Тени "русской мафии" в федеральном суде Манхэттена

Уголовное дело о заказном убийстве лопнуло, как мыльный пузырь

В манхэттенском федеральном суде близится к финалу громкое дело, которое началось с обвинений в заказном убийстве и развалилось на два дела о вымогательстве и одно дело о недонесении.

Уголовное дело о заказном убийстве лопнуло, как мыльный пузырь

Громким его можно считать из-за того, что все участники - иммигранты из бывшего СССР, двое - родственники-миллионеры, а один - бывший активист "русской мафии в США". 46-летний бизнесмен Олег Митник уже несколько лет разводится с 45-летней Ронит Митник, деля с ней 20 млн долларов, и осенью 2015 года он заявил в ФБР, будто отец его жены бизнесмен Анатолий Потик за 100 тыс. долларов заказал его убийство, чтобы Ронит получила 8 млн долларов страховки за смерть мужа и несколько миллионов своей доли за два их дома. Наемным киллером Митник назвал рецидивиста Бориса Найфельда по кличке Биба, а посредником - тоже ранее судимого Бориса Котлярского. Всех троих арестовали, но доказать заказное убийство не получалось. В деле Найфельда и Котлярского есть показания, что когда Биба был в России, Котлярский связался с Митником и сообщил, что его жизнь в опасности, причем убить его   заказали грозному Бибе, которого Котлярский хорошо знает и может отговорить. В ФБР заявлению Митника поверили и снабдили диктофоном, на который он тайно записывал разговоры на встречах с Найфельдом и Котлярским. Таких встреч было несколько, и на последней 14 января 2016 года Митник вручил Найфельду 50 тысяч долларов задатка за отказ от убийства, и Бибу с Котлярским арестовали в тот же день.

Заказное убийство обернулось обычной аферой, но аферой с устрашением жертвы, в итоге оба Бориса порознь признали себя виновными в вымогательстве денег у Митника и Котлярский получил 41 месяц лишения свободы, а Найфельд 23 месяца. Обвинение в заказе убийства зятя с Потика сняли и обвинили в том, что он не сообщил ФБР о вымогательстве по другому делу, в чем он согласился признать себя виновным. Приговор Потику, которому грозит от четырех до десяти месяцев лишения свободы, был назначен на 4 августа, но федеральный манхэттенский судья Алвин Хеллерстин перенес эту дату, пояснив, что получил от Олега Митника письмо, в котором тот утверждает, будто федеральная прокуратура чересчур благоволит к Анатолию Потику за его сотрудничество с ФБР. Адвокат Роберт Стал категорически отрицает такое сотрудничество своего клиента. Никаких доказательств причастности Потика даже к разговорам о заказе убить Митника, если не считать его заявление в ФБР,  в деле не было, но его зять настаивает на своем. "Я живу в страхе за свою жизнь из-за Потика, человека с криминальным прошлым, которое насчитывает десятилетия, а также из-за других членов русской организованной преступности, которые участвовали в сговоре с целью убить меня, - написал судье Олег Митник. - Я не могу спать. Я меняю маршруты по пути на работу и с работы, мои личные и семейные отношения пострадали".

Недавно Митник направил судье Алвину Хеллерстину второе письмо на эту тему. "Я оказался намеренной жертвой сговора с целью заказного убийства, задуманного и созданного моим тестем Анатолием Потиком", - написал Митник. - Если меня застрелят на светофоре по пути с работы домой, что тогда скажет прокуратура? Что я, к сожалению, просто «неизбежная потеря» в результате усердия федеральных властей получить сотрудничество Потика ради престижа прокуратуры?". В письме Митник также отметил, что Биба Найфельд должен выйти на свободу 14 сентября этого года, явно намекая, что несостоявшийся заказ может быть выполнен. "Потик и Найфельд, - написал он, - люди, которые росли среди головорезов, банд и организованных преступных групп, возникших после распада Советского Союза и крушения советского «аппарата». Жизнь для таких ничего не стоит. И не заблуждайтесь - они меня убьют. Конечно, если бы я знал, что все это кончится легким укором за сговор с целью убийства, то никогда не пришел бы в ФБР или федеральную прокуратуру и не сотрудничал бы против этих людей. Я никогда бы не дал агентам убедить меня носить диктофон и записывать их разговоры. Думать, что люди такого сорта на будут мстить за то, что я сделал, значит игнорировать реальность". В письме Митник попросил судью Хеллерстина разрешить ему выступить в суде, заседание которого назначено на 28 августа.  Недолго думая, судья отказал Митнику, ответив, что, поскольку он все-таки не жертва, ему не положено жаловаться на ход процесса.

Предъявленное Потику новое обвинение и его признание для судьи звучали недостаточно убедительно. Федеральная прокуратура постаралась внести ясность, и 14 июля 2017 года помощник манхэттенского прокурора Эндрю Томас направил судье Алвину Хеллерстину и адвокату Роберту Сталу "Юридическое обоснование предъявленного Анатолию Потику обвинения (Information)  и фактическое основание признания им вины". Там говорилось, что "14 января 2016 года агенты ФБР арестовали Бориса Найфельда и Бориса Котлярского в связи со сговором вымогать деньги у  «Жертвы» (Олега Митника). Найфельд и Котлярский сообщили «Жертве», что Анатолий Потик договорился убить его, но Котлярский и Найфельд могут за плату отменить этот договор. Позже оба признали себя виновными в сговоре с целью вымогательства. 22 января 2016 года агенты ФБР арестовали Анатолия Потика, и тогда же федеральная прокуратура (Government) обвинила Пoтика в подготовке заказного убийства. Согласно обвинению, Потик предложил Найфельду плату за убийство «Жертвы». Прокуратура отказалась от этого обвинения, и 8 июня 2016 года суд по ходатайству прокуратуры закрыл дело".

Далее помпрокурора Эндрю Томас написал, что 7 июня 2016 года федеральная прокуратура начала новое расследование, составив данное обвинение (Original Information), и Потика обвинили в сговоре с целью путем вымогательства получить долг. 24 апреля 2017 года Потик признал это и в тот же день предстал перед судьей-магистратом Эндрю Пеком, чтобы подтвердить признание (Plea Agreement), и судья-магистрат Пек рекомендовал суду принять это признание. Но 23 мая 2017 года тот же судья Пек обязал обе стороны представить дополнительные факты того, что Потик скрыл совершенное преступление, и 30 мая 1917 года Потик через своего адвоката представил суду следующее объяснение: "Летом 2015 года в Южном и Восточном округах штата Нью-Йорк мне стало известно о лице, которое пытается получить долг путем вымогательства. Это был долг третьего лица мне в сумме 20 тыс. долларов за деловую операцию в прошлом. Тот, кто пытался получить этот долг, делал это, узнав о долге от меня, но без моей просьбы предпринимать какие-либо действия. Он позвал меня на встречу в последнюю минуту. Хотя он действовал на свое усмотрение, я не сообщил об этом властям как можно быстрее. К тому же пострадавший прислал мне текстовое сообщение с вопросом, что этот парень, который пытается получить с него деньги. Пытаясь скрыть преступление, я уничтожил этот текст, чтобы данных о нем не существовало".

В ответ на это мутное объяснение судья-магистрат Пек назначил на 11 июля 2017 года заседание по сути дела, но 6 июля 2017 года федеральная Служба пробации направила в суд обязательную характеристику подсудимого перед приговором (Presentence Report или PCR). Там, в частности, разъяснялось, как именно Потик скрыл доказательства попытки вымогательства. В июне 2015 года Потик и Найфельд встретились в бруклинском ресторане, где Найфельд, будучи фигурой организованной преступности с репутацией жестокости, предложил Потику помощь в получении долга. Позже тем же летом, когда Найфельд услышал, что Потик и его предполагаемый должник разговаривали друг с другом, он подошел к должнику и потребовал, чтобы тот расплатился с Потиком. Должник спросил, хотят ли они решить этот конфликт по-хорошему или по-плохому (civilly or criminally), и Найфельд ответил, что ему все равно. Через пару дней этот конфликт продолжился, когда Найфельд, Потик и еще один человек приехали на назначенную встречу с должником, который прибыл примерно с двумя десятками людей, частично выглядевшими вооруженными. Найфельд отказался получать долг, а Потик скрыл все это и уничтожил относившиеся к этому текстовые сообщения.

Со стороны защиты адвокат Роберт Стал написал судье Пеку, что Потик "не только знал о преступлении, но подтвердил его, уничтожив текст подразумеваемой жертвы в попытке скрыть от правоохранительных органов возможную улику. Мы почтительно признаем, что акт уничтожения этого текста подтверждает нарушение закона". Поступок своего клиента адвокат назвал "недооценкой уголовного преступления".  В переводе на более понятный язык вышло, что должник Потика оказался тоже не законопослушным гражданином и на "забитую стрелку" явился с подмогой, которая напугала некогда  грозного Бибу. В свое время Найфельд вроде бы участвовал в ликвидации грозного Фимы Ласкина, которого в 1991 году зарезали в Мюнхене, но резал Фиму не Биба.

Уроженцу Винницы Олегу Митнику принадлежит крупная компания грузоперевозок TRT International с офисом в Ньюарке, штат Нью-Джерси. Отец его родившейся в Израиле жены Ронит,  68-летний Анатолий Потик, тоже уроженец Украины и успешный американский бизнесмен.  Бизнесмен Борис Котлярский киевлянин, а профессиональный преступник Борис Найфельд родом из Гомеля. Олег Митник и Ронит Потик познакомились и поженились лет двадцать назад, у них 16-летняя дочь, которая живет с матерью, и 17-летний сын, который живет с отцом. В рамках их гражданского дела о разводе было возбуждено "civil criminal case" - уголовное дело о заказном убийстве, которое лопнуло, как мыльный пузырь, распавшись на три пузырька.

Новости региона

Все новости