Дни затмения

После Шарлоттсвилля

«Если свобода что-нибудь означает, то это право говорить людям то, чего они не хотят слышать». Так сказал Джордж Оруэлл, автор классической антиутопии о Большом Брате и Министерстве правды. В Америке роман хорошо знают, но в эти дни о нем никто не вспоминает. Страсти накалены до предела. «Министерство правды» работает с полной нагрузкой по обе стороны баррикад.

После Шарлоттсвилля

По Интернету циркулирует, например, сообщение о том, что в Мемфисе леворадикальные протестанты пытались выкопать из могилы тело генерала армии конфедератов, одного из основателей ку-клукс-клана Натана Бедфорда Форреста – вероятно, чтобы надругаться над трупом. Копать лопатами они будто бы утомились и обещали вернуться с экскаватором. На самом деле демонстранты хотели задрапировать конную статую Форреста, но полиция помешала им. Могилу, расположенную под статуей, никто не трогал. Оказалось, сообщению о лопатах уже два года. Местное телевидение показало тогда, как протестанты сковырнули лопатой кусок дерна с газона вокруг памятника – чисто символически. Но fake news уже пошла гулять по блогам и новостным сайтам. Уравновешенные, умеренно консервативные авторы ослеплены раздражением и пишут гневные комментарии.

Когда правые готовили свою акцию в Шарлоттсвилле, крупнейшая правозащитная организация США – Американский союз за гражданские права (ACLU) – встала на их сторону и поддержала в суде. Глава союза Энтони Ромеро объяснил его позицию: «Расизм и фанатизм не исчезнут, если загнать их в подполье». Это верно, запрет – не решение проблемы. В спокойной обстановке редкий американец не согласится с этим. Но сегодня все потеряли голову. И вот уже сотрудники ACLU получают угрозы за «пособничество нацизму», а колледжи выгоняют студентов за участие в шарлоттсвильской акции. Затеянный сторонниками Трампа всеамериканский марш «за свободу слова» пришлось отменить во избежание новых побоищ.

В Бостоне марш состоялся, и мэр города Марти Уолш поблагодарил его участников за мирный настрой. То же самое сделал президент Трамп. Организаторы марша публично запретили участвовать в нем неонацистам и ку-клукс-клану и использовать «язык вражды». Однако, по сообщениям прессы, в мероприятии приняли участие всего два-три десятка человек. Акция была скомкана и объявлена законченной через полтора часа после начала во избежание насилия: контрдемонстрантов насчитывалось 40 тысяч. Полиция развела две неравные группы при помощи буферной зоны (чего не сделала полиция Шарлоттсвилля), обошлось без инцидентов, никто не пострадал. Вероятно, только так можно снизить эмоциональное напряжение этого жаркого августа.

В гражданской войне не бывает победителей и побежденных. Историю можно переписать, но ее наследие остается в умах и душах. Этой горечью вперемешку с пороховой гарью и удушливым ароматом магнолии пропитаны страницы книг писателей-южан – это великая литература, без которой Америка не была бы такой, какая она есть в своих лучших проявлениях. «Прошлое никогда не умирает, - написал один из этих южан, Уильям Фолкнер. – Это даже не прошлое». Вот оно и настигло нас опять. Ведь недаром в слогане нынешнего президента «Сделай Америку великой снова» ключевое слово – «снова».

История всякой страны, если изучать ее без гнева и пристрастия, причудлива и полна противоречий. В ней невозможно все разложить по полочкам, написать ее «объективно» - в то, что это вполне достижимо, верит президент России, но «объективность» всегда оборачивается враньем. Сегодня многие в Америке забыли, что оплотом расизма была Демократическая партия, а когда демократов-южан перестал устраивать курс партии, они раскололи ее. С другой стороны, генерал Роберт Ли вполне мог командовать армией Союза, если бы принял предложение Линкольна.

Но кому сегодня есть дело до истории? Ведь не историки же размахивают бейсбольными битами. Эти дюжие молодцы, вполне возможно, понятия не имеют, кого изображает конная статуя, которую они защищают или требуют снести. Статуя – это повод, а причина – крайняя политическая поляризация, которая не находит легитимного выхода, потому что в стране прекратился диалог, взаимодействие главных политических сил: им нечего сказать друг другу. Во время теледебатов последней президентской кампании мы это отлично видели.

Дональда Трампа нынешний кризис застал врасплох. Он имеет смутное представление о его истоках и пытается управлять страной по-фамусовски: «Подписано, так с плеч долой». Он очень сердится, когда выясняется, что страна не желает подчиняться президентским указам, что в ней есть еще две равноправные с президентом ветви власти. Что уж говорить о кризисном управлении! Он всю жизнь был сторонником простых решений и не пользуется никаким моральным авторитетом у половины населения. Недавний опрос показал, что Трамп теряет поддержку в штатах, благодаря которым выиграл выборы: в Мичигане, Пенсильвании и Висконсине его деятельность на посту президента одобряют 34-36 процентов избирателей. Если так пойдет и дальше, он может стать президентом без партии.  

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру