тэтчер часто с сожалением отзывалась о тех, кто винил во всех своих проблемах общество. «Но что такое общество? – спрашивала она. – Нет такого. Есть отдельные люди, мужчины и женщины, и их семьи.  И именно семьи могут что-то сделать, а не правительство». «Железная леди» была права тогда. Права она и сегодня».

Вместе с Трампом Девос готовила проект бюджета на 2018 год, в котором предусматривались сокращения по системе образования в целом. И в то же время было намечено выделить на чартерные школы и ваучеры $400 млн в дополнение к $1 млрд на всю перестройку системы с предоставлением родителям широких возможностей выбора. Кроме того, предлагалось увеличить налоговые кредиты для учащихся в рамках общей налоговой реформы. Конгрессмены ясно дали понять, что с уменьшением расходов на систему общественного образования не согласятся. Не выразили восторга и по поводу дополнительных денег на ваучеры. В целом положительно отнеслись к повышению налоговых кредитов, но только в небольшом объеме. Так что этот раунд Девос проиграла. Но она полна решимости продолжать бой, и последнее слово еще не сказано.

«Эквивалент таких компаний, как Uber»

Надо отдать должное ее преданности тем идеям, которые продолжают ее вдохновлять. Девос из очень состоятельной семьи. У нее четверо детей. Могла бы без особых забот наслаждаться прелестями обеспеченной частной жизни. Так нет же. Вдвоем с мужем Ричардом они десятилетиями борются за концепцию выбора разных типов школ. Оба сыграли важную роль в том, что в их штате Мичиган в 1993 году был принят закон о чартерных школах и ваучерах. Именно тогда среди ее оппонентов распространилось убеждение, что Бетси Девос собирается приватизировать все образование в Америке. Это преувеличение. Но нет дыма без огня. Она не скрывает своих амбициозных планов и говорит о просвещении на языке бизнеса.

Альтернативные школы – это для нее «эквивалент таких компаний, как Uber, Lyft и им подобные». Образование – это инвестиции. Оппоненты из Американской федерации учителей вступили в ней в полемику: «Бетси Девос говорит, что нужно инвестировать деньги в индивидуальных учащихся. Нет, мы должны инвестировать в систему отличных общественных школ для всех детей». Диалог с учительским профсоюзом продолжается в том же «финансовом» ключе. 

«Я не могла поверить своим глазам, когда прочла это, хотя мне и импонирует их откровенность, – возражает Девос. – Но они с предельной ясностью дали понять, что их больше волнует система, созданная в 1800-х годах, чем сами ученики. Они считают, что образование – это не инвестиции в конкретных отдельных школьников. Они абсолютно не правы».   

Следующие полгода обещают быть для Бетси Девос не менее бурными, чем первые шесть месяцев. Ее начинания  по-прежнему встречают сопротивление. Где бы она ни появлялась, вспыхивают протесты. Гэйл Коллинз, колумнистка New York Times, недавно устроила саркастический конкурс на звание худшего министра в кабинете Трампа. Кто, как вы думаете, победил? Ну конечно, Бетси Девос. Но насмешки и протесты не могут ее остановить.

«После того, как мы с Диком убедились, что филантропия может помочь лишь ограниченному числу детей, мы решили действовать на общественной арене и изменить жизнь как можно большего количества школьников и их родителей, – сказала она в уже упоминавшейся речи на конференции American Legislative Exchange Council. – Это единственный способ вызвать фундаментальный и неизбежный сдвиг в подходе к образованию в Америке».

Удастся ли ей это? Вопрос остается открытым...

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру