Дональд Трамп против Роберта Мюллера

Ловушка для президента

Дональд Трамп никак не привыкнет к тому, что правительство устроено несколько иначе, чем частная компания, которой он руководил прежде.

Ловушка для президента
Роберт Мюллер

В частности, к тому, что Министерство юстиции - не адвокатская контора, призванная защищать интересы своего клиента. В своих недавних интервью New York Times и Wall Street Journal он сердито говорил, что не назначил бы Джеффа Сэшенса министром, если бы знал, что он самоустранится от расследования предполагаемого сговора его избрательного комитета с Россией. По мнению Трампа, Сэшенс поступил «очень нечестно по отношению к президенту, и это еще мягко сказано».

Иными словами, он назначил Сэшенса для того, чтобы тот прекратил «величайшую в истории охоту на ведьм», а Сэшенс вероломно ушел в сторону. А ведь, казалось бы, ни в чем не виновный президент должен быть заинтересован в том, чтобы расследование докопалось до дна.

Трампа особенно возмущает назначение специального прокурора. Он настаивает на том, что весь «Рашагейт» - это вымысел его врагов. Ну так пусть спецпрокурор Роберт Мюллер и разберется в этом. Если сговор с Россией - блеф, это обязательно выяснится. Но президенту неугодно, чтобы Мюллер вообще занимался этим делом. В том-то и штука, что Минюст и подведомственные ему учреждения служат не президенту или партии, а закону. Когда есть основания начать расследование, они не могут его не начать. Личная ли политическая лояльность здесь ничего не решает.

Пытаясь подорвать доверие к Мюллеру, президент и его адвокаты и советники твердят о «конфликте интересов», который будто бы мешает прокурору и его следователям проявить объективность. Сам Дональд Трамп в интервью New York Times говорил об этом довольно путано, но обещал огласить эту информацию «в свое время». Из других источников мы знаем, что речь идет о личных взаимоотношениях Мюллера и бывшего директора ФБР Джеймса Коми, о делах, которые члены команды Мюллера расследовали в прошлом и об их личных вкладах в избирательные кампании демократов.

Крайне не нравится президенту и первый зам министра юстиции Род Розенстайн, который в настоящее время курирует расследование. Во-первых, он выходец из Балтимора, где «очень мало или вообще нет республиканцев». Во-вторых, он претендовал на должность директора ФБР. И на следующий день после собеседования с президентом по этому поводу назначил спецпрокурора. Трамп считает это тоже конфликтом интересов.

На прошлой неделе стало известно, что Роберт Мюллер созвал большое жюри и, вероятно, вскоре начнет издавать повестки. Это уже серьезно. Большое жюри решает вопрос о том, хватает ли прокурору доказательств для предъявления обвинительного заключения. Шаг Мюллера означает, что он уверен в том, что доказательств у него достаточно или скоро будет достаточно.

Может ли президент уволить спецпрокурора? По личному хотению - нет. Такие полномочия есть у министра юстиции. Но министр Сэшенс взял самоотвод. Значит, это право перешло к Розенстайну, который уже заявил в своих показаниях Конгрессу, что не видит для этого никаких оснований. Президент вправе заменить Сэшенса на посту министра. У преемника не будет самоотвода от «Рашагейта» - следовательно, он может отстранить Мюллера. Конституция дает президенту возможность назначить министра без утверждения Сенатом, если Сенат в это время находится на каникулах. Но Сенат уже принял меры к тому, чтобы этого не произошло. Каждые несколько дней он собирается на заседание, состоящее из двух ударов молотка председательствующего. То есть формально Сенат не ушел на каникулы. Поделать с этим ничего не могли ни Буш, ни Обама, не сможет и Трамп - Сенат сам решает, когда и как ему заседать, а когда отдыхать. По той же самой причине президент не может без одобрения Сената назначить первого зама взамен Розенстайна. Если же он представит своего назначенца Сенату, Сенат неизбежно возьмет с него клятвенное обещание не отстранять Мюллера и не закрывать расследование.

Существуют более сложные, юридически вроде бы корректные схемы смены руководства Минюста, однако они чреваты политическими издержками и почти наверяка будут оспорены в судебном порядке. Но даже если эта смена сойдет президенту с рук, новый министр или его зам столкнутся с отсутствием законного повода для отстранения спецпрокурора. Основанием может быть его ненадлежащее поведение, уклонение от исполнения долга, неспособность исполнить этот долг или конфликт интересов. Для самого Трампа «красная линия» - это изучение спецпрокурором личных финансов президента и его семьи. По мнению Трампа, это выходит за рамки мандата Мюллера и будет превышением власти. Но с точки зрения закона ни одна из предъявленных Мюллеру претензий не составляет конфликта интересов и не может служить основанием для его увольнения. Мандат Мюллера дает ему право исследовать финансы президента и других фигурантов. Это право неоднократно подтверждалось федеральными судами. Более того: угрозы президента в адрес Мюллера и его команды могут квалифицироваться как препятствование правосудию.

И наконец, самое главное. Отстранение спецпрокурора ничем не поможет Трампу. Согласно существующему порядку, Мюллер должен будет передать дело ФБР, которое просто не сможет закрыть его, не расследовав до конца. Президент, конечно, может надавить на нового директора ФБР Кристофера Рэя, как пытался надавить на Коми, однако тем самым он навлечет на себя новые обвинения.

Эта страна хорошо усвоила уроки "Уотергейта" и застраховалась от президентского произвола.

Новости региона

Все новости