Будет ли Израиль воевать с «Хезболлой»?

Третья Ливанская

Воюющие в Сирии отряды организации «Исламское Государство» пошли на эскалацию конфликта с Ливаном, впервые обстреляв территорию страны из систем залпового огня «Град».

Третья Ливанская

"ИГ" готовится к боям с подразделениями ливанской армии, которые обучает спецназ США. Ливанская «Хезболла» выражает уверенность в том, что армия справится с поставленной перед ней задачей стабилизировать приграничные с Сирией районы, но в случае чего обещает оказать ей помощь. И сама намерена возобновить сражения с "ИГ" на сирийской стороне границы. Указанные сведения приводит израильское средство массовой информации, газета «Гааретц». Симптоматично, что израильское: Тель-Авив не может оставаться равнодушным к происходящему в треугольнике Ливан - Сирия - «Хезболла», все три стороны которого стягивает Иран.

В грядущих боестолкновениях с ИГ «Хезболла» может преследовать сугубо тактические цели. А может и стратегические: обезопасить свой левый фланг в надвигающейся новой войне с Израилем.

ООН организовала перемирие между Израилем и «Хезболлой» после войны 2006 года: южные районы Ливана должны были быть демилитаризованы при содействии «голубых касок», «Хезболла» - разоружена, причем силами ливанской армии. Сурровая реальность совсем иная: израильтяне оценивают ракетный потенциал «Партии бога» в 150 тысяч единиц; лишь изредка израильским ВВС удается уничтожить грузы с оружием, которое Иран пересылает через Ирак и Сирию своему союзнику в Ливане. «Хезболла» сегодня сильнее, чем она была в 2006 году, и Иран хочет использовать мощь ливанских шиитов и свое собственное военное присутствие в Сирии, чтобы ослабить Израиль. Пока тому способствуют внешние обстоятельства, которые могут оказаться скоротечными. Как то: сохраняющиеся пробелы в израильской системе ПРО; благожелательное отношение к «Хезболле» нынешнего правительства в Бейруте; обеспечиваемое российскими вооруженными силами в Сирии прикрытие воюющих в стране иранских подразделений от израильского возмездия; решимость Европы ни под каким видом не ставить под угрозу ядерное соглашение с Тегераном, во имя которого европейские дипломаты будут готовы всячески сдерживать военные действия Израиля. Плюс временная, надо надеяться, неразбериха, царящая в высших эшелонах власти в Вашингтоне. Необеспеченность дипломатического тыла Израиля в Европе в случае новой войны демонстрирует хотя бы то, что члены Кнессета и произраильски настроенные депутаты германского Бундестага были вынужены просить Министерство внутренних дел ФРГ запретить «Хезболле» проводить в стране публичные мероприятия и открыто рекрутировать новых сторонников.

Уязвимость Израиля перед ракетной угрозой не может быть секретом ни для «Хезболлы», ни для ее спонсоров в Тегеране. В Израиле, как и в любом другом государстве с современной экономикой, множество «мягких мишеней», то есть не поддающихся надежной защите критически важных промышленных объектов, в частности, электростанций, нефтегазовых хранилищ, водоочистных сооружений. Причем Израиль в силу малой территории не в состоянии, в отличие от прочих развитых государств, продублировать эти объекты, чтобы уменьшить свою уязвимость. Появление в Ливане высокоточных иранских ракет или создание там мощностей по производству таких ракет будет с большой вероятностью воспринято Израилем как экзистенциальная угроза и более чем достаточный повод начать боевые действия. Точно так же будет истолковано и развертывание «Хезболлой» в Сирии иранских ЗРК или ракет класса «земля - море». От крупномасштабной войны соперников, таким образом, отделяет всего один-два азартных шага со стороны Хасана Насраллы. Или просто дальнейшее усиление военного присутствия Ирана в Сирии вкупе с его продолжающимися оружейными поставками ливанским шиитам.

Ядерное соглашение международного сообщества с Ираном временно приостановило соперничество Тегерана и Тель-Авива в ядерной области, но только ценой переориентации их соперничества в область стратегически конвенциональную. В которой сила факторов, удерживающих противников от войны, меньше, чем в случае ядерной конкуренции. Такого рода калькуляции - общее место в расчетах и Израиля, и его недругов. Израилю и «Хезболле» по большому счету нечего делить в материальной сфере. В отличие, скажем, от Израиля и Египта в 1973 году, которые оспаривали тогда Синай и Суэцкий пролив. В добавление к этому, Израиль и «Хезболла» не могут рассчитывать на фундаментальное изменение стратегического баланса в свою пользу даже после разрушительного конфликта, ведь ни Иран, ни Россия и ни США из Леванта не уйдут. Оба эти фактора - отсутствие в конфликте материальных факторов и невозможность опрокинуть стратегическое равновесие - могли бы служить основанием пусть для слабого, но оптимизма, что войны Израиля и «Хезболлы» удастся избежать. Да, наверное, подобная логика была бы уместна. Но только не на Ближнем Востоке.

Новости региона

Все новости